Методический раздел

Методический раздел является обязательным для ВКР бакалавра педагогического образования. Его смысл в доказательстве того, что будущий бакалавр овладел рядом необходимых компетенций в области методики преподавания истории.

Правильно писать методический раздел в этом учебном году студентов-историков будет учить наш методист В.М. Антонов: к зимней сессии всем очникам четверокурсникам предстоит написать курсовую работу, которая и будет методическим разделом в будущей ВКР. Тем не менее, считаю необходимым в общих чертах рассказать о методическом разделе – не всем повезет с В.М. Антоновым.

Методический раздел может состоять из двух частей. В первой проводится анализ школьных учебников на предмет того, как объект и предмет ВКР изучается в школе: полно / неполно / совсем не рассматривается, почему, с каких теоретических позиций. При этом необходимо сравнить по нескольку (не менее двух, а лучше трех-четырех) учебников в каждом из двух концентров. Какие конкретно учебники, спросите у В.М.

Во втором разделе помещается созданная на основе материалов ВКР методическая разработка: план-конспект урока или внеклассного мероприятия (тематический классный час, экскурсия, брейн-ринг или что-либо подобное). Этому вы уж точно научились во время педпрактики.

Методический раздел является Приложением 1 вашей ВКР.

Подсказки Студентам:

1) В случае нехватки времени пока можно обойтись и одной методической разработкой. Как правило, это внеклассное мероприятие, поскольку тематические планы уроков в школе давно расписаны и по узкой проблеме, которой посвящена ваша ВКР, отдельный урок провести непросто.

2) Не забудьте – методический раздел форматируется так же, как весь остальной текст ВКР.

6.2. Прочие приложения

Запомните – листы с приложениями в объем ВКР не входят! Сама работа может быть «толстой», листов на сто, а то и больше, но если восемьдесят из них занимают приложения, то она не может быть допущена к защите. Так что для «тощей» ВКР это неудобное правило. Но для капитального исследования оно более чем удобно: если текст очень «раздулся», а сокращать его уже не поднимается рука, можно вынести часть текста (только имеющую цельный, законченный характер, например – параграф) в приложение, а в подобающем месте основного текста указать: «подробнее этот аспект проблемы рассмотрен в Приложении 3». Т.е. выводами этого материала вы оперируете, а сам материал не создает лишнего объема. С этой же целью – сократить учитываемый объем, в приложения выносятся таблицы, схемы, карты, портреты исторических деятелей и прочие иллюстрации.

В приложении могут помещаться документальные источники, на которые опирался автор, но только если они:

1) являлись предметом тщательного источниковедческого анализа (что бывает крайне редко в ВКР);

2) впервые вводятся в научный оборот (встречается не чаще);

3) хотя бы не общедоступны (смешно перепечатывать отрывки документов из многотиражных хрестоматий).

При этом нет необходимости перепечатывать весь текст документа. Нужно взять из него только ту часть, которая используется автором при написании ВКР. Так, если вы пишете о крепостном праве, нелепо запихивать в приложение полные тексты Судебников обоих Иванов Васильевичей и Уложения Алексея Михайловича. А вот поместить в приложение главы этих документов, непосредственно связанные с проблемой, например, об установлении Юрьевом дне или о бессрочном сыске крестьян, будет вполне уместным.

Качество приложения (и качество всего исследования) показывает использование материалов приложений в основном тексте. Это делается через помещенные в нем отсылки к приложениям. Например, в тексте приводится вывод о росте/падении урожайности/поголовья скота в тот или иной период, а затем делается отсылка к таблице с данными, на основе которых был сделан этот вывод, т.е. пишется – (см. Приложение 5). Все приложения должны быть упомянуты в основном тексте! В противном случае они просто не нужны.

Оформляются приложения так же, как и остальной текст. Можете посмотреть образец в Приложении 1 к данному тексту. Обязательным элементом приложения должны быть его название и сноска на его источник (архив, сборник документов или карт, научная публикация, альбом репродукций или, на худой конец, Интернет-ресурс). Если вы сами составили таблицу, то сошлитесь на источники исходных данных.[6] Естественно, что названные в качестве источников публикации или архивные фонды должны находится в списке использованных источников и литературы. Если вы сами составили схему, то подчеркните это, указав в сноске.[7]

Подсказка Студентам:

1) Если объема текста маловато, то материалы приложений (иллюстрации, таблицы, схемы и даже тексты источников) лучше разместить в основном тексте. Без приложений можно и обойтись, так как они (кроме методического раздела) являются факультативной частью ВКР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: