Считалка - это способ избежать столкновение личных интересов.
Считалка позволяет безболезненно распределить роли в будущей игре.
А ведь распределение ролей - это самый опасный момент в начале игры, который при неправильном подходе вообще сделает игру невозможной.
Для детей важно, что считалка ни от кого не зависит, она объективна. Это своеобразный перст судьбы:
На столе лежит лимон -
Выходи из круга вон!
Похожим способом древние греки выбирали себе должностных лиц. Они бросали жребий и считали выбор жребия - выбором богов.
Считалка используется примерно до 9 лет, а после этого возраста дети обычно способны распределить роли без считалок, исходя из личных интересов.
Собственно, все элементы детской традиции таковы - это временные "костыли" для преодоления сложных ситуаций на момент взросления. Но по мере взросления, ребенок отказывается от них.
Второй элемент детской традиции - это страшилки.
Страшилки и испытания храбрости - это механизм преодоления страхов.
Рассказывание страшилок - это ситуация, когда можно открыто выражать свое чувство страха и не стесняться его.
Это своеобразная детская психотерапия, проработка и изживание страхов.
Рассказывание страшных историй и посещение "страшных" мест (подвалов, чердаков, заброшенных домов) происходит в тесной компании знакомых детей, где страх делится на всех, где постоянно перемежаются настоящие страшилки и смешные пародии на них, где большинство историй имеет игровой конец, что в результате приводит к освобождению от страхов.
Третий элемент детской традиции - это дразнилки.
Обзывание - это всегда испытание детского "Я" на психологическую прочность. Оно особенно часто используется в период формирования детской группы, когда выясняется, кто и на что в ней может претендовать.
Кроме того, обзываниям часто подвергаются новички, которым дети устраивают своеобразную стрессовую психодиагностику.
Однако после 9-10 лет дети все реже прибегают к стандартным текстам дразнилок. Ребенок становится достаточно опытным и может уже без них оценить партнера по игре.