Глава 10. Педагогический процесс как система. Образование. Обучение. Воспитание

1. Предмет и основные категории педагогики.

2. Понятие дидактики. Теории и технологии обучения.

3. Психологическое понимание воспитания: социализация и воспитание, критерии воспитанности, особенности и типы воспитания.

4. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Предмет и основные категории педагогики

Предмет педагогики. «Педагогика» - слово греческого происхождения, в дословном переводе означает «детоводитель». Педагогом в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле этого слова брал за руку ребенка своего господина и вел в школу. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его труд «Великая дидактика» имеет мировое признание. На протяжении столетий педагогика развивалась как практика обучения и воспитания детей.

В настоящее время педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека во всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития в силу следующих причин:

· педагогика включает в себя все звенья – от дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации;

· во многих странах существует система непрерывного образования человека; в) современная система образования и воспитания касается практически всех людей.

· Фундаментальной проблемой педагогической науки и практики была и остается проблема личности, её формирование и развитие в специально организованных условиях.

· Педагогика изучает наиболее эффективные условия для полноценного формирования и развития личности в процессе обучения и воспитания. Этим обусловлена и практическая значимость педагогической науки: каждый человек в течение всей своей сознательной жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе. Функция обучения, а в повседневной жизни воспитания, присуща каждому человеку, независимо от образования и профессии. Следовательно, каждый человек обязан овладеть основами педагогической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: