Становление самосознания, самооценки и самоуважения в процессе общения

Интерес к себе в ранней юности огромен; проблема Становления самосознания - одна из центральных в этом возрасте. Познавая себя, юные формируют образ своего «я». В первую очередь это происходит через отнесение себя к определённым группам людей: возрастной, половой, по роду занятий и т.п.

Становление самосознания происходит в процессе деятельности и общения с окружающими людьми. Действуя практически и общаясь с людьми, можно получить определённую информацию о самом себе. Эта информация складывается из результатов твоих действий, а также из отношения к тебе других людей-отношения как реального, так и предполагаемого. На этой основе у юноши или девушки формируется определённый образ самого себя, самой себя.

Этот образ они создают, пользуясь нормами и характеристиками, воспринятыми от социального окружения. На основании представления о себе они конструируют свою собственную линию поведения и строят свои отношения с окружающими. Ограниченность или недостаточность деятельности и общения могут привести к тому, что человек оказывается лишённым более или менее определённого представления о себе или же оно будет резко расходиться с реальным образом.

Становление самосознания - процесс сложный и многоплановый. Влияние деятельности и общения - это ещё не всё: влияют и. другие факторы - биологические, психологические, социальные и культурные. Но есть и такие элементы самосознания, на которые общение с миром влияет особенно явно. Это в первую очередь самопознание и самооценка.

Самопознание в юности протекает неравномерно. Под влиянием различных обстоятельств оно то чуть ли не целиком поглощает внимание юноши или девушки, то - почти замирает.

Формирование образа своего «я» в результате самопознания зависит в юности не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой. Попадая в самые различные ситуации даже мимолётного общения с представителями этой среды, юноши и девушки познают те или иные стороны своей личности.

И всё-таки, наиболее важно общение с теми от кого юноши и девушки получают о себе прямую информацию, отчётливые оценки. Поэтому юным столь необходимо иметь друзей-сверстников и получить возможность доверительного общения cо взрослыми.

Общение с друзьями рассматривается ребятами как архидоверительное. В этом общении обсуждаются наиболее волнующие и сокровенные вопросы.

Если у юноши или девушки общение с окружающими сложилось не совсем удачно, то это непременно отразится и на познании ими себя, либо оно задержится, либо будет искажённым. И то, и другое может отрицательно сказаться на становлении личности, на всем что касается взаимодействия личности с миром.

Познание себя - важная предпосылка формирования самооценок личности. У юных вырабатывается довольно большое число самооценок, связанных с различными чертами личности, успешностью действий в различных сферах жизни. Так, например, самооценка физического «я» выстраивается не только с учётом реальных внешних данных молодого человека, его спортивных успехов и подготовленности, но и из соотнесения себя с героями кино и телеэкрана. Немалую роль играют тут и оценки сверстников: не случайно ребята много времени посвящают обсуждению этой проблемы. Любопытно, что при этом юноши чаще говорят о своем собственном физическом развитии, а девушки предпочитают обсуждать внешность подруг.

С возрастом роль оценок окружающих в формировании самооценок снижается, и всегда остаётся весьма существенной. Свидетельство тому - весьма высокая положительная взаимосвязь самооценок с оценками, ожидаемыми юношами и девушками от значимых лиц из их окружения.

Незнание мира и. себя в нём - важнейший момент становления личности. По нескольким причинам. От того насколько глубоко познаёт мир и себя юный человек, во многом зависит правильность выбора им жизненного пути. Неверное представление о мире и о себе, возникшее в ранней юности может стать основой для неправильного отношения к окружающим и к себе в дальнейшей жизни. Это возможно связано с явлением так называемого импринтинга, запечатления, которое обнаруживает себя в раннем детстве, а потом даёт знать о себе в ранней юности. Вследствие импринтинга многие явления и свойства психики, будучи воспринятыми или возникнув в юности, могут утвердиться на всю жизнь.

Есть основания полагать, что если в юности человек не приобрёл навыков анализа и самоанализа, то потом это становится малореальным. А вследствие этого он окажется весьма слабо ориентированным на познание мира и самого себя, у него уже не сложится ни верная картина мира, ни правильное представление о своей личности и о своих взаимоотношениях с миром.

Помочь более глубокому познанию мира и себя в нём, предоставить молодому человеку жизненный материал для этого и корректировать складывающуюся картину мира и своей личности - важная задача родителей и всех причастных к воспитанию юношества.

Юность - возраст, как мы знаем, интенсивного формирования мировоззрения. Мировоззренческие вопросы волнуют юных. Причём сейчас для них любая идея, которая их привлекает, становится интимно - личностной, страстной. В силу этого всё, что касается вопросов мировоззрения, мира идей, должно отвечать самым высоким требованиям юношеского максимализма /который в этой сфере в основном и проявляется/.

Диалектико-материалистическое мировоззрение формируется на пути преодоления противоречия между знаниями старших школьников и их пока что ограниченным жизненным опытом. Это путь перевода знаний в убеждения. Но для того, чтобы это стало реальным, знания должны приобрести для ребят жизненную актуальность.

В юности, общаясь с окружающими людьми, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принять то или иное решение. Принять решение - значит выбрать из ряда возможных вариантов, т.е. возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы, главным образом в сфере определения своих жизненных ценностных ориентации, своей жизненной позиции. Иными словами, выбор, который определяется мировоззрением юноши и девушки, в свою очередь влияет на дальнейшее формирование этого мировоззрения.

Определение себя в мире идёт как бы в виде диалогов: диалога с собой, диалога с окружающими людьми, диалога с миром в целом.

Диалог с самим собой идёт в первую очередь по вопросу о том, каким же быть в окружающем мире. И в этом диалоге нередко сталкиваются противоположные точки зрения. Это вполне естественно для ранней юности, когда мировоззренческие позиции ещё только складываются, ценности ещё не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Поэтому, нащупывая истинную линию жизни, пробуя различные варианты, юноши и девушки и являют нам противоречивые мысли и поступки, которые суть плед их социальной незрелости.

В ранней юности престижность, честолюбие, самолюбие весьма развиты даже у тех ребят, для которых до сих пор эти качества не играли большой роли (и не будут играть такой роли и в последующей жизни). Стремление заявить о себе, найти уникальную позицию среди окружающих и в мире, стремление к социальному служению очень сильны.

В ходе диалога с самим собой принимаются прекрасные решения, которые не всегда выполняются, за что юноша или девушка могут себя осуждать.

Определение себя в мире в процессе диалога с окружающими тоже имеет «внутренний» диалог. Нет, конечно, идёт и внешний диалог, но он не приносится во внутренний план, здесь осмысляется и порождает соответствующие выводы. Некоторые юноши и девушки на время этого диалога целиком ориентированы на внешнее общение, для них зеркалом служат окружающие; параллельное самонаблюдение у них проявляется слабо, и лишь потом результаты внешнего диалога переносятся во внутренний план. У других в ходе внешнего диалога в центре всё равно остаются они сами - как я говорю, что чувствую, как смотрюсь со стороны и т.д., здесь внешний диалог постоянно соседствует, переплетается с внутренним самонаблюдением.

Старшеклассники обнаруживают самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах отношений с людьми, в отношениях с миром вообще и это вполне закономерно. Определение себя в мире мыслится как определение своей индивидуальности и своей индивидуальной позиции.

От этого зависит самоуважение личности, а от того, какой уровень самоуважения сформируется у старшего школьника в ходе его диалога с собой, с миром, во многом зависит его положения в мире сегодня и завтра.

Самоуважение - это как бы обобщённая самооценка. Оно отражает насколько человек принимает себя сам таким, каков он есть. Удовлетворенность собой как личностью в целом, т.е. достаточно высокое самоуважение, обычно следствие высокой самооценки тех свойств и качеств, которые человек считает наиболее важными.

Уровень самоуважения юного человека во многом зависит от того, что и в какой мере уважают в нём окружающие, что они одобряют и поощряют в нём и насколько это совпадает с его собственной системой ценностей. На самоуважение влияют практически все сферы отношений.

Особое влияние на самоуважение юношей и девушек оказывает то, насколько близки их отношения с родителями, проявляют ли родители серьёзный уважительный интерес ко всем сферам их жизни к их склонностям, увлечениям, проблемам, считаются ли они с мнением юношей и девушек вообще и по различным вопросам жизни семьи в частности. Ребятам необходимо, чтобы их проблемы и эмоции воспринимались и оценивались родителями в соответствии с той мерой важности, которую они имеют для самих юношей и девушек, а отнюдь не значимости их в реальной жизни с точки зрения родителей. Понимание, уважение родителей - предпосылка к тому, что у юных появляется чувство уверенности в себе, в своих силах, которое существенно влияет на их самоуважение.

Высокое самоуважение крайне важно для всего процесса развития личности, особенно в ранней юности. Старший школьник с низким самоуважением рискует оказаться в ситуации, когда воспитание вообще становится практически невозможным из-за того, что не находит поддержки внутренних сил личности. И это необходимо иметь ввиду педагогам, воспитателям, родителям.

От степени самоуваженияво многом зависят и жизненные планы юношей и девушек; она, в частности, существенно сказывается на формировании у них профессиональных планов. А профессиональное определение - один из важнейших моментов определения себя в мире.

Вопросы собственного будущего занимают серьёзное место в общении молодежи. Более часто обсуждают их девушки. Причём можно наблюдать определённые различия в том, как идёт разговор о будущем с приятелями и с друзьями. С приятелями о будущем, как правило, рассуждают не в личностном, а в социальном аспекте. Обсуждаются как бы общие проблемы поступления в вуз, возможности работы на предприятиях, службы в армии. При этом обговариваются достоинства и недостатки того или иного вуза, специальности и т.п. В общении же с друзьями проблема жизненных планов обсуждается по иному. Это и совместные мечтания о будущем, и живой интерес к жизненным планам собеседника, и обдумывание путей их осуществления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: