Внешняя экономическая среда предприятия – совокупность факторов, характеризующих окружение, в котором функционирует предприятие.
При рассмотрении внешней среды отдельно взятого предприятия «по горизонтали» выделяются потребители, поставщики, конкуренты. Эти элементы прямо воздействуют на деятельность предприятия.
Потребители – являются главным ограничителем или стимулирующим элементом внешней среды, т.к. спрос рождает предложение.
Поставщики – обеспечивают предприятие материально-техническими ресурсами. Ограничения с их стороны – это цены на поставляемые ресурсы.
Конкурентами являются предприятия, которые производят аналогичный продукт, или продукт-субститут. Ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продуктов, цена и качество товаров и услуг, а также договорные условия.
Рассматривая внешнею среду «по вертикали», в качестве надсистемы для отдельно взятого предприятия выделяют: государство и территорию, на которой расположено предприятие.
|
|
Государство – оказывает прямое воздействие на деятельность предприятия через правовые и нормативные акты в области экономической, кредитно-денежной, налоговой политики, устанавливая разнообразные формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляет ценовую политику и т.д.
К факторам косвенного воздействия на предприятие относятся состояние государства и состояние территории. Состояние государства как надсистемы обусловливают экономические, технические и технологические, социальные и политические факторы.
Внутренняя среда предприятия включает в себя: трудовые ресурсы, основные средства, оборотные средства предприятия, информация (раскрыть значение в деятельности предприятия каждой из перечисленных категорий).