Ранняя американская философия: С.Джонсон, Дж. Эдвардс

«Век просвещения»: Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн.

Особенность Американской философии в том, что хотя она развивалась под сильным влиянием идей и концепций, проникавших из Европы, последние обретали здесь новый смысл и звучание.

Первые проявления филос. активности в США датируются 17 в., что было вызвано распространением в колониальной Новой Англии пуританизма — религиозно-этического течения кальвинистского толка, детища Реформации и религиозно-политических битв в Англии. В рамках богословских споров вырабатывались позиции в понимании отношения человека, общества и религии, намечались контуры американского либерализма. Так, у видного пуританского мыслителя Дж. Эдвардса религиозный мистицизм сочетался с компромиссным отношением к науке в той форме, в какой она была известна по трудам Ф. Бэкона, Дж. Локка, Р. Декарта, И. Ньютона.
Философия в колониальной Америке была «служанкой религии». Ее первыми представителями были философствующие теологи. В их работах всецело господствуют теолого-этические интересы. В идеалистической философии они черпают аргументы против атеизма. Логические элементы рассматриваются как подчиненные, служебные по отношению к «божественному откровению».

Виднейшими из американских философствующих богословов первой половины XVIII в. были Джонсон и Эдвардс.

Пастор Сэмюель Джонсон (1696-1772 гг.) был ревностным последователем Беркли. С Беркли он был связан не только перепиской, но и личным общением во время пребывания Беркли в Америке в 1729-1731 годах.

Основная работа Джонсона «Elementa philosophica» (1752 г.) посвящена английскому идеалисту. Следуя Беркли, Джонсон отрицал объективную реальность материи. Для него, как и для шотландского епископа, «бытие вещей - не что иное, как их восприятие», а материя – «чистое ничто»

Подобно Беркли, Джонсон, исходя из субъективного идеализма, приходит к пантеистической концепции бога как единственной истинной реальности и источника наших идей. Непреодолимую для субъективного идеализма проблему существования мира до человека Джонсон пытается обойти с помощью платоновского учения об идеях - прообразах вещей.

В след за материей Джонсон отвергает и физическую, материальную причинность. Называя духом то, что является началом активности, объемлющим все вещи и приводящим их в движение.

Джонатан Эдвардс (1703-1758) исходя из идеалистически трактуемого сенсуализма, также приходит к «реальности всех вещей в боге».

Ничто, согласно Эдвардсу, не имеет настоящего существования, кроме духов; тела для него - лишь тени духов. Связь между физическими и психическими актами он сводит к связи души с ее собственными модусами. «Истинной субстанцией всех вещей, - говорит Эдвардс, - является идея». «Одни духи являются, в сущности говоря, субстанцией». Сами же духи для него - не что иное, как проявление «великого изначального Духа». «Вселенная, - заключает Эдвардс, - существует лишь в мыслях бога».

В конечном итоге всякое познание Эдвардс превращает в богопознание. Через феноменализм он приходит к фидеизму. В своих поздних работах Эдвардс придает большое значение мистической интуиции. В середине XVIII в. учение Эдвардса получило большое распространение в американских колледжах. Оно сделалось господствующей, официальной философией американского пуританизма.

Революционно-освободительная война американского народа сопровождалась революционными сдвигами в области идеологии, она вызвала к жизни мощное буржуазно-революционное просветительное движение. Американская просветительная философия является идеологией американской буржуазно-демократической революции 70-х годов. Крупнейшие представители американского Просвещения: Франклин, Джефферсон, Пэн и др. — являются вместе с тем активными революционными деятелями, руководящими фигурами в современной им политической борьбе.

Наиболее влиятельные деятели американского Просвещения - Джефферсон и Б.Франклин.

Томас Джефферсон, 1743-1826 - выдающийся государственный и общественный деятель, представитель радикального демократического течения в американской политической мысли. Наиболее значительной его работой является "Заметки о штате Вирджинию" (1785), в которой анализируется государственное устройство этого штата, а наиболее известной является Декларация независимости (1776). Он также автор закона об установлении религиозной свободы (1777). Дважды президент США (1801—1809 годы).

Социально-политические воззрения Джефферсона, находившиеся под определяющим влиянием Локка, запечатлены в важнейших исторических документах эпохи: в виргинской «Декларации прав» и в филадельфийской «Декларации независимости», автором которых был Джефферсон. «Все люди от природы одинаково свободны и независимы и имеют известные прирожденные права, каковых они, вступая между собой в какое-либо соглашение для образования общества, не могут никоим образом лишить своего потомства. Таково право на жизнь и свободу обеспечением возможности приобретать и владеть собственностью, домогаться и обладать счастьем и безопасностью», — гласит первый параграф Виргинской декларации.

Перечисляя в Декларации независимости "неотъемлемые права" человека, Джефферсон следует за Локком, однако заменяет одно из локковськои триады - жизнь, свобода и собственность, - а именно: собственность на право стать счастливым, что в его трактовке означало использование свободы в целях самоусовершенствования и полного развития своих способностей. В этом же документе он обосновывает право народа на смену правительства и формы правления.

Бенджамин Франклин - американский ученый-энциклопедист, который еще в 1754 году выдвигает идею военно-политического союза английских колоний в Северной Америке. Он один из авторов статей конфедерации 1781 г., Декларации независимости и Проекта федеративной конституции. Он был одним из первых, кто подчеркнул важность развития отдельной науки о политике. Именно он стал одним из основателей и первым президентом "Общества политических исследований", задачей которого провозглашалось совершенствования знаний о государственном управлении и развитие политической науки в их взаимодействии.

Начав трудовую жизнь в мыловаренной и свечной мастерской своего отца в Англии, затем обучившись ремеслу печатника, даровитый самоучка жадно поглощает научные знания. «Ко мне в руки попали, — вспоминает об этом времени Франклин, — кое-какие книжки против деизма... Случилось так, что они оказали на меня влияние, противоположное тому, какое от них ожидалось: приводимые в них с целью опровержения аргументы деистов показались мне гораздо более убедительными, чем их опровержения. Словом, вскоре я сделался деистом».

В 1728 году в Филадельфии Франклин организует «Философский клуб», который через 55 лет стал «Американским философским обществом». Целью этого общества было изучение естественных наук, поощрение философских исследований, которые могли бы осветить познание природы вещей и способствовать увеличению власти человека над природой и умножить его жизненные удобства». «каждый должен считать главной целью своей жизни и своих занятий познание бога и Иисуса, который есть вечная жизнь».

По своим взглядам он был умеренным деистом типа Вольтера, Шефтсбери, Болингброка, Юма, с характерным для них религиозным лицемерием: неверием как привилегией просвещенных буржуа и признанием «утилитарного» значения религии для народных масс.

Томас Пейн (Paine), 1737-1809 - просветитель, один из наиболее популярных публицистов периода американской революции.Ему принадлежат такие работы, как "Права человека" (1791), "Эпоха разума" (1795) и др. В своих работах он ставит и обосновывает идею независимости Америки, подчеркивая, что дело Америки, в значительной степени, является делом всего общества, поскольку борьба за независимость - это борьба за естественные права человека, против деспотизма и узурпации власти. Важным в его творчестве есть идея размежевание общества и государственной власти. Пейн подчеркивал, что они отличаются не только по своей ролью, но и по происхождению, поскольку общество создается, исходя из человеческих потребностей, а правительство - исходя из человеческих недостатков. Общество, в любом случае, - подчеркивал он, - является благом, а государственная власть, даже самая лучшая, является только необходимым злом. И если бы веления совести были четкими, определенным и всеми соблюдались, то люди не нуждались бы законодательства и, соответственно, государственной власти. Пейн основывает свои идеи, как он сам подчеркивал, на "законе природы" и видит цель государственной власти в обеспечении свободы и безопасности граждан. Только наличие прав человека обеспечивает быстрый прогресс общества, и они необходимы, как принцип осуществления государственной власти, каждой цивилизованной нации. Человек приобретает осознание своих прав в процессе надлежащего обеспечения собственных интересов и потребностей, обнаруживая каждый раз, что сила и возможности деспотизма коренятся только в страхе обнаружить ему некоторое сопротивление, и поэтому, чтобы "быть свободным, достаточно захотеть этого.

Большое место в творчестве Пейна занимает идея свободы мысли, борьба с религиозным догматизмом. Он подчеркивал, что право на собственное мнение является одним из основных прав человека. Тот, кто отрицает по другим это право, превращается в раба своей нынешней мысли, поскольку лишает себя права изменить ее в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: