Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
Субъектами правотворчества в РФ являются: Государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.
Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:
1. Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.
2. Рассмотрение представленного проекта.
3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.
4. Введение в действие.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяют на виды:
1. непосредственное правотворчество народа
2. правотворчество государственных органов
|
|
3. правотворчество отдельных должностных лиц
4. правотворчество органов местного самоуправления
5. правотворчество общественных организаций
6. договорное правотворчество – это действие государственных органов по заключению нормативных договоров (между федерацией и ее субъектами)
В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:
1. законотворчество – правотворчество высших представительных органов (парламентов) в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы
2. делегированное правотворчество – нормативная деятельность органов исполнительной власти (правительства)
3. подзаконное правотворчество – здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам.
Состояние правотворческой деятельности, в настоящее время, переходное. Так как и общество, и государство находятся в переходном состоянии от тоталитарного государства к правовому, демократическому. Это накладывает отпечаток на всю правотворческую деятельность.
Например, экономические законы, они создают предпосылки перехода к рыночной экономике.
Возьмём политические законы, ту же Конституцию, они создают предпосылки для перехода от тоталитарного государства к правовому, утверждают там плюрализм и т. д.
Социальные законы также кардинально меняются. Всё пенсионное и иное законодательство и это объяснимо, раньше оно было связано с другой государственной жизнью, Раньше они, в принципе, появиться не могли. В последнее время было принято так много законов. Анализируя их, можно рассказать и о состоянии и перспективах правотворчества в РФ. Сколько было принято кодексов… И гражданский и Трудовой, гражданско-процессуальный.. Главное. Что появился профессиональный парламент (Дума). Он занимается только правотворческой, законодательной деятельностью. Ранее депутаты ездили в Москву два раза в год на несколько дней принимать законы, а аппарат по-сути эти нормы создавал. А сейчас открыто, более или менее, гласно осуществляется вся правотворческая деятельность.
|
|
Законотворчество - это процесс создания, изменения и отмены нормативно-правовых актов высшей юридической силы.
Как особая форма правотворчества, законотворчество отличается:
· особым ограниченным кругом субъектов - только высшие представительные органы (парламенты) и электорат;
· процедура принятия законов подробно, детально регламентирована;
· законотворчество регулирует наиболее важные виды общественных отношений;
· в результате законотворчества принимаются акты, обладающие высшей юридической силой.
Стадии законотворчества - это имеющие правовые основания, начала и окончания, процессуально урегулированные этапы разработки, принятия и вступления в силу законодательных актов (законов). В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:
1. Выявление потребности принятия нормативно-правового акта
2. Изучение, анализ общественных отношений для которых необходимо принять этот акт
3. Определение вида нормативно-правового акта и вида органа правомочных его принять
4. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта. Законодательная инициатива.
5. Подготовка рабочей группы проекта нормативно-правового акта
6. Предварительное рассмотрение проекта акта
7. Общественное обсуждение проекта
8. Отклонение проекта либо принятие его за основу.
9. Официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта
10. Доработка проекта.
11. Отклонение проекта или принятие закона его оформление и подписание.
12. Опубликование акта и его вступление в законную силу
13. Введение в действие принятого законодательного акта.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:
1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции.