double arrow

Три аспекта Абсолюта


К

ришна и Верховная Божественная Лич­ность суть одно и то же. Поэтому для обращения к Господу Кришне во всей Гите употребляется слово Бхагаван. Бхагаван – это конечный аспект Абсо­лют­­ной Истины. Есть три стадии постижения Абсо­лютной Исти­ны, а именно: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма, аспект Все­выш­него, находящийся в сердце каждого живо­го существа; и Бхагаван, или Верховная Божест­венная Личность, Господь Кришна. В Шримад-Бхагаватам (1.2.11) эта концепция Абсо­лютной Истины объясняется следующим образом: "Пости­жение Абсолютной Истины проходит через три стадии, известные тому, кто завершит этот про­цесс. Эти три аспекта Абсолютной Истины – Брахман, Параматма и Бхагаван – составляют Единое целое".

Э

ти три божественных аспекта могут быть объяс­нены на примере солнца, также имею­щего три различных аспекта: солнечный свет, поверхность солнца и сама планета. Изучающий лишь солнечный свет является начинаю­щим учени­ком. Познавший струк­ту­ру солнечной поверхности пошел дальше, а сумевший проникнуть в само Солнце достиг вершины. Обычных учеников, до­воль­­ству­ю­щихся лишь познанием свойств сол­неч­ного света – его всепроникновения и ослепи­тель­ного безличного сияния – можно сравнить с теми, кто смог постичь в Абсолютной Истине лишь аспект Брахмана. Ученик, достигший более высо­кой ступени знания, может познать природу сол­неч­ного диска. Это соответствует постижению аспек­та Абсолютной Истины, называемого Пара­мат­мой. Тот же ученик, который может проникнуть
в самое сердце планеты Солнце, подобен познав­шему личност­ные черты Верховной Абсолютной Истины. Поэтому бхакты, или трансцен­ден­талис­ты, постигшие свойства Бхагавана, являются наи­выс­­шими трансценденталис­та­ми, хотя все уче­ни­ки, ставшие на путь изучения Абсолютной Исти­ны, занимаются одним и тем же предметом. Солнечный свет, солнечный диск и внутренние процессы в Солнце неотделимы друг от друга. Но ученики, изучающие эти три разных аспекта, не принадлежат к одной категории.

Бхагавад-гита 2.2, комм.

П

олное Целое, Верховная Абсолютная Истина – это совершенная Личность Бога. Концепция безлич­ного Брахмана представ­ляет собой непол­ное понимание Абсолютного Целого, это же спра­вед­ливо и по отношению к Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть сач-чид-ананда-виграха. Осознание безличного Брахмана – это осо­знание Его аспекта сат, то есть аспекта веч­нос­ти, а осознание Параматмы, Сверхдуши – осозна­ние Его аспектов сат и чит, аспектов вечности и знания. Осознание Личности Бога – это осознание всех Его аспектов – сат, чит и ананда (бла­жен­ст­ва). И когда человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты в составе совершенной формы (виграхи). Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или хоть в чем-то уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содер­жать в себе все, что находит­ся как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.

Шри Ишопанишад,
обращение, стр. 19-20



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: