Речной транспорт

Основная статья: Речной транспорт России

Длина внутренних водных судоходных путей — 200 тыс. км.

На Европейской территории России ещё в годы СССР была создана единая глубоководная транспортная система (ЕГТС), путём соединения бассейнов Волги, Дона, Москвы-реки, Невы, Северной двины, Ладожского озера, Онежского озера системой судоходных каналов:

  • Беломорско-Балтийский канал;
  • Канал имени Москвы;
  • Волго-Донской канал;
  • Волго-Балтийский водный путь.

Единая глубоководная система имеет выходы в Чёрное море, Белое море, Балтийское море и Каспийское море. ЕГТС имеет возможность транзитного пропуска судов класса река-море из одного морского бассейна в другой. Благодаря ЕГТС России выход к мировому океану имеют внутриконтинентальные государства (в прошлом — республики СССР): Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. На ЕГТС имеется не имеющий аналогов в мире круизный речной пассажирский флот. Грузовые перевозки выполняются сухогрузными судами и буксирным флотом. Умеренно-континентальный климат ЕТР обуславливает стабильное количество осадков, что благоприятно сказывается на уровнях воды в ЕГТС в течение всей навигации. Дополнительно осуществляется регулирование уровня воды системой водохранилищ. Равнинный характер местности ЕТР способствует ровному течению рек и сохранению больших глубин без существенных дноуглубительных работ. Навигация в южных бассейных ЕГТС длится в среднем с апреля по ноябрь, а в северных — с мая по октябрь.

В Азиатской части России речной транспорт имеет первостепенное значение на Северных территориях со слабо развитой дорожной сетью. Однако сибирские реки: Обь, Енисей, Лена и их притоки чрезвычайно сложны для судоходства. Резко-континентальный климат с достаточно большим зимним количеством осадков и жесточайщими летними засухами обуславливает мощные паводки и очень низкие меженные уровни. Так как Сибирские реки текут с Юга на Север идущий с верховьев паводок догонят ледоход в нижних течениях, что не позволяет в полной мере использовать для судоходства «большую воду». Создаёт трудности и гористый рельеф. Скрости течения многих рек очень высоки, что сильно затрудянет прохождение перекатов. Например, на Енисее Казачинский порог труднопроходим для большинства судов поэтому на нём используется вспомогательная туерная тяга. Навигая на реках Сибири сравнительно короткая: в верховьях — только в период паводка (май-июнь), в средних течениях — май-сентябрь, в низовьях — июнь-начало октября.

На 2006 год зарегистрировано около 6,5 тыс. речных грузовых и 600 речных пассажирских и грузопассажирских судов.

Грузооборот на внутренних водных путях в 2006 году составил 58 млрд т. км, пассажирооборот — 0,6 млрд пасс. км.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: