Избирательная система. Референдум

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

Правовую основу избирательной системы, референдума в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь (раздел III), Избирательный кодекс Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и иные акты законодательства Республики Беларусь.

В основу избирательного права заложены принципы всеобщих, свободных, прямых (или косвенных), равных и тайных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет (не участвуют признанные судом недееспособные, содержащиеся в местах лишения свободы, содержащиеся под стражей) (ст.64 Конституции). Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать (ст.65). Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов (ст.66). Прямые выборы – когда кандидаты избираются гражданами непосредственно (ст.67). Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (ст.68).

Активное избирательное право (прямое или косвенное) – это право граждан избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, т.е. право быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность.

Избирательная система – способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

Выделяют 3 вида избирательных систем: 1) мажоритарную; 2) пропорциональную и 3) смешанную.

I.В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

1.Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50%+1 голос. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов в первом туре, то проводится 2-й тур. Во 2-й тур выходят 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались состоявшимися, в них должно принять участие не менее 50% зарегистрированных избирателей данного округа.

2.Мажоритарная система относительного большинства. Кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается только один депутат. Если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. Победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам (Великобритания, США).

В Республике Беларусь выборы проходят по мажоритарной избирательной системе.

II.Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями, в соответствии с числом поданных за них голосов. От избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.

Партийные списки могут быть:

- закрытые или жесткие – избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если в списке 10 кандидатур, а партия выиграла 4 места, то депутатами станут 4 первых кандидата списка (Испания, Греция, Португалия, Израиль);

- открытые списки – избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой (Италия);

- полужесткие списки – первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций (Австрия, Дания);

- смешанные – избиратели голосуют за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам (Швейцария).

III.Смешанная избирательная система соединяет в себе мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. При ней одна половина депутатов парламента избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. Выборы проходят в один тур (в России, Германии).

Согласно ст.111 Избирательного кодекса референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Референдум относится к форме прямой или непосредственной демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного депутата, а решению какого-либо вопроса.

Проведение референдумов в Республике Беларусь регулируется главой 2 Конституции и разделом 7 Избирательного кодекса. Согласно ст.74 Конституции республиканские референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.

На республиканский референдум запрещается выносить следующие вопросы (п.3 ст.112 Избирательного кодекса Республики Беларусь):

♦которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

♦связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

♦о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

♦об амнистии и о помиловании.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории (ст.75 Конституции).

На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: