Учебный элемент (УЭ) – 4

Цель: изучить принципы и направления международной и военной безопасности

Международная безопасность — состояние отношений между государствами, характеризующееся их сотрудничеством в целях поддержания мира, предотвращения и устранения военной опас­ности, ограждения государств и народов от любых посягательств на существование, независимость, развитие и суверенитет, пред­упреждения природно-техногенных и экологических катастроф, которые грозят превратиться в чудовищный механизм самоунич­тожения человечества и всего совершенного им на Земле. Международная безопасность основана на соблюдении все­ми государствами общепризнанных принципов и норм междуна­родного права, исключающих решение спорных вопросов и раз­ногласий между ними с помощью силы или угрозы.

Принципы международной безопасности предусматривают:

● утверждение мирного сосуществования в качестве универсально­го правила межгосударственных отношений, обеспечение рав­ной безопасности для всех государств, создание действенных га­рантий в военной, политической, экономической и гуманитар­ной областях — недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ли­квидация;

● роспуск военных группировок;

● безусловное уважение суверенных прав каждого народа;

● справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных кон­фликтов, укрепление доверия между государствами;

● выработка эффективных методов предотвращения международного терро­ризма;

● искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;

● исключение из международной практики всех форм дискрими­нации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомен­даций мирового сообщества);

● установление нового экономиче­ского порядка, обеспечивающего равную экономическую безо­пасность всех государств.

Национальные интересы России в международной сфере за­ключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров много полярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгод­ных отношений со всеми странами и интеграционными объеди­нениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Внешняя политика Российской Федерации направлена на:

• проведение активного внешнеполитического курса;

• упрочение ключевых механизмов многостороннего управле­ния мировыми политическими и экономическими процесса­ми, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;

• обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;

• защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер по­литического, экономического и иного характера;

• развитие отношений с государствами — участниками Со­дружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;

• полноправное участие России в глобальных экономических и политических структурах;

• содействие урегулированию конфликтов, включая миро­творческую деятельность под эгидой ООН и других между­народных организаций;

• достижение прогресса в сфере контроля над ядерными воо­ружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих междуна­родных обязательств в этой сфере;

• выполнение, взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием ус­луг военного и двойного назначения.

Важную роль в обеспечении внешнеполитической безопас­ности страны играют органы ФСБ России. В сформированной в России системе обеспечения национальной безопасности Феде­ральная служба безопасности и ее органы призваны противодей­ствовать своими специальными средствами и методами угрозам безопасности Российской Федерации со стороны иностранных спецслужб и организаций, а также преступным посягательствам, борьба с которыми отнесена к их компетенции.

Речь, прежде всего, идет о добывании информации об угро­зах безопасности Российской Федерации, которые скрытно фор­мируются и реализуются и поэтому не могут быть выявлены с помощью других способов их обнаружения и раскрытия. Эта об­ласть деятельности органов Федеральной службы безопасности имеет двоякое назначение. Во-первых, она подчинена задаче систематического информирования Президента Российской Фе­дерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации и наряду с информацией, поступающей главе государства от дру­гих государственных органов, учитывается при выработке и при­нятии государственных решений, разработке законодательных актов и т. п. Во-вторых, осуществление этой функции позволяет органам Федеральной службы безопасности определять перво­очередные задачи и направления их деятельности, разрабатывать и реализовывать упреждающие контрразведывательные и разве­дывательные программы, а также меры борьбы с преступными посягательствами. Реализация этой функции предполагает решение задач выяв­ления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств против Российской Федерации, борьбы с террориз­мом, незаконным оборотом оружия, противоправными посяга­тельствами на конституционный строй России и другими пре­ступлениями, дознание и расследование которых отнесено к ве­дению органов Федеральной службы безопасности, а также задач обеспечения сохранности государственной тайны и охраны Го­сударственной границы Российской Федерации.

Имеющиеся в настоящее время данные позволяют сделать вывод, что Россия находится в центре разведывательных устрем­лений специальных служб и организаций иностранных госу­дарств как мировая ядерная держава, обладающая громадными ресурсами, высоким научным и военным потенциалом, оказы­вающая влияние на ход геополитических процессов. При этом в условиях бурного развития международных связей, расширяется практика ведения разведки с легальных позиций — она все ак­тивнее используется в целях контроля за ситуацией в России, своевременного обнаружения нежелательных для иностранных государств тенденций внутреннего развития страны. Особое вни­мание специальные службы иностранных государств уделяют сбору разведывательной информации о Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации, важных в военно-стратегическом отноше­нии районах.

Круг иностранных резидентур в России значительно расши­рился за счет представителей спецслужб стран Северной и Вос­точной Европы, государств Балтии, Азии и Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Как это ни парадоксально, конец «холодной войны» послужил началом активных разведывательных действий практически во всех экономически развитых странах мира. Со­трудники разведки едут к нам явно и тайно под видом диплома­тов, журналистов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнес­менов, представителей различных зарубежных фондов, благотво­рительных организаций и религиозных миссий. В настоящее время разведка стала одним из основных инструментов большой политики. В этих условиях органы контрразведки принимают эффек­тивные меры по противодействию разведдеятельности иностран­ных государств против нашей страны. В результате долговремен­ных и тщательно подготовленных операций захвачены с полич­ным десятки иностранных граждан, в том числе несколько кадровых сотрудников зарубежных спецслужб.

В настоящее время серьезно возросла опасность агентурной разведки, способной нанести значительный ущерб безопасности Российской Федерации. Свидетельство тому — увеличение за последнее время числа разоблачений граждан России, вступив­ших в преступную связь с разведками иностранных государств. Целенаправленная работа оперативных и следственных под­разделений позволила локализовать или полностью пресечь противоправную деятельность нескольких десятков агентов спец­служб иностранных государств, в том числе российских граждан.

Наряду с ФСБ России важную роль в обеспечение внешне­политической безопасности играет военная и внешняя разведка. Военная — это, прежде всего, Главное разведывательное управление, основной задачей которого является добывание во­енно-технической информации, сведений о передовых научных достижениях в военной области.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР Рос­сии) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государ­ства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

• обеспечения Президента Российской Федерации, Феде­рального Собрания и Правительства разведывательной ин­формацией, необходимой им для принятия решений в по­литической, экономической, военно-стратегической, науч­но-технической и экологической областях;

• обеспечения условий, способствующих успешной реализа­ции политики Российской Федерации в сфере безопасности;

• содействия экономическому развитию, научно-техническо­му прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Пра­вительству Российской Федерации и определяемым Президен­том федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Национальные интересы России в военной сфере заключа­ются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной аг­рессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возмож­ности адекватного реагирования на угрозы, которые могут воз­никнуть в XXI веке, при рациональных затратах на националь­ную оборону. Под обороной понимается система политических, экономи­ческих, военных, социальных, правовых и иных мер по подго­товке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конститу­ционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Организация обороны включает:

• прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

• разработку основных направлений военной политики и по­ложений военной доктрины Российской Федерации;

• правовое регулирование в области обороны;

• строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, дру­гих войск, воинских формирований и органов, а также пла­нирование их применения;

• разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федера­ции, другими войсками, воинскими формированиями и ор­ганами, вооружения и военной техники, создание их запа­сов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

• планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления и экономики страны на работу в условиях во­енного времени;

• мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собст­венности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

• создание запасов материальных ценностей государственно­го и мобилизационного резервов;

• планирование и осуществление мероприятий по граждан­ской и территориальной обороне;

• оперативное оборудование территории Российской Феде­рации в целях обороны;

• обеспечение защиты сведений, составляющих государст­венную тайну, в области обороны;

• развитие науки в интересах обороны;

• координацию деятельности органов государственной вла­сти Российской Федерации, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

• финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятель­ностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляе­мый в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;

• международное сотрудничество в целях коллективной безо­пасности и совместной обороны;

• другие мероприятия в области обороны.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россий­ская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломати­ческим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют нали­чия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспече­нии военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федера­ции является сдерживание агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее со­юзников. Поэтому Вооруженные Силы Российской Федерации долж­ны обладать стратегическими ядерными силами, способными га­рантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых услови­ях обстановки.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами за­дач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные силы Россий­ской Федерации должны обеспечивать осуществление Россий­ской Федерацией миротворческой деятельности.

Интересы обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации предопределяют при соответствующих обстоя­тельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на прин­ципах партнерства ограниченных воинских контингентов (воен­ных баз, сил Военно-морского флота) должно обеспечивать го­товность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реаги­ровать на кризисную ситуацию в се начальной стадии, способст­вовать реализации внешнеполитических целей государства.

Российская Федерация рассматривает возможность примене­ния военной силы для обеспечения своей национальной безо­пасности исходя из следующих принципов:

• применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

• применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федера­ции и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности стра­ны, а также угрозы насильственного изменения конститу­ционного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: