В общении принять выделять содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.
По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.
Выделим в содержании общения следующие компоненты:
1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.
2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.
3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.
|
|
Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.
Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:
· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».
· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.
Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.
По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.
Вербальное общение осуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.
Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.
Различие письменной и устной речи:
· письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.
· акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.
|
|
Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.
Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.
Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:
· Недостаток внимания, его отвлечение.
· Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.
· Приписывание своих мыслей говорящему.
· Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.
· Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.
Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:
· кинетических (мимика, жесты, пантомимика);
· паралингвистических (особенности голоса);
· экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);
· пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;
· визуальных (выражение глаз);
· физических прикосновений и поглаживаний;
· одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.
Правила эффективного невербального общения:
· Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.
· Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.
· Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.
· Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).
· Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.