Основная статья: Железнодорожный транспорт в России
По данным за 2010 год, общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей составляет 124 тыс. км, в том числе 86 тыс. км — общего пользования, 38 тыс. км — необщего пользования (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых).[323] Из них 75 300 км электрифицированных. Россия занимает 1-е место в мире по протяжённости электрифицированных железных дорог[327] и 2-е место в мире по общей протяжённости железных дорог (после США).[328]
В России в качестве основного стандарта ширины железнодорожной колеи принята ширина 1520 мм. На острове Сахалин в силу исторических причин ширина колеи составляет 1067 мм. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид и относительно высокую плотность, железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.
Насчитывается около 20 тыс. локомотивов, более чем 550 тыс. грузовых и около 70 тыс. пассажирских вагонов. В 2007 году объём перевозок грузов по железным дорогам общего пользования составил 1,34 млрд т, не общего пользования — 3,68 млрд т; грузооборот железных дорог общего пользования составил 2090 млрд т.км, не общего пользования — 33,8 млрд т.км; объём перевозок пассажиров (без метрополитена и трамвая) — 1282 млн чел., пассажирооборот составил 175 млрд пасс.км.
|
|
Управление железными дорогами осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта России. Хозяйственные функции на подавляющем большинстве железных дорог принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которое является одной из крупнейших транспортных компаний в мире[329].
Важнейшая железнодорожная артерия — Транссибирская магистраль. Основное строительство — Амуро-Якутская магистраль. Планируется также реализация совместного проекта России, Украины, Словакии и Австрии по строительству железной дороги с колеёй 1520 мм от украинской границы по территории Словакии до Вены.[69][330] Осуществление этого проекта позволит ускорить развитие транспортных связей между Евросоюзом, странами СНГ и Китаем.[330]