Есть разные формы классификации фискальных институтов. Но ни одна из них не охватывает все категории бюджетных правил, процедур, законов.
Например, в макроэкономике к фискальным (бюджетным) институтам относятся структурный и циклический бюджетный баланс, баланс общего правительства, первичный баланс бюджета.
Международный валютный фонд классифицирует фискальные институты по 3 группам2.
1. Для понимания фискальных изменений:
* Фискальная отчетность (fiscal reporting).
* Макро-фискальное прогнозирование (macro-fiscal forecasting).
* Управление фискальными рисками (fiscal risk management).
* Независимое Фискальное Агентство (Independent Fiscal Agency).
2. Для развития консолидированного плана (фискальная консолидация):
* Фискальные правила (fiscal rules).
* Среднесрочное планирование бюджета (Medium-Term Budget Framework (MTBF)).
* Бюджетирование, ориентированное на результат (performance budgeting).
3. Бюджетные процессы:
* Единство бюджетной системы (budget unity).
* Бюджетное планирование "сверху-вниз" (top-down budgeting).
* Утверждение бюджета в парламенте (budget approval).
* Исполнение бюджета (budget execution).
В книге "Fiscal Institutions and Fiscal Performance" Джеймс Потерба и Юр ген во Хаген делят бюджетные институты на 3 группы:
1. Фискальное правило.
2. Правило бюджетной сбалансированности (budget balance rule).
3. Процедурное правило (procedural fiscal rule).
1 Политическое обязательство по бюджетной дисциплине. 8-е Ежегодное заседание высшего бюджетного руководства OECD-CESEE. Таллинн, Эстония, июнь 2012. Дирк Краан (МВФ).
2 Budget Institutions in Low-Income Countries: Lessons from G-20, Prepared by Sanjeev Gupta and Sami Ylaoutinen, IMF Working Paper, WP/14/164, Fiscal Affairs Department, September 2014.
стр. 57
Зсолт Дарвас и Валентина Костелёва в своем исследовании "The fiscal and monetary institutions in CESEE countries" классифицирует их по 3 группам:
1. Фискальное правило для подготовки бюджета.
1.1. Фискальные правило (expenditure fiscal rule, revenue fiscal rule, debt rule and budget balance rule).
1.2. Среднесрочное планирование бюджета (Medium-Term Budgetary Framework).
2. Фискальное правило для утверждения бюджета.
2.1. Ограничение в парламенте для внесения поправки в проект бюджета.
2.2. Фискальные Советы (Fiscal Councils).
3. Фискальное правило для исполнения бюджета.
3.1. Запасы неиспользованных средств.
3.2. Качество внешнего аудита (the quality of external audit).
Бруно Албукерки в своем исследовании "Fiscal institutions and public spending volatility in Europe" классифицирует их на 2 категории: цифровые фискальные правила и институты фискального надзора.
Однако для стран с богатыми природными ресурсами существует другая классификация фискальных институтов.
Наташа Шарма и Тове Страус в своем докладе "Special fiscal institutions for resource-rich devoloping economies"1 классифицировали фискальные институты по 6 группам.
1. Фискальное правило (правило постоянного дохода (permanent income rule), рамки фискальной устойчивости (fiscal sustainability framework)).
2. Процедурное фискальное правило (бюджетные процессы, бюджетная прозрачность).
3. Цифровые фискальные правила (ненефтяной бюджетный баланс (Non-resource primary balance rule), сумма трансферта из суверенного фонда, базовая цена на нефть (priced-based rule));
4. Суверенные фонды (Sovereign Funds).
5. Законы о бюджете (о Бюджетной ответственности).
6. Фискальные Советы.
Принимая во внимание вышеизложенное, фискальные институты можно классифицировать следующим образом: первая группа - это "классические институты", макроэкономические правила, также в эту группу можно включить цифровые и процедурные фискальные правила. Вторая группа - это законы и/или нормативные акты. Третья группа - Фискальные Советы (Бюро, Комитеты), которые отвечают за анализ и прогнозирование
1 Special fiscal institutions for resource-rich developing economies, The state of the debate and implications for policy and practice, Natasha Sharma & Tove Strauss, may 2013.
стр. 58
бюджета. Четвертая группа - это институты среднесрочного планирования, которые включают в себя среднесрочные фискальные, бюджетные и рамки расходов.
Затем идет цепочка бюджетирования, ориентированного на результат, и аудит эффективности. Наконец, макрофискальное прогнозирование и управление фискальными рисками.
Фискальное правило - это набор ограничений на решения в области социально-экономической бюджетной политики1.
Для достижения устойчивости государственных финансов принимают специальные фискальные правила. С одной стороны, они оказывают дисциплинирующее воздействие и в этом смысле служат инструментом экономической политики. С другой стороны, эти правила выступают индикатором, на основе которого принимают дальнейшие решения. Кроме того, фискальные правила могут быть целью бюджетной политики (уровень долга или дефицита)2.
Баланс общего правительства - это совокупные доходы консолидированного бюджета минус совокупные расходы консолидированного бюджета.
Таблица 1