double arrow

Есть только та действительность, которую мы сконструировали сами


Осн. идеи РК:

1.Познание = активный процесс конструктивной деятельности субъекта. (Это не репрезентация!Как мы познаем определяет, что мы познаем). Мы можем познать лишь то, что сами сделали.

2.Познание имеет адаптивное значение (чтобы приспособиться и выжить).

3.Познание служит организации внутр. мира субъекта, а не задачам описания объект.реальности. (Не описать реальность, а произвести «адаптивные» способы поведения). Не означает, что любую конструкцию может создать произвольно: нужна конструкция, к-рая не уничтожается сопротивляемостью мира, жизнеспособна, функционирует.

4.Наука должна служить практич. целям. З. Шмидт: «Если идея познаваемости абсолютной действительности теряет свой смысл, стремление к абсолютному познанию истины не может служить легитимацией научной деятельности. Скорее любая исследов. деят-ть … должна доказывать свою полезность». Равновесие (критерий «когерентной истинности»): «конструктивисты довольны тогда, когда ученым ничего не надо делать».

Умберто Матурана (р. 1928): Гносеологический принцип «реально лишь то, что позволяет мне быть реальным».

Биология познания.Деятельность нервной системы следует рассматривать как детерминированную самой нервной системой. Стимулы внешнего мира = «спусковые крючки», задающие изменения закрытой для них нервной системе.




У любой системы есть свой окружающий мир (ниша), с которым она слита воедино. Ее интеракции с окружающим миром (нишей) представляют собой неразрывное единство. Другое дело, если система наблюдается извне. Наблюдатель, и только он, может проводить различие между системой и окруж. миром, т.е. наблюдать систему под углом зрения ее взаимодействия с нишей. Однако это различающее наблюдение целиком остается в познавательной области наблюдателя и не затрагивает существа операций системы. Любое наблюдение — это различение, выделение частей того, что apriori в качестве некой целокупности существует до всякого наблюдения. То, что оперативно происходит в системе, и то, что выделено различающим наблюдением, не совпадают. Ни одно описание наблюдателя не является полным.

Познание же есть не отображ-е независимого, предопределенного мира, но сотворение нового мира. Конкретным организмом в процессе его жизнедеятельности созидается не мир вообще, а некий конкретный мир, всегда обусловленный структурой организма. Поскольку индивидуальные организмы в рамках одного вида обладают более или менее идентичной структурой, они созидают схожие миры. Мы, люди, кроме этого, сообща пользуемся абстрактным миром языка и мысли и благодаря этому сообща творим наш действительный мир.