Учение о «родстве» и «сродном труде»

Основными положениями философии Сковороды являются идеи о двух натурах и трех мирах. Три мира: макрокосм природа), микрокосм (человек) и «мир символов» (духовный мир символов Библии) представляют себя в «двух лицах» – видимой натуре, внешним, не подлинным бытием и невидимым образом - истинным бытием божественного смысла. Две натуры Г.С. Сковороды – это материальная и духовная. Видимую, материальную натуру он называет такими уничижительными словами как «тварь», «ложь», «рухлядь», «вздор» и т.д.

Другими словами, видимая натура, по Сковороде, вводит нас в заблуждение и не обеспечивает отыскание истины.

А вот невидимая натура – это Бог, как высшая духовная сущность, которая как бы пронизывает собой видимую, материальную натуру, «делает» ее целостной. Существуя в одном целом, видимая и невидимая стороны образуют целостность мира. Задача философии в этом плане – понять мир как целое и осознать человека как единство двух начал - видимости, «лжи», «тени» и духовности, вечности, постоянного преображения человека в его стремлении к Богу.

Бог каждому даровал определенное предназначение, которое человек отыскивает в «сродном» труде, «сродном» мире, «сродном» человечестве, и благодаря этому обретает счастье и душевный покой.

Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда Сковорода определяет саму суть «честной жизни» и «чистой совести». Эта суть раскрывается через трудовую деятельность человека. У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. У него труд - это не обязанность, не долг, не принуждение, а, напротив, свободный выбор человека. Процесс труда рассматривается как наслаждение и ощущение счастья даже независимо от его результатов. Такому труду Сковорода дает определение «сродный труд». Все его творчество выходит из понимания того, что человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным счастьем, - «сродный» труд.

Труд же «не сродный» - источник деградации человека и человеческого общества. Только на основе познания человеком своих естественных способностей - своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития.

В плане концепции сродного труда Сковорода рассматривает и проблему равенства, выдвигая свою идею «неравной равности». Он определяет только одно неминуемое неравенство - неравенство способности и призвания в одном и том же виде деятельности. Равное неравенство - каждый человек должен иметь равные возможности для реализации своих возможностей, но так как они не равны по возможностям, то они должны быть неравны и по ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: