Учебный элемент (УЭ) – 2

Цель: изучить задачи внутриполитической безопасности

Во внутриполитической сфере национальные интересы Рос­сии состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении граж­данского мира и национального согласия, территориальной це­лостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

• обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъ­ектов Российской Федерации;

• разработка организационных и правовых механизмов за­шиты государственной целостности, обеспечение единст­ва правового пространства и национальных интересов России;

• выработка и реализация региональной политики, обеспе­чивающей оптимальный баланс федеральных и региональ­ных интересов;

• совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, пре­следующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

В настоящее время необходима консолидация усилий, на­правленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и соци­ально-политической основы этих общественно опасных явле­ний, выработке комплексной системы мер для эффективной за­щиты личности, общества и государства от преступных посяга­тельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

1) выявление, устранение и предупреждение причин и усло­вий, порождающих преступность;

2) усиление роли государства как гаранта безопасности лич­ности и общества, создание необходимой для этого право­вой базы и механизма ее применения;

3) укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной пре­ступности и терроризму, создание условий для их эффек­тивной деятельности;

4) привлечение государственных органов в пределах их ком­петенции к деятельности по предупреждению противо­правных деяний;

5) расширение взаимовыгодного международного сотрудниче­ства в правоохранительной сфере, в первую очередь с госу­дарствами — участниками Содружества Независимых Госу­дарств.

Основную роль в борьбе с преступностью в стране играет ми­лиция. Милиция в Российской Федерации — система государст­венных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, инте­ресы общества и государства от преступных и иных противо­правных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руково­дство всей милицией в Российской Федерации. Задачами милиции являются:

• обеспечение безопасности личности;

• предупреждение и пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений;

• выявление и раскрытие преступлений;

• охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

• оказание помощи физическим и юридическим лицам в за­щите их прав и законных интересов в пределах, установ­ленных Законом о милиции.

Деятельность милиции строится на основании Федерального закона «О милиции» в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодейст­вии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органа­ми охраны общественного порядка, деятельность которых регу­лируется федеральным законом, законами и иными норматив­ными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправ­ления. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, а также других обстоятельств. Милиция в Российской Федерации подразделяется на кри­минальную милицию и милицию общественной безопасности.

Основными задачами криминальной милиции являются выяв­ление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скры­вающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации. Криминальная милиция оказывает содейст­вие милиции общественной безопасности в исполнении возло­женных на нее обязанностей. Состав и численность криминальной милиции, порядок соз­дания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определя­ются Правительством Российской Федерации.

Криминальная милиция финансируется за счет средств фе­дерального бюджета.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений, раскрытие преступлений, по де­лам о которых производство предварительного следствия не обя­зательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общест­венной безопасности. Милиция общественной безопасности ока­зывает содействие криминальной милиции в исполнении возло­женных на нее обязанностей.

Состав милиции общественной безопасности, порядок соз­дания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируе­мой за счет средств федерального бюджета, определяются Пра­вительством Российской Федерации.

Численность милиции общественной безопасности, финан­сируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Феде­рации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внут­ренних дел РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений мили­ции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже­тов, осуществляются в порядке, определяемом органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации по согласо­ванию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. К милиции общественной безопасности относятся подразде­ления милиции вневедомственной охраны при органах внутрен­них дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации кото­рых определяется министром внутренних дел Российской Феде­рации. В том же порядке утверждаются нормативы численности указанных подразделений. Перечень объектов, подлежащих обязательной охране под­разделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Фе­дерации. Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную числен­ность подразделений милиции общественной безопасности.

Важную роль в борьбе с преступностью играет Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). ФСБ России противостоит организованной преступности, представляющей прямую угрозу безопасности страны. Обладая широкими международными связями, значительным финансо­вым и техническим потенциалом, используя агентурные методы противодействия правоохранительным органам и конспирацию, организованная преступность способна нанести ущерб экономи­ке, деформировать властные структуры, подорвать авторитет и действенность власти. Поэтому борьба с организованной пре­ступностью носит не только правовой, но и политический ха­рактер.

ФСБ России занимается выявлением, расследованием и пре­сечением преступной деятельности высокопоставленных чинов­ников и коррумпированных лиц из силовых министерств и ве­домств, крупными хищениями и аферами представителей ком­мерческих структур.

К примеру. Федеральной службой безопасности была вскры­та преступная деятельность высокопоставленных чиновников Госкомстата России. Они занимались хищением государствен­ной собственности и нецелевым использованием бюджетных средств. Нанесенный государству ущерб составил несколько со­тен тысяч долларов США.

По материалам оперативно-следственных действий ФСБ об­винительные приговоры были вынесены бывшему руководителю американской корпорации «Голден АДА», бывшему руководите­лю Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, бывшему начальнику финансово-бюд­жетного управления Президента РФ. В результате их мошенни­ческих действий из России было вывезено алмазов, бриллиан­тов, золотых монет и ювелирных изделий на сумму 178 млн дол­ларов США. Большая часть вывезенных ценностей в Россию не возвращена, чем нанесен крупный экономический ущерб инте­ресам государства.

Департаментом экономической безопасности ФСБ России был проведен ряд успешных операций по выявлению и пресече­нию крупномасштабных афер с поддельными векселями Сбер­банка России и зарубежными ценными бумагами. У мошенников были изъяты поддельные ценные бумаги Федеральной резервной системы США номиналом в 1,2 млрд долларов, а также необеспе­ченные векселя Территориально-отраслевого финансового энер­гетического союза общим номиналом свыше миллиарда рублей. Всего за год по реализованным материалам подразделений эконо­мической безопасности ФСБ России в бюджет государству уда­лось вернуть 5,1 млрд рублей и предотвратить нанесение ущерба на сумму более 80 млрд рублей.

В борьбе с организованной преступностью органы Федераль­ной службы безопасности взаимодействуют со всеми российски­ми правоохранительными органами. Так Федеральной службой безопасности во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом и Министерством внутренних дел России были проведены операции по перекры­тию международных каналов контрабанды наркотиков. По мате­риалам, представленным органами безопасности и с их участи­ем, было изъято свыше 2 т наркотических средств, из них более 600 кг «тяжелых» наркотиков.

Сложной и разветвленной является система функций орга­нов таможенной службы России. Среди них — борьба с преступ­ностью. Таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэконо­мической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей, объектов интеллектуальной собст­венности, видов животных и растений, находящихся под угрозой уничтожения, других товаров.

В настоящее время значительная доля нарушения таможен­ных правил приходится на экспортные операции с нефтью и неф­тепродуктами, а также с другими видами стратегически важных и сырьевых материалов — цветными металлами, лесом и лесомате­риалами. Значительное число правонарушений приносят физиче­ские лица при перемещении автомобилей, как при въезде, так и при выезде из страны. Традиционно высоки показатели незакон­но перемещаемых валютных ценностей и ювелирных изделий. Постоянно растет число задержаний за провоз наркотиков и об­щее количество задержанных наркотиков. Одним из самых важ­ных направлений в деятельности таможенной службы России яв­ляется борьба с незаконным оборотом оружия, «благодатной поч­вой» для которого служат незатухающие военные конфликты в «горячих точках» и криминогенная обстановка в стране. И в этом направлении таможенная служба имеет ряд успехов.




double arrow
Сейчас читают про: