double arrow

Виды мышления. Выделим виды мышления, используя следующие основания:

Выделим виды мышления, используя следующие основания:

1) новизна и оригинальность:

а) творческое мышление, целью которого выступает создание новых идей и образов;

б) репродуктивное имеет цель – применение готовых знаний и умений.

2) участие сознания:

а) произвольное мышление направляется сознанием (например, при решении математических задач);

б) непроизвольное мышление не контролируется сознанием (например, инсайт).

3) связь с практикой (раскроем подробно эти виды мышления, так как именно они лежат в основе развития интеллекта ребенка в персогенезе):

практическое мышление:

а) наглядно-действенное мышление напрямую связано с восприятием и без него осуществляться не может. А ктуализируется при решении мыслительных задач, инструментом решения которых выступает правильные действия с соответствующими предметами. С помощью этих действий и их определенной последовательности человек не только воздействует на объект или ситуацию, реально изменяя их, но и извлекает информацию, необходимую для совершения новых действий. Результатом такого вида мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Этот вид мышления появляется самым первым у ребенка (например, складывание пирамидки, игра с конструктором). Наглядно-действенное мышление сохраняется и в деятельности взрослых, но у них оно тесным образом связано с другими видами мышления. В качестве иллюстрации этого положения может выступить мышление высококвалифицированных рабочих.

б) наглядно-образное мышление - мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и её воспроизведением в образах. Мысля наглядно, образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Главное здесь в том, что человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях, предметах, людях, о себе самом.

теоретическое мышление:

а) понятийное мышление это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имя дело с опытом, получаемом при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи от начала до конца в уме с помощью понятий, суждений, умозаключений. Это мышление развивается и функционирует на основе речи и в соответствии с правилами логики, позволяя раскрыть внутреннюю природу вещей. Результат понятийного мышления – не образ, а мысль или идея, далеко не всегда верно оформленная в речи.

б) теоретическое образное мышление отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые или извлекаются из долговременной памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами (дизайнеры, художники, писатели и т.п.). Образ в этом типе мышления – это видение предмета, в том числе и человека, с точки зрения различных позиций и ракурсов. Кроме этого, такое мышление позволяет человеку увидеть непривычные сочетания предметов и их свойств (в том числе и человека), что и сближает его с воображением.

Обратите внимание: в любом виде мышления можно выделить логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение.

Развитие образного мышления у детей. Будем исходить из того, что без сохраненных в памяти образов нет и образного мышления. С этой целью: а) рекомендуется годовалых и 2-3 –летних малышей окружать большим количеством ярких игрушек, разнообразными предметами, читать стихи, слушать музыку, т.е. обогащать формирующееся предметное сознание ребенка красочными яркими образами. Чем больше разных предметов будет видеть ребенок в самом раннем детстве и пытаться их изображать, особенно по памяти, тем больше у него будет образов в памяти, на основании которых он будет строить свое образное мышление. Итак, развитие образной памяти детей выступает в качестве главного фактора развития образного мышления.

Основные способы развития образного мышления детей:

1) созерцание природы;

2) посещение музеев, рассматривание шедевров – картин, скульптур, архитектурных сооружений;

3) рисование с натуры и по памяти;

4) рисование абстракций (музыка, свист, мысль, грусть, радость).

5) воображение с закрытыми глазами (воспоминание или создание новых образов из головы);

6) лепка с натуры (копирование) и лепка «из головы»;

7) развитие образного правого полушария (приведем один из способов: рисовать левой рукой, если ребенок правша и, наоборот, правой рукой, если левша);

8) построение плоских и объемных фигур из проволоки;

9) развитие образного представления движущихся объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: