Цель: определить значение навыков активного слушания и активизации деятельности по их формированию.
Перед началом дискуссии учитель спрашивает о том, как получилось выполнение домашнего задания. Затем учащиеся делятся на небольшие группы и приступают к выполнению заданий.
Инструкция: На листе ватмана группа вырабатывает правила активного слушания и формулирует способы улучшения взаимопонимания в общении. Отвечают на вопросы: «Что мы понимаем под активным слушанием? Как мы себя чувствуем, когда представленная нами информация становится искаженной? Что необходимо делать для правильного восприятия и передачи информации?».
После выполнения задания, обсуждения, учитель предлагает сформулировать правила активного слушания.
Правила активного слушания[17]:
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. При необходимости задавай уточняющие вопросы. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …»). Получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»). Не давай советов.
|
|
3. Не давай оценок.
4. Не перебивай. Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы.
5. Поддерживай собеседника. Используй ресурс позы и мелких движений (необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед, не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы), взгляда (смотрим в глаза доброжелательно, внимательно, принимаем собеседника).