Философское наследие М.П. Драгоманова

ДРАГОМАНОВ Михаил Петрович (18/30.09.1841 — 20.06/02.07.1895) — историк, публицист, социолог, философ, общественный деятель. Драгоманов сделал весомый вклад в историю, литературоведение, политологию и социологию философию политики и философию истории. Начав с идей романтизма, в впоследствии его мировоззрение соединяет в себе научное толкование мира, философской основой которых были позитивистские принципы.

Отдавая преимущество идеям Прудона, в т.ч. и социалистическим, был относительно них, как и всех других идейных феноменов того периода, "еретиком", последовательно реализуя принципы критицизма, без которых невозможна самостоятельная теоретизация. Лозунг Драгоманова — "в культуре — рационализм, в политике — федерализм, в социальных делах — демократизм".

В философии Драгоманова присутствуют свойственные укр. духовной традиции антропологические акценты и этическая направленность. Отстаивая "этический социализм", критикует как русское народничество, так и марксизм. В центре историософии Драгоманова — идея общественного продвижения, содержанием которого является обогащение духовной культуры и укрепление социальной справедливости, критерием — утверждение идеи неотъемлемых прав человека, а двигателем — не отдельные народы, а все человечество.

Философия политики Драгоманова основывается на либеральной идее, согласно которой высшая ценность признается за личностью. Утверждение свободы в истории есть одновременно, согласно доктрине Прудона, ограничением государства и ее институтов как чего-то внешнего, имманентно не присущего человеку. Общественно-полититическим идеалом Драгоманова является "безначальство", анархический строй, суть которого составляет союз добровольных ассоциаций свободных и равных лиц с устранением из общественной жизни авторитаризма — через федерализм и самоуправление обществ как самостоятельных социальных единиц и регионов. К ассоциациям Драгоманов относил и нации — необходимые элементы общественной организации человечества: Нации — историческое образование; нет неизменного национального характера, он является результатом исторического развития общества и потому изменчив.

Драгоманов выступал против национализма, который противопоставлял себя человечеству. Был сторонником принципов федерализма: федеральный союз свободных самоуправляющихся обществ имеет явные преимущества в сравнении с унитарным государством, поскольку создает предпосылки для более высокой ступени человеческой свободы. В этой позиции, как и в критике централизма имперской власти и отстаивании политико-национальной автономии Украины в федеральном союзе, его идеи были близки традиции кирило-мефодиевцев.

В развитии нац. самосознанию решающая роль принадлежит деятельности культуры и образованию, осуществляемым укр. сознательной интеллигенцией.

Драгоманов не отрицал ни возможность революционных изменений. Будучи убежденным либералом, он отстаивал отделение церкви от государства и секуляризацию общественной и культурной жизни, которой, по его мнению, особенно требовала Галичина. Из христианских конфессий особенно интересовался протестантизмом, который определенным образом связан с либерализмом.

Разрабатывая принципы собственной философии, Драгоманов опирается на достижение мировой философской и социологической мысли, на достижения современной ему исторической науки по данному вопросу. Каждый из выдвинутых им принципов собственной философской концепции основывался на осмыслении огромного фактического материала, который черпался ученым из истории разных эпох и народов.

По убеждениям Драгоманова, суть и задание философии истории сводятся к выработке определенного критерия и идеала, по которому следует оценивать ту или иную историческую эпоху, выяснять причины исторических явлений и изменения эпох. Именно философия истории определяет оценку любой исторической эпохи и исторических явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: