Пересмотр кантовской классификации суждений

(Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».)


Концепция «позднего» Л.Витгенштейна о теории языка и языковых играх.

Витгенште́йн (18890426) (1889-1951)— австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии. Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.

Поэтому в творчестве Витгенштейна обычно выделяют 2 этапа:
1. Логический («Логико-философский трактат»)
2. Лингвистический («Философские исследования»): «Весь туман ф-и конденсируется в каплю грамматики».

Людвиг Витгенштейн «поздний» занят философией языка. Он пытается выяснить, как работает язык. Когда ребёнок учится говорить, он подражает и учится употреблять слова по сходству ситуации, но это не даёт представление о понятиях. Пример с мастером и подмастерьем. С виду они друг друга понимают: продуктивно взаимодействуют, когда мастер говорит «плита», «балка», «блок». Но это не означает, что под этими словами они понимают одно и тоже. Т.е. язык неточен, но есть возможность его коррекции. В этих соображениях много общего с Пирсом.

Теперь Витгенштейн трактует язык не как противопоставленный миру его логический "двойник", а как набор многообразных практик или "форм жизни". Философ разъясняет, что все привычные действия языка (приказы, вопросы, рассказы и прочие) — часть нашей естественной истории, как ходьба, еда, питье, игра. Язык понимается как живое явление, бытующее лишь в действии, практике коммуникации. Подчеркивается: знаки в звуковом, письменном, печатном виде — мертвы. Но для того чтобы вдохнуть в них жизнь, вовсе не нужно всякий раз добавлять к ним нечто духовное: жизнь знаку дает его применение! Таким образом, значение знака толкуется как способ его употребления.

Философское обоснование нового подхода было найдено в прагматизме — с его вниманием к деятельности субъекта, к связи смысла предложения с действиями. Витгенштейн принял доводы прагматизма о тщетности стремлений к точному логическому выражению того, что на деле не поддается точным определениям. При таком подходе базовыми структурами языка считаются уже не элементарные предложения, соотнесенные с "атомарными" событиями, а более или менее родственные друг другу подвижные функциональные системы языка, его практики. Витгенштейн назвал их языковыми играми.

Под языковыми играми понимаются модели работы языка, методики анализа его в действии. Этот новый метод анализа призван дифференцировать сложную картину применений языка, выявить, различить многообразие его "инструментов" и выполняемых функций. Языковые игры — своеобразный аналитический метод (совокупность приемов) прояснения языка, его функций, форм работы.

Куайн – логик, конец 50 гг. 20 в. Его взгляды сложились под воздействием логич. позитивизма, но он критиковал его с позиций пргматизма. Он считает себя эмпириком. Тезис Дюэма-Куайна. Дюэм считает, что мы не в состоянии разделить чётко компоненты нашего знания.

Невозможен “чистый” эмпиризм. Принцип холизма (=целостности): не верно, что каждое отд.пр едложение имеет смысл само по себе, оно имеет смысл лишь в контексте. Вместо этого (принцип Дюгема-Куайна): в опыте проверяется не отд. предлож-е, а система взаимосвязанных утвержд-й (науч.теория) – при расхожд-и с экспериментом меняют не всю теорию, а периферические элементы, сохраняя центральные (логику, мат-ку, законы большей общности и т.п.).

Дюгем обратил внимание на целостный хар-р физич. теории, что не позволяет трактовать её лишь как “сокращённую запись” эмпирич. данных. Однако вся совокуп-ть методологических следствий из этого обстоят-ва была извлечена амер. философом Куайном. Не каждое предложение и термин теории имеют эмпирич. аналог. Не каждое предлож-е и термин теории имеют знач-е, к-рое м.б. названо их собственным, в контексте целого они приобретают особое знач-е. Теория явл. цепью предложений, так что в случае противоречий между эмпирией и теорией, последняя может быть сохранена за счёт отбрасывания различ. элементов этой цепи. В краткой формулировке тезис звучит так: наши предложения о внеш. мире предстают перед трибуналом чувств.опыта не индивидуально, а только как единое целое ”.

2. К настоящему времени с помощью методов, обеспечивающих оплодотворение яйцеклетки вне организма, при невозможности естественного зачатия, рождены многие тысячи детей. Честь создания метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и переноса эмбриона (ПЭ) принадлежит английским ученым — эмбриологу Р. Эдвардсу и акушеру-гинекологу П. Стептоу. Сложные философские и морально-этические вопросы, сопровождающие применение этой новейшей технологии, бурно обсуждались уже на стадии экспериментальной разработки метода.

В 1971 г. Британский комитет по медицинским исследованиям отказался финансировать программу Р. Эдвардса и П. Стептоу, сочтя их исследования противоречащими этическим нормам. После отмены в 1975 г. моратория на разработку метода ЭКО, десятилетние исследования Р. Эдвардса и П. Стептоу завершились внедрением данного метода в практику. В июле 1978 г в клинике Кембриджского университета родился первый «ребенок из пробирки». В СССР первый ребенок из пробирки был создан в 1986 г.

Применение метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и переноса эмбриона (ПЭ) сопряжено с целым рядом серьезных морально-этических вопросов. В «Положении об оплодотворении in vitro и трансплантации эмбрионов», принятом в 1987 г. Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), говорится, что применение метода ЭКО и ПЭ является оправданным в тех случаях, когда другие методы лечения бесплодия (медикаментозные, хирургические) оказались неэффективными. В этом прослеживается желание ограничить клиническое применение этих методов, что вероятно связано с трудностями в решении вопросов этического плана.

Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения общества к началу человеческой жизни. Ключевой из них является морально-этическая проблема статуса эмбриона человека, т.е. с какого момента его следует рассматривать как личность, имеющую право на жизнь и ее защиту, на защиту его человеческого достоинства в законодательном порядке.

В свете дискуссий о статусе эмбриона человека встает проблема определения возраста, с которого эмбрион человека можно рассматривать как личность, обладающую правами (в первую очередь - на жизнь) и защищаемую законодательством. Одним из ключевых в определении возраста эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать? Ответ на этот вопрос, представленный в современной научной литературе, можно разделить на 2 группы. Первая группа - Естественнонаучный подход - содержит позиции о начале человеческого существования с точки зрения естественных биомедицинских наук. В ней представлены позиции, связывающие начало человеческой жизни с:

1. Формированием дыхательной системы (4-20 неделя) Формирование дыхательной системы является принципиальным моментом при обсуждении проблемы начала человеческой жизни именно потому, что оно является основанием возможности самостоятельного дыхания и существования человеческого плода вне тела матери.

2. Периодом формирования сердечно-сосудистой системы (с 20-го дня)

Что есть начало сердцебиения: дорсальная аорта, четырехкамерное сердце млекопитающего, «сердце взрослого человека»?

3. Началом функционирования ствола мозга. Нельзя не обратить внимание на эту позицию прежде всего на основании нового утвердившегося в современной медицине критерия смерти человека — «смерти мозга». Логика принципа симметрии предполагает, что если конец человеческой жизни мы связываем со «смертью мозга», то начало человеческой жизни должно быть связано с началом функционирования ствола мозга. 30-й день развития плода является началом дифференцировки центральной нервной системы. Первые движения плода и реакции на прикосновения начинают фиксироваться с 6-ой недели с момента оплодотворения. В спинном мозгу выявляются синапсы. В это же время с помощью энцефалографии регистрируется функциональная активность мозга.

Болевая чувствительность у плода присутствует в 7-8 недель. Открытый вопрос, можно ли считать критерием становления личности лишь проявление способности чувствовать? Ведь бессознательное состояние и нечувствительность к боли, в сущности, не могут служить основанием для отказа в защите прав личности.

4. образованием первичной полоски — морфологического предшественника нервной трубки. До 14-го дня после оплодотворения эмбриологи рассматривают эмбрион человека как преэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки — материал, не участвующий в построении в дальнейшем собственно эмбриона. Для данного подхода ведущим является аргумент, что эмбрион на стадии преэмбриона не имеет нервной системы, а, следовательно, не возможно существование нейропсихических процессов в том виде, в котором они ассоциированы у нас с процессами электрохимического взаимодействия в нервных структурах.

5. имплантацией зародыша (бластоцисты) в стенку матки. Данная позиция основывается на том обстоятельстве, что не менее 8%, а по последним данным около 60% зародышей, зачатых в результате обычного полового акта, не закрепляются на стенке матки и погибают естественным путем.

6. моментом слияния гамет, т.е. с образованием генома человека. Сторонники данной позиции считают, что только лишь образование уникального и неповторимого генетического материала (генома) является единственным качественным преобразованием при формировании зародыша. Влияние же клеточного микроокружения является условием для его осуществления, и важно не само по себе, а только в качестве фона, предназначенного для реализации генетической программы.

Вторая группа представляет гуманитарные, этико-философские подходы и содержит в себе следующие из них:

1. Градуализм - постепенное одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств. Oсновной философский принцип, лежащий в основе градуализма - непрерывность движения, как способа существования бытия. Сторонники данных взглядов апеллируют к следующим аргументам. Первый — это феномен естественной убыли. Больше половины эмбрионов, зачатых естественным путем, не могут укрепиться в стенке матки и покидают материнский организм (не будучи даже замеченными). Вторым аргументом в пользу данной позиции считают феномен тотипотентности.

Ссылаясь на новейшие данные эволюционной эмбриологии, некоторые ученые считают вполне возможным различать понятия «преэмбрион» и собственно эмбрион. По их мнению, «преэмбрион» состоит из скопления преимущественно недифференцированных клеток (бластомеров), каждая из которых обладает тотипотентностью, то есть любой бластомер наделен той же генетической информацией, какой располагает вся их совокупность. Таким образом, якобы, неправомерно говорить о существовании эмбриона до имплантации. В первые две недели, когда протекает процесс зачатия, зародыш должен квалифицироваться как «преэмбрион», не имеющий еще биологической индивидуальности и тем более не является личностью.

Это убеждение в сочетании с феноменом «убыли» приводит градуалистов к выводу, что у «преэмбриона» нет невещественной «разумной» души. Поэтому они ратуют за теорию «опосредствованного», а не «прямого одушевления», ибо «одушевления» не бывает ранее «обособления», имплантации и переустройства клеточной структуры, необходимых для возникновения эмбриона.

Нельзя не рассмотреть аргументы французского генетика Жерома Лежена, который опровергает утверждение о недифференцированности бластомеров. Если Ж. Лежен прав, то клеточная дифференциация «записана» или «запрограммирована» в зародыше с самого его возникновения. Начало человеческой жизни связано, таким образом, не с «обособлением» и не с формированием первичной полоски (при всей ее важности для развития эмбриона). Человеческая жизнь начинается оплодотворения, когда «вписанный» в зиготу «код» или «программа» начинают полностью определять клеточное деление и обмен генетической информации. Полемику по данному вопросу ведут также представители Католической и Православной Церквей. Католические взгляды близки к градуализму, понимая процесс одушевления как «вливание невещественной разумной души в тело». Православная антропология признает эмбрион на любой стадии развития носителем человеческого достоинства и священного дара жизни. Для восточных Отцов (как и для библейской традиции) душа составляет сердцевину личности. В строгом смысле следовало бы говорить «я есмь душа», а не «я обладаю душой».

2. Социологизм. Признаёт начало человеческого существования лишь с момента рождения. Под влиянием именно этой позиции происходит первая в мире легализация абортов, т.е. производство аборта теряет юридический статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности». Эта позиция до сих пор является идеологическим основанием современного российского законодательства. Идеологическим основанием таких кардинальных перемен в значительной степени было и остается следование философии марксизма-ленинизма - Прежде всего, из морального релятивизма, отрицавшего абсолютное значение религиозных нравственных заповедей. И, во-вторых, из утверждения о так называемой «социальной» сущности человека.

Со времени первого русского уголовного кодекса с 1832 года до 1917 года изгнание плода в российском законодательстве квалифицируется как вид смертоубийства. 18 ноября 1920 года в России вступает в силу Постановление, которое полностью легализует искусственный аборт. В 1936 году аборты в стране снова запрещаются, а в 1955 г. Снова легализуются вплоть до нашего времени

3. Психоаналитический подход. Известно, что психоаналитические учения 20-го века расширили познания о человеческой психике. Причем расширение произошло, во-первых, по вертикали, то есть в структуре психики помимо уровней, лежащих на поверхности, были обнаружены и глубинные уровни, т.е. бессознательное, и, во-вторых, по горизонтали — психоанализ на практике доказал наличие у личности душевной жизни еще задолго до ее рождения на свет.

Проблема развития человеческой души до рождения интересовала еще самого З.Фрейда, но впервые целостно оформить ее попытался один из его учеников, а именно Отто Ранк (1880-1939) — австрийский психолог и психотерапевт, давший жизнь новому течению в психоанализе — неофрейдизму. В основном сочинении «Травма рождения» (1924) Ранк выдвинул собственную психологическую концепцию, в которой решающим фактором жизненного развития человека выступает страх, вызванный травмой рождения. Из его работ можно сделать вывод о том, что в перинатальный период закладываются глубинные особенности психического поведения человека, которые будут проявляться на протяжении последующей жизни.

Итак, психоаналитические подходы расширяют границы человеческой жизни, фиксируя появление личностного бытия задолго до рождения личности. Психика начинает формироваться одновременно с телом. Психосоматическое единство личности проходит различные этапы, важнейшими из которых являются этапы внутриутробнго развития.

4. морально-интенциональный подход. Исходным тезисом данного подхода является признание того факта, что любое моральное отношение предполагает наличие, по крайней мере, двух субъектов, для того, чтобы это отношение могло состояться. Именно эта эмоциональная и целевая направленность к другому человеку, как субъекту или цели нашего отношения, уточняется и обозначается понятием «интециональность» (от английского intention — намерение, стремление, цель). Эмбрион человека является реальным субъектом моральной рефлексии, может быть подвергнут моральному или аморальному действию и, следовательно, его включенность в моральные отношения определяют его статус.

5. философско-антропологический подход. Суть философско-антропологического подхода сводится к попытке рассмотрения человека на уровне его сущности, т.е. особенностей «собственно человеческого» бытия. В связи с попыткой ответить на этот вопрос оказывается, что именно существование человека на исходной стадии существования первой клетки (зиготы) может рассматриваться реальной иллюстрацией целостности как сущностной особенности человека. В зиготе еще нет ничего — ни мыслительной деятельности, ни прямохождения, ни нравственных чувств, ни особенностей физической организации, ничего, кроме 46 хромосом, и в то же время есть все — и мыслительная деятельность, и прямохождение, и нравственные чувства, и особенности физической организации. В известном смысле можно сказать, что в этой форме представлена вся совокупность сущностных черт и свойств человеческого существа. Зигота — это как бы «микрокосмический» носитель общефилософского понимания сущностной целостности человека.

6. теологический подход. Согласно Катехизису Католической Церкви: «С самого начала зародыш должен почитаться за личность». Человек вступает в общение с Богом в первое мгновение своего бытия. В восточно-христианском богословии зародыш обладает статусом уникальной человеческой жизни.

Итак, в рамках естественнонаучного подхода нет утверждения о начале человеческой жизни с момента рождения. Социологизм несостоятелен с точки зрения естественнонаучных позиций, которые в большей или меньшей степени отдаляют начало человеческой жизни от периода рождения. Позиция генетиков о начале человеческого существования с момента слияния гамет (образования генома) согласуется с выводами теологии и с положениями морально-интенционального подхода.


Критический рационализм К. Поппера. Фаллибилизм.

Науку Поппер называет "одной из величайших сил", делающих человека свободным.Поскольку наука дело рук человеческих, то "она погрешима", а ее история есть "история безотчетных грез, упрямства и ошибок". Но мы в науке учимся на своих ошибках.

Поппер выделяет два основных класса наук:

а) теоретические или обобщающие (физика, биология, социология и др.), цель которых - открытие универсальных законов или гипотез. Здесь наиболее распространен "метод элиминации ложных гипотез";

б) исторические, которые интересуются конкретными специфическими событиями и их причинным объяснением, а не законами, поскольку "не может быть никаких исторических законов""общие интерпретации", которые выражают определенные точки зрения.

Наука представляет собой систему понятий, концепций и теоретических проблем.наука характеризуется также своим специфическим методом. при всей важности методов и методологии их роль и значение не следует преувеличивать. Говоря о научном методе, Поппер подчеркивает следу ющие моменты:

а. Многообразие методов и их взаимосвязь: философию и "мета физические методы" Поппер в отличие от своих предше ственников логических позитивистов не отрицает.он полагает, что в своем стремлении уничтожить метафизику позитивисты вместе с ней уничтожают есте ственные науки.

б.Поппер различает теории более низкого и более высокого уровня универсальности

в. Несводимость методологии к формальной логике.

г. Недопустимость понимания методологии только как эмпирической науки. Методология не является "эмпирической наукой, т. е. изучением поведения ученых. Этот подход Поппер считает "индуктивной теорией науки"

Критический, "диалектический" метод

"После критики конкурирующей теории мы должны применить аналогичную критику против нашей собственной теории".действенная критика теории состоит в указании на неспособность теории решить те проблемы, для реше ния которых она первоначально предназначалась. Принцип "все открыто для критики" - величайший метод науки. Критика, вообще говоря, может быть неверной, но тем не менее важной, открывающей новые перспективы и плодотворной. Ошибочный метод ведет к догматизму, бесконечному регрессу или к релятивистской концепции.правильный метод критической дискуссии пытается вывести следствия данной теории и их приемлемость для науки.

Концепция роста научного знания

Поппер рассматривает знание как систему изменяющуюся, развивающуюся. Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Рост научного знания есть выбор теории в проблемной ситуации, что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситу аций, конкурирующие теории, взаимная критика в про цессе дискуссии.три основ ных требования к росту знания.

1- новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. 2- она должна быть независимо проверяемой, быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. 3- должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.


Социальные и этические проблемы современной науки в статье Р.Мертона «Эффект Матфея в науке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: