Психологическая защита личности

Психологическая защита реализуется в следующих механизмах:

1) отрицание - стремление игнорировать неприятную, травмирующую для себя информации еще на входе («не видит и не слышит»);

б) рационализация – осознание только той части информации, благодаря которой путем нахождения убедительных доводов не разрушается уровень самоуважения;

в) проекция, в которой выделим две формы: а) зеркальная проекция, в которой человек находит в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь («знаете, оказывается мы с Юнгом очень близко мыслим», - заметил как-то один студент, прочитав работу Юнга «Психологические типы»); б) проекция катарсиса, в которой человек приписывает другому характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому ((жадный видит в других прежде всего жадность, агрессивный – агрессивность;

г) механизм включения - это мысленное перенесение человеком травмирующего фактора или своей проблемы в иную систему ценностей, в контексте которой снижается их личностная значимость; этот механизм используется человеком при выходе из стрессовых ситуаций;

д) вымещение – способ психологической разрядки, в основе которого лежит перенос чувства или действия с одного объекта на другой, более доступный, чем первый (этим объясняются факты немотивированной агрессии);

е) компенсация – способы восполнения своих недостатков и слабых сторон, выступающих источниками внутреннего напряжения или комплекса неполноценности (так, неудача в любви может быть компенсирована приложением значительных усилий в учебе).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Чем предметное сознание отличается от самосознания?

2. Что такое чувственная ткань сознания?

3. Чем отличаются понятия «значение» и «смысл»?

4. Почему в сознании больше значений, чем смыслов?

5. При каком условии знания становятся личностно значимыми?

6. Что такое «Я-концепция»?

7. Какие уровни имеет Я-концепция?

8. Что такое центральные аспекты самосознания и как они влияют на отношение к другим людям?

9. Что такое самооценка?

10. Что включает в себя самоуважение?

11. Почему необходимо видеть различие между самооценкой и самоуважением?

12. Какие существуют способы повышения самооценки? Все ли из них ведут к росту личности?

13. Выделите признаки бессознательных явлений.

14. Перечислите формы проявления бессознательного.

15. Что понимается в науке под неосознаваемыми резервами органов чувств?

16. Что включается в переживание безотчетных эмоций?

17. Почему инсайт относится к классу бессознательных явлений?

18. В каких механизмах реализуется психологическая защита личности?

19. Чем отличается механизм компенсации от механизма включения?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Определите механизмы психологической защиты по следующим поступкам и способам поведения людей. Дайте обоснование своим выводам:

· студент, неудачно сдавший очередной экзамен, успокаивает себя тем, что обвиняет преподавателя в необъективности;

· отстающий в физическом развитии подросток носит большую по размеру одежду и демонстративно курит;

· человек постоянно забывает имя своего начальника;

· человек с плохими зубами прикрывает рот во время улыбки;

· мужчина, от которого ушла к другому любимая женщина, уничтожает все напоминающие о ней вещи и покидает навсегда город;

· Родион Раскольников, герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», оправдывает свое убийство тем, что старуха (жертва), по его мнению, недостойный человек и ей не нужны деньги;

· подросток, который во время урока стал объектом публичной отрицательной оценки со стороны учительницы, во время перемены стал издеваться над слабым одноклассником.

Задание 2

Опишите что-либо (предмет, пейзаж, цветок, дерево и т.п.) в субъективных категориях, т.е. представляя через этот предмет самого себя: свои ощущения, образы, воспоминания, мысли, мечты, желания, эмоциональные переживания, чувства, личностные качества и т.п. Для этого опишите не просто объективные характеристики предмета с помощью «холодного» языка науки, а сделайте это описание «теплым», желанным и ценным для себя лично.

Задание 3

Используя 20-25 суждений, опишите свою Я-концепцию. Проанализируйте, что именно является центральной в вашей Я-концепции и как это влияет на отношения к другим людям и на ваше восприятие мира. Таким же способом опишите свою самооценку и уровень самоуважения. Какие способы самоутверждения являются для вас более предпочтительны и почему?

Задание 4

Многие выдающиеся мыслители, ученые, писатели, художники признают, что открытия, оригинальные замыслы и идеи, художественные образы, представляющие собой кульминацию творческого процесса, рождаются и всплывают в тот момент, когда человек думает о чем-либо постороннем, не имеющем отношения к искомому акту творчества. И вдруг творца осеняет идея: образ найден, изобретение осуществлено. Дайте теоретическое объяснение данному факту.

Задание 5

Что изменится в сознании взрослого человека, если он окажется в полной изоляции от людей на неопределенное время. (Ответ аргументируйте, используя знания о компонентах сознания и самосознания).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: