Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом и юношеском возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому в данном разделе книги представлены психодиагностические методики, предназначенные для изучения именно этих сторон личности. В целом описываемые далее методики позволяют получить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.
Методика 18. Определение свойств темперамента
С помощью описываемой далее методики, автором которой является В.М. Русалов1, можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать
|
|
1 В предлагаемом варианте методики частично изменены названия свойств темперамента по сравнению с авторским.
11 Немов Кк. 3
Часть I. Психологическая диагностика
на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.
Предполагается, что свойства темперамента человека по-разному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше его свойств.
В процессе работы над методикой на каждый из следующих ниже вопросов испытуемый должен ответить однозначно: «да» или «нет». Нейтральных ответов нет и ухода от ответа не допускается.