Гласность

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются: Государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:

1. Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2. Рассмотрение представленного проекта.

3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4. Введение в действие.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяют на виды:

1. непосредственное правотворчество народа

2. правотворчество государственных органов

3. правотворчество отдельных должностных лиц

4. правотворчество органов местного самоуправления

5. правотворчество общественных организаций

6. договорное правотворчество – это действие государственных органов по заключению нормативных договоров (между федерацией и ее субъектами)

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1. законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов) в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы

2. делегированное правотворчество – нормативная деятельность органов исполнительной власти (правительства)

3. подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам.

Состояние правотворческой деятельности, в настоящее время, переходное. Так как и общество, и государство находятся в переходном состоянии от тоталитарного государства к правовому, демократическому. Это накладывает отпечаток на всю правотворческую деятельность.

Например, экономические законы, они создают предпосылки перехода к рыночной экономике.

Возьмём политические законы, ту же Конституцию, они создают предпосылки для перехода от тоталитарного государства к правовому, утверждают там плюрализм и т. д.

Социальные законы также кардинально меняются. Всё пенсионное и иное законодательство и это объяснимо, раньше оно было связано с другой государственной жизнью, Раньше они, в принципе, появиться не могли. В последнее время было принято так много законов. Анализируя их, можно рассказать и о состоянии и перспективах правотворчества в РФ. Сколько было принято кодексов… И гражданский и Трудовой, гражданско-процессуальный.. Главное. Что появился профессиональный парламент (Дума). Он занимается только правотворческой, законодательной деятельностью. Ранее депутаты ездили в Москву два раза в год на несколько дней принимать законы, а аппарат по-сути эти нормы создавал. А сейчас открыто, более или менее, гласно осуществляется вся правотворческая деятельность.

Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы.

Как особая форма правотворчества, законотворчество отличается:

· особым ограниченным кругом субъектов - только высшие представительные органы (парламенты) и электорат;

· процедура принятия законов подробно, детально регламентирована;

· законотворчество регулирует наиболее важные виды общественных отношений;

· в результате законотворчества принимаются акты, обладающие высшей юридической силой.

Стадии законотворчества - это имеющие правовые основания, начала и окончания, процессуально урегулированные этапы разработки, принятия и вступления в силу законодательных актов (законов). В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:

1. Выявление потребности принятия нормативно-правового акта

2. Изучение, анализ общественных отношений для которых необходимо принять этот акт

3. Определение вида нормативно-правового акта и вида органа правомочных его принять

4. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта. Законодательная инициатива.

5. Подготовка рабочей группы проекта нормативно-правового акта

6. Предварительное рассмотрение проекта акта

7. Общественное обсуждение проекта

8. Отклонение проекта либо принятие его за основу.

9. Официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта

10. Доработка проекта.

11. Отклонение проекта или принятие закона его оформление и подписание.

12. Опубликование акта и его вступление в законную силу

13. Введение в действие принятого законодательного акта.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: