Эразм Роттердамский(1469-1536)

Сыграл ведущую роль в развитии Северного Возрождения. Эразма называют «христианским гуманистом». Главное в его творчестве – выявление морального содержания христианства, возрождение подлинного духа и простоты первых веков христианства. Он сближал античные и христианские морально-философские идеалы - Сократ был практически приравнен им к Христу. Эразм был противником философии как схоластической системы. Считал, что философия – это скорее философствование, рассуждение, практическая мудрость. Свое учение чаще всего называл «философией Христа». Считал, что не надо усложнять истину Евангелия, подобно тому, как это делают схоласты, и проповедовал возврат к раннему христианству. Критика схоластического мудрствования. Глупость - это антитеза схоластической мудрости. Глупость имеет бесконечное число проявлений – от самых низких ее форм, которые осуждаются Эразмом, до христианской простоты. Это скорее не глупость, а безумие. Такие люди кажутся безумными окружающим: не обращают внимание на обиды, позволяют себя обманывать и т. д. Такое безумие он восхваляет.

Большое внимание уделял теме морального совершенствования человека. От телесных желаний невозможно избавиться, но с помощью разума можно и должно держать их в соответствующих рамках.

Заслуга Эразма также состоит в том, что он осуществил новый латинский перевод Нового Завета и ратовал за перевод Священного писания на народные языки, тем самым подготавливая идейную почву для приближающейся реформации.

Томас Мор (1478-1535)

Был другом и последователем Эразма. Бессмертную славу принесла Мору его «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Дословно в переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». Хотя уже Платон говорил об «утопическом государстве», термин этот был введен именно Мором. В идеальной стране, которую он описывал, отсутствовала частная собственность, разделяющая людей; все граждане были равны между собой; работали не весь день, оставляя время для развлечений; вели здоровый образ жизни; были миролюбивы и религиозны, но при этом отличались религиозной терпимостью.

В учении Мора проявился оптимизм, свойственный Гуманизму, вера в то, что люди, следуя разуму, могут избежать зла и создать идеальное общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: