Карми, гьяни, йоги и бхакты

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Преданный Господа Кришны не имеет желаний, поэтому он умиротворен. Работающие ради плодов желают материального наслаждения, гьяни желают освобождения, а йоги желают материального богатства; поэтому они полны вожделения и не могут обрести покой".

Комментарий


У

преданного Кришны нет иных желаний, кроме желания служить Кришне. Даже так назы­ваемые освобожденные люди полны жела­ний. Действующие ради плодов стремятся получить лучшие условия для жизни, а гьяни хотят слиться со Всевышним. Йоги желают материального богат­ства, йогических и мис­ти­ческих совершенств. Все они испытывают вожделение (ками). Поскольку у них есть какие-то желания, они не могут обрести умиротворение.

Ф

ормулу мира дает Кришна в Бхагавад-гите:

бхоктра йаджа-тапас
сарва-лока-махеварам
сухрида сарва-бхтнм
джтв м нтим ччхати

Е

сли человек понимает, что единственный верховный наслаждающийся – Кришна, он совер­шит все виды жертвоприношений, прой­дет через все аскезы и покаяния ради того, чтобы достичь преданного служения Кришне. Кришна – это Высшее Существо, Он владеет всеми мате­риальными мирами; поэтому во всей вселенной Он является единст­вен­ным другом, который может на самом деле принести благо всем живым существам. Если человек понимает Кришну, он тотчас же избав­ляется от желаний (нишкама), поскольку кришна-бхакта знает, что Кришна во всех отно­ше­ниях является его другом и защит­ни­ком и что Он способен сделать все для Своего преданного. Криш­на говорит: "О сын Кунти, смело объявляй всем, что Мой преданный никогда не погибнет". Поскольку Кришна заве­ряет его таким образом, пре­данный живет в Кришне и не имеет желания по­лу­чить для себя выгоду. Преданный уповает толь­ко на Самого Всеблагого. Для чего предан­ному желать каких-то благ для себя? Его единственное дело – удовлетворять Всевыш­него, оказывая Ему столько служения, сколько возможно. Кришна-бхакта не стремится к собственному личному благу. Его всецело защищает Всевышний. Бхакти­винода Тхакур говорит, что у него нет желаний, т. к. Кришна защищает его во всех обстоя­тель­ствах. Но он не ожидает от Кришны какой-то под­держки; нет, он просто чувствует себя зависимым от Кришны, точно так же, как ребенок зависит от своих родителей. Ребенок не осознает, что роди­тели оказывают ему служение, но тем не менее он всегда находится под защитой. Это называется нишкама (отсутствие желаний).

Х

отя карми, гьяни и йоги осуществляют свои же­ла­ния, совершая разнообразную дея­тель­­ность, они никогда не бывают удовлет­ворены. Карми тяжело трудится в надежде заработать миллион долларов, но как только он получает его, у него появляется желание получить еще один миллион. Для карми поток желаний никогда не прекра­щается. Чем боль­ше карми получает, тем больше он желает. Гьяни не могут не иметь желаний, т. к. их разум нечист. Они желают раствориться в сиянии Брахмана; но даже если они и подни­маются на этот уровень, они не могут полу­чить там удовле­тво­рения. Существует мно­жество гьяни и сан­ньяси, которые отреклись от этого мира, считая его лож­ным, но после принятия санньясы они снова воз­вра­щаются в этот мир, чтобы заниматься поли­тикой или филантропией, открывать школы и больницы. Это говорит о том, что они не смогли достичь истинного Брахмана (брахма сатьям) и вынуждены опять спускаться на матери­аль­ный уро­вень, чтобы заниматься филан­тропи­ческой дея­тель­ностью. Таким образом, они заново начинают взращивать свои желания, а когда эти желания исчерпываются, они начинают желать чего-то другого. Поэтому гьяни не может быть нишкама, или тем, у кого нет желаний. Йоги тоже не могут не иметь желаний, поскольку они хотят достичь йоги­чес­ких совершенств для того, чтобы демон­стрировать свои волшебные подвиги и добиваться популярности. Люди собираются, чтобы по­смот­реть на таких йогов, а у йогов желание получать признание разгорается все больше и больше. По­сколь­ку они злоупотреб­ляют своими мистическими силами, они вновь падают на материальный уровень. Для них нет возмож­ности стать нишкама, не имеющими желания.

С

уть в том, что только те преданные, которые получают удовлетворение просто служением Господу, могут стать настоящими преданными. Поэтому и сказано: ка-бхакта нишкма. Поскольку кришна-бхакта, преданный Кришны, удовлетворен одним лишь Кришной, он не упадет.

Ч. ч. Мадхья, 19.149


Карма


З

ападная наука и философия, в общем, при­зна­ют, что всеми действиями и явле­ниями во вселенной управляет закон причин­ности, что не может быть никаких действий или событий, по крайней мере материального порядка, не имеющих соответствующих при­чин. Ведическая литература называет этот закон причинно-следственной связи законом кармы. С незапамятных времен джива дейст­вует в материальном мире и последствия этих действий приносят ей радости или страдания. Эти действия служат причиной ее переселений из одно­го материального тела в другое. Иначе говоря, джива оставляет старые и вселяется в новые тела, подобно человеку, снимающему старую и надева­ю­щему новую одежду. Пересе­ляясь из одного тела в другое, джива страдает или наслаждается резуль­татами своих прош­лых действий (кармой).

В

каком-то смысле, любая карма есть раб­ство. Даже благочестивые поступки, или "хорошая карма ", удерживают человека в круговороте рождений и смертей. Человек должен освободиться от любой кармы, чтобы вырваться из самсары – повторяющихся рож­де­ний и смертей. Желая на­слаж­даться в этом мире, джива, в соответствии с этими жела­ни­я­ми, творит свою собственную карму. Поэтому ни Бхагаван, ни материальная природа не несут ответственности за карму дживы; она сама создает свою судьбу. В соответствии с деятель­ностью дживы (и под присмотром Всевыш­него) материальная природа просто предоставляет дживе очередное тело, в кото­ром она может исполнить свои желания. Свобо­да от великой цепи кармы приходит через знание. "Как пылающий огонь превра­щает дрова в пепел, о Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все последствия (сарва-кармани) материальных действий" (Бхага­вад-гита 4.37). Этот "огонь знания" есть не что иное, как понимание дживой своего консти­туционального положения вечного слуги Все­выш­него. Тот, кто вручил себя Бхагавану, выходит из-под влияния прошлой, настоящей и будущей кармы.

Д

жива не может освободиться от кармы, просто отказавшись от деятельности. Веды утвер­ждают, что душа по своей природе неизменно деятельна. "Воистину, для вопло­щенной души невозможно полностью отка­зать­ся от деятельности. Но тот, кто отрекся от плодов своего труда (карма-пхала-тйг), считается истинно отрекшимся" (Бхагавад-гита 18.11). Иначе говоря, человек дол­жен научиться искусству действовать, не создавая кармы.

В

Бхагавад-гите Бхагаван Кришна по­дроб­­но объясняет это искусство карма-йоги. Вкратце эти поучения сводятся к следу­ющему: тот, кто совершает свою деятельность как жертву Верхов­ному Бхагавану, избегает кармы, рабства в мате­ри­альном мире. Такая чистая жертвенная деятель­ность называется акарма, то есть "действия без последствий". Нарада-панчаратра объясняет, что искусство карма-йоги состоит в хкена-хкеа-севанам – служении Господину чувств своими собственными чувствами. Гуру должен учить своих учеников этому нелегкому искусству акармы – ис­кус­ству действовать, не вызывая своими поступ­ками никаких последствий.

Сатсварупа даса Госвами
Очерки ведической литературы, стр. 49-50



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: