Цель: изучить принципы и направления международной и военной безопасности
Международная безопасность — состояние отношений между государствами, характеризующееся их сотрудничеством в целях поддержания мира, предотвращения и устранения военной опасности, ограждения государств и народов от любых посягательств на существование, независимость, развитие и суверенитет, предупреждения природно-техногенных и экологических катастроф, которые грозят превратиться в чудовищный механизм самоуничтожения человечества и всего совершенного им на Земле. Международная безопасность основана на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающих решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.
Принципы международной безопасности предусматривают:
● утверждение мирного сосуществования в качестве универсального правила межгосударственных отношений, обеспечение равной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях — недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация;
|
|
● роспуск военных группировок;
● безусловное уважение суверенных прав каждого народа;
● справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов, укрепление доверия между государствами;
● выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;
● искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;
● исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества);
● установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров много полярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Внешняя политика Российской Федерации направлена на:
• проведение активного внешнеполитического курса;
• упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
|
|
• обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
• защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
• развитие отношений с государствами — участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
• полноправное участие России в глобальных экономических и политических структурах;
• содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
• достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
• выполнение, взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения.
Важную роль в обеспечении внешнеполитической безопасности страны играют органы ФСБ России. В сформированной в России системе обеспечения национальной безопасности Федеральная служба безопасности и ее органы призваны противодействовать своими специальными средствами и методами угрозам безопасности Российской Федерации со стороны иностранных спецслужб и организаций, а также преступным посягательствам, борьба с которыми отнесена к их компетенции.
Речь, прежде всего, идет о добывании информации об угрозах безопасности Российской Федерации, которые скрытно формируются и реализуются и поэтому не могут быть выявлены с помощью других способов их обнаружения и раскрытия. Эта область деятельности органов Федеральной службы безопасности имеет двоякое назначение. Во-первых, она подчинена задаче систематического информирования Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации и наряду с информацией, поступающей главе государства от других государственных органов, учитывается при выработке и принятии государственных решений, разработке законодательных актов и т. п. Во-вторых, осуществление этой функции позволяет органам Федеральной службы безопасности определять первоочередные задачи и направления их деятельности, разрабатывать и реализовывать упреждающие контрразведывательные и разведывательные программы, а также меры борьбы с преступными посягательствами. Реализация этой функции предполагает решение задач выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств против Российской Федерации, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, противоправными посягательствами на конституционный строй России и другими преступлениями, дознание и расследование которых отнесено к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также задач обеспечения сохранности государственной тайны и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Имеющиеся в настоящее время данные позволяют сделать вывод, что Россия находится в центре разведывательных устремлений специальных служб и организаций иностранных государств как мировая ядерная держава, обладающая громадными ресурсами, высоким научным и военным потенциалом, оказывающая влияние на ход геополитических процессов. При этом в условиях бурного развития международных связей, расширяется практика ведения разведки с легальных позиций — она все активнее используется в целях контроля за ситуацией в России, своевременного обнаружения нежелательных для иностранных государств тенденций внутреннего развития страны. Особое внимание специальные службы иностранных государств уделяют сбору разведывательной информации о Вооруженных Силах Российской Федерации, важных в военно-стратегическом отношении районах.
|
|
Круг иностранных резидентур в России значительно расширился за счет представителей спецслужб стран Северной и Восточной Европы, государств Балтии, Азии и Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Как это ни парадоксально, конец «холодной войны» послужил началом активных разведывательных действий практически во всех экономически развитых странах мира. Сотрудники разведки едут к нам явно и тайно под видом дипломатов, журналистов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнесменов, представителей различных зарубежных фондов, благотворительных организаций и религиозных миссий. В настоящее время разведка стала одним из основных инструментов большой политики. В этих условиях органы контрразведки принимают эффективные меры по противодействию разведдеятельности иностранных государств против нашей страны. В результате долговременных и тщательно подготовленных операций захвачены с поличным десятки иностранных граждан, в том числе несколько кадровых сотрудников зарубежных спецслужб.
В настоящее время серьезно возросла опасность агентурной разведки, способной нанести значительный ущерб безопасности Российской Федерации. Свидетельство тому — увеличение за последнее время числа разоблачений граждан России, вступивших в преступную связь с разведками иностранных государств. Целенаправленная работа оперативных и следственных подразделений позволила локализовать или полностью пресечь противоправную деятельность нескольких десятков агентов спецслужб иностранных государств, в том числе российских граждан.
|
|
Наряду с ФСБ России важную роль в обеспечение внешнеполитической безопасности играет военная и внешняя разведка. Военная — это, прежде всего, Главное разведывательное управление, основной задачей которого является добывание военно-технической информации, сведений о передовых научных достижениях в военной области.
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:
• обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
• обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
• содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Организация обороны включает:
• прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
• разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
• правовое регулирование в области обороны;
• строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
• разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
• планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
• мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
• создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
• планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
• оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
• обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
• развитие науки в интересах обороны;
• координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
• финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
• другие мероприятия в области обороны.
В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является сдерживание агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Поэтому Вооруженные Силы Российской Федерации должны обладать стратегическими ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-морского флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в се начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:
• применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
• применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.