Детская традиция и некоторые выводы

Каждого из нас, у кого есть дети, беспокоит вопрос о том, каких друзей выбирает наш ребенок, и какие дети его окружают.

Мы интуитивно понимаем, что одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе - это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. Правда, мы мало задумываемся о том, какими именно способами дети воспитывают друг друга.

А это очень интересный вопрос, потому что существуют два взгляда на влияние сверстников на ребенка.

Некоторые родители стараются это влияние использовать, например, отдают домашнего ребенка в детский сад за год до школы, чтобы он привык быть в детском коллективе и "научился общаться".

Другие родители, наоборот, стараются ограничить общение ребенка со сверстниками и поэтому заменяют не нужные с их точки зрения "бесцельные" прогулки, "пустую болтовню" на занятия с напичканными знаниями педагогами.

Плохо это или хорошо?

Психологи, которые начали заниматься изучением мира детства во второй половине XX века, пришли к очень интересному выводу.

Оказывается детские считалки, страшилки, правила игр, дразнилки и т.п. передаются из поколения в поколение без изменений от более старших к более младшим.

Несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет, детская культура удивительно консервативна: игры и шалости, присказки и страшилки сохраняются неизменными иногда на протяжении целых столетий!

Это напоминает механизм передачи устного творчества, существующий у каждого народа.

И конечно такой механизм появился не случайно.

Если существует такой постоянно самовоспроизводящийся механизм, то зачем-то он нужен.

Давайте подумаем над этим вопросом.

Ребенок в возрасте до 3 лет в целом не испытывает особой нужды в сверстниках. Дети такого возраста скорее играют рядом, а не вместе.

И только между 3-5 годами, при переходе к более сложным ролевым играм, ребенок обнаруживает ценность сверстника, как товарища по игре. Он начинает нуждаться в напарнике.

Но там где возникает взаимодействие двух людей, там сразу же начинается борьба мнений. И вот путем споров, препирательств и ссор, которые очень часто возникают в это время, ребенок постепенно учится мирному и справедливому решению спорных вопросов.

Ребенок становится менее эгоистичным и начинает учитывать чужое мнение.

В результате дети 5-6 лет уже могут самоорганизовываться в детские игровые группы.

И вот тут-то им и помогает детская традиция, которую младшие дети усваивают от тех, кто постарше, в живом общении.

В этом традиции накоплен опыт предыдущих поколений детей, решавших подобные же психологические проблемы.

Детская традиция - это образец правильных действий, выработанный для определенных стандартных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: