Тестовые задания

Какие обоснования дает Платон своему учению об идеях? 1. идеи есть истинные сущности вещей, их причины; 2. идеи есть то, что не существует в действительности; 3. идеи – «зримые умом» формы вещей; они бестелесны, вечны и неизменны; 4. идеи – общее индивидам данного рода сущее и должное.
Для каких новых научных дисциплин заложил основы Аристотель? 1. физика; 2. логика; 3. биология; 4. психология.
Для Эпикура главным является вопрос о судьбе человека и его счастье. Каковы (по Эпикуру) отличительные признаки счастливой жизни человека? 1. чувственное удовольствие; 2. отсутствие страдания; 3. наличие богатства; 4. отсутствие страха и тревоги.
Отличительная черта античной философии 1. антропоцентризм; 2. семиозис; 3. космоцентризм; 4. теоцентризм; 5. гелиоцентризм; 6. либерализм.

Темы докладов, сообщений

1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.

2. Особенности сократического диалога.

3. Диалектика Платона. Соотношение вещей и идей.

4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.

5. Теоретико-познавательное обоснование метафизики в философии Аристотеля.

6. Античные учения об истине.

7. Педагогическая деятельность в Древней Греции.

Ключевые понятия:

апейрон «физис» брахман «благородные истины»
Космос стихия веды «жень»
Хаос первооснова буддизм благородный муж
Логос идея индуизм «инь» и «янь»
первопричина космологизм дао упанишады
диалог софизм конфуцианство натурализм
эпистема и докса гилозоизм джайнизм диалектика
метафизика апория карма категория

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Целью проводимого занятия является формирование знаний: средневекового этапа в истории развития философии; основных религиозно-философских (христианских) понятий и проблем человеческого бытия; общего представления о средневековой религиозной картине мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; соотношения знания и веры и умения отличать суждения разума от убеждений веры.

Форма проведения – Выполнение индивидуальных заданий с групповым обсуждением итогов

План

1. Христианство в эпоху поздней Античности. Патристика и неоплатонизм.

2. Схоластика, мистика и теология в Западной Европе XI-XIV вв… Проблемы веры и разума, существования универсалий, духа и тела в христианской философии.

3. Фома Аквинский – основная фигура схоластической философии. Богопознание.

4. Философская мысль средневековой Руси.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.

2. Аверинцев С.С. Другой Рим: Избранные статьи. – СПб., 2005.

3. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2-х т. – СПб., 2008.

4. Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 2000.

5. Громов М.Н., Милькеев В.В. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб., 2001.

6. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М., 2004.

7. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв. – М., 1990.

8. Коплстон Ф.Ч. История философии. Средние века. – М., 2003.

9. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006.

10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979. – Раздел 2. Гл. 1.

11. Неретина С.С. К истории средневековой философии. – Архангельск, 2007.

12. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002.

13. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие. – М., 2008.

14. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуски 1-2. – М., 2001 – 2006.

15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Кн.1-3. – Киев, 2002 – 2005.

16. Фома Аквинский. Сочинения. – М., 2002.

17. Реале Д., Антисери Д. История западной философии от истоков до наших дней. Т.2.Средневековье. – СПб.,2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: