Самооценка и самоуважение как компоненты самосознания. Способы самоутверждения

Формирование Я-концепции является не только результатом самопознания, но и появления в сознании образа «другого», в качестве которого для ребенка сначала выступает взрослый, а затем ровесник. Поэтому в качестве компонентов самосознания личности необходимо выделить самооценку и самоуважение.

Самооценка и самоуважение как компоненты самосознания.

· Самооценка – это результат самопознания, в котором находит выражение не только знание себя, но и эмоциональное отношение человека к своей личности. Предметом самооценки выступают те личностные свойства, которые человеком познаны и открыты для себя, (т.е. имеют статус психологических фактов). При этом индивид может оценивать определенные аспекты своей личности (допустим, интеллектуальные и нравственные качества) позитивно, а вот свои физические данные - негативно.

· Самоуважение: 1) это обобщенная оценка, сглаживающая острые углы противоречивых самооценок: 2) это социально-психологический феномен: необходима оценка личностных качеств и её реальных достижений со стороны значимого и авторитетного окружения. Если эта оценка социума позитивная, то у личности формируется высокий уровень самоуважения, при негативной оценке – низкий уровень. Следовательно, самоуважение – это восприятие собственной личности в контексте значимых социальных оценок.

Способы самоутверждения как повышение самооценки и самоуважения:

· Демонстрация своих связей с теми, кто многого достиг, т.е. стремление «греться» в чужой славе, чтобы повысить значимость себя как в своих собственных глазах, так и в глазах своего окружения.

Причина этого явления: низкая самооценка и убеждение в том, что самоутвердиться можно за пределами своего собственного «Я». В качестве разновидности этого способа выступает стремление родителей во что бы то ни стало сделать из своего ребенка знаменитость.

· Социальное сравнение, имеющее несколько форм. Выделим одну из них, а именно: самоидентификация с героями сериалов, судьба которых вначале складывается неудачно, но всех их ждет счастливый конец. Этим объясняется громадная популярность так называемых «мыльных опер», вернувших многим людям уверенность в себе и смысл жизни.

· Использование психологических механизмов, важное место из которых отводится самоинвалидизации, т.е. стремление объяснить возможный неуспех внешними обстоятельствами (так, собираясь на экзамен, студент заранее готовит причины его возможного провала (несчастная любовь, тяжелое детство, болезни родственников и т.п.). В случае сдачи экзамена самооценка и самоуважение студента еще более повышается. Человеку свойственно брать на себя ответственность за благоприятные события, а неблагоприятный исход событий рассматривать как следствие внешних условий.

Подводя итог, отметим: описанные нами способы повышения самооценки, хотя и ведут к психологическому комфорту, но не способствуют самосовершенствованию личности. Для того чтобы добиться реального повышения своей самооценки и самоуважения, надо развивать свои способности, приобретая новые знания, умения и навыки. Поэтому выделим такой важный способ самоутверждения, как: д остижение реальных успехов путем развития своих способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: