Какие обоснования дает Платон своему учению об идеях? | 1. идеи есть истинные сущности вещей, их причины; 2. идеи есть то, что не существует в действительности; 3. идеи – «зримые умом» формы вещей; они бестелесны, вечны и неизменны; 4. идеи – общее индивидам данного рода сущее и должное. |
Для каких новых научных дисциплин заложил основы Аристотель? | 1. физика; 2. логика; 3. биология; 4. психология. |
Для Эпикура главным является вопрос о судьбе человека и его счастье. Каковы (по Эпикуру) отличительные признаки счастливой жизни человека? | 1. чувственное удовольствие; 2. отсутствие страдания; 3. наличие богатства; 4. отсутствие страха и тревоги. |
Отличительная черта античной философии | 1. антропоцентризм; 2. семиозис; 3. космоцентризм; 4. теоцентризм; 5. гелиоцентризм; 6. либерализм. |
Темы докладов, сообщений
1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.
2. Особенности сократического диалога.
3. Диалектика Платона. Соотношение вещей и идей.
4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.
|
|
5. Теоретико-познавательное обоснование метафизики в философии Аристотеля.
6. Античные учения об истине.
7. Педагогическая деятельность в Древней Греции.
Ключевые понятия:
апейрон | «физис» | брахман | «благородные истины» |
Космос | стихия | веды | «жень» |
Хаос | первооснова | буддизм | благородный муж |
Логос | идея | индуизм | «инь» и «янь» |
первопричина | космологизм | дао | упанишады |
диалог | софизм | конфуцианство | натурализм |
эпистема и докса | гилозоизм | джайнизм | диалектика |
метафизика | апория | карма | категория |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Целью проводимого занятия является формирование знаний: средневекового этапа в истории развития философии; основных религиозно-философских (христианских) понятий и проблем человеческого бытия; общего представления о средневековой религиозной картине мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; соотношения знания и веры и умения отличать суждения разума от убеждений веры.
Форма проведения – Выполнение индивидуальных заданий с групповым обсуждением итогов
План
1. Христианство в эпоху поздней Античности. Патристика и неоплатонизм.
2. Схоластика, мистика и теология в Западной Европе XI-XIV вв… Проблемы веры и разума, существования универсалий, духа и тела в христианской философии.
3. Фома Аквинский – основная фигура схоластической философии. Богопознание.
4. Философская мысль средневековой Руси.
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.
2. Аверинцев С.С. Другой Рим: Избранные статьи. – СПб., 2005.
|
|
3. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2-х т. – СПб., 2008.
4. Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб., 2000.
5. Громов М.Н., Милькеев В.В. Идейные течения древнерусской мысли. – СПб., 2001.
6. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. – М., 2004.
7. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв. – М., 1990.
8. Коплстон Ф.Ч. История философии. Средние века. – М., 2003.
9. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. – СПб., 2006.
10. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979. – Раздел 2. Гл. 1.
11. Неретина С.С. К истории средневековой философии. – Архангельск, 2007.
12. Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. – СПб., 2002.
13. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебное пособие. – М., 2008.
14. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуски 1-2. – М., 2001 – 2006.
15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Кн.1-3. – Киев, 2002 – 2005.
16. Фома Аквинский. Сочинения. – М., 2002.
17. Реале Д., Антисери Д. История западной философии от истоков до наших дней. Т.2.Средневековье. – СПб.,2004.