Классификация фискальных (бюджетных) институтов

Есть разные формы классификации фискальных институтов. Но ни одна из них не охватывает все категории бюджетных правил, процедур, законов.

Например, в макроэкономике к фискальным (бюджетным) институтам относятся структурный и циклический бюджетный баланс, баланс общего правительства, первичный баланс бюджета.

Международный валютный фонд классифицирует фискальные институты по 3 группам2.

1. Для понимания фискальных изменений:

* Фискальная отчетность (fiscal reporting).

* Макро-фискальное прогнозирование (macro-fiscal forecasting).

* Управление фискальными рисками (fiscal risk management).

* Независимое Фискальное Агентство (Independent Fiscal Agency).

2. Для развития консолидированного плана (фискальная консолидация):

* Фискальные правила (fiscal rules).

* Среднесрочное планирование бюджета (Medium-Term Budget Framework (MTBF)).

* Бюджетирование, ориентированное на результат (performance budgeting).

3. Бюджетные процессы:

* Единство бюджетной системы (budget unity).

* Бюджетное планирование "сверху-вниз" (top-down budgeting).

* Утверждение бюджета в парламенте (budget approval).

* Исполнение бюджета (budget execution).

В книге "Fiscal Institutions and Fiscal Performance" Джеймс Потерба и Юр ген во Хаген делят бюджетные институты на 3 группы:

1. Фискальное правило.

2. Правило бюджетной сбалансированности (budget balance rule).

3. Процедурное правило (procedural fiscal rule).

1 Политическое обязательство по бюджетной дисциплине. 8-е Ежегодное заседание высшего бюджетного руководства OECD-CESEE. Таллинн, Эстония, июнь 2012. Дирк Краан (МВФ).

2 Budget Institutions in Low-Income Countries: Lessons from G-20, Prepared by Sanjeev Gupta and Sami Ylaoutinen, IMF Working Paper, WP/14/164, Fiscal Affairs Department, September 2014.

стр. 57

Зсолт Дарвас и Валентина Костелёва в своем исследовании "The fiscal and monetary institutions in CESEE countries" классифицирует их по 3 группам:

1. Фискальное правило для подготовки бюджета.

1.1. Фискальные правило (expenditure fiscal rule, revenue fiscal rule, debt rule and budget balance rule).

1.2. Среднесрочное планирование бюджета (Medium-Term Budgetary Framework).

2. Фискальное правило для утверждения бюджета.

2.1. Ограничение в парламенте для внесения поправки в проект бюджета.

2.2. Фискальные Советы (Fiscal Councils).

3. Фискальное правило для исполнения бюджета.

3.1. Запасы неиспользованных средств.

3.2. Качество внешнего аудита (the quality of external audit).

Бруно Албукерки в своем исследовании "Fiscal institutions and public spending volatility in Europe" классифицирует их на 2 категории: цифровые фискальные правила и институты фискального надзора.

Однако для стран с богатыми природными ресурсами существует другая классификация фискальных институтов.

Наташа Шарма и Тове Страус в своем докладе "Special fiscal institutions for resource-rich devoloping economies"1 классифицировали фискальные институты по 6 группам.

1. Фискальное правило (правило постоянного дохода (permanent income rule), рамки фискальной устойчивости (fiscal sustainability framework)).

2. Процедурное фискальное правило (бюджетные процессы, бюджетная прозрачность).

3. Цифровые фискальные правила (ненефтяной бюджетный баланс (Non-resource primary balance rule), сумма трансферта из суверенного фонда, базовая цена на нефть (priced-based rule));

4. Суверенные фонды (Sovereign Funds).

5. Законы о бюджете (о Бюджетной ответственности).

6. Фискальные Советы.

Принимая во внимание вышеизложенное, фискальные институты можно классифицировать следующим образом: первая группа - это "классические институты", макроэкономические правила, также в эту группу можно включить цифровые и процедурные фискальные правила. Вторая группа - это законы и/или нормативные акты. Третья группа - Фискальные Советы (Бюро, Комитеты), которые отвечают за анализ и прогнозирование

1 Special fiscal institutions for resource-rich developing economies, The state of the debate and implications for policy and practice, Natasha Sharma & Tove Strauss, may 2013.

стр. 58

бюджета. Четвертая группа - это институты среднесрочного планирования, которые включают в себя среднесрочные фискальные, бюджетные и рамки расходов.

Затем идет цепочка бюджетирования, ориентированного на результат, и аудит эффективности. Наконец, макрофискальное прогнозирование и управление фискальными рисками.

Фискальное правило - это набор ограничений на решения в области социально-экономической бюджетной политики1.

Для достижения устойчивости государственных финансов принимают специальные фискальные правила. С одной стороны, они оказывают дисциплинирующее воздействие и в этом смысле служат инструментом экономической политики. С другой стороны, эти правила выступают индикатором, на основе которого принимают дальнейшие решения. Кроме того, фискальные правила могут быть целью бюджетной политики (уровень долга или дефицита)2.

Баланс общего правительства - это совокупные доходы консолидированного бюджета минус совокупные расходы консолидированного бюджета.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: