И методические указания

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Кафедра полимерных материалов

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ____________В.Г. Прокошев

«_____»_____________ 20___ г.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов специальности 240502

«Технология переработки пластических масс и эластомеров»

Владимир 20__

ВВЕДЕНИЕ

Комплекс производственных практик - важный вид учебно-воспита­тельного процесса, обеспечивающий знакомство будущих инженеров химиков-технологов с технологией переработки пластмасс и со свои­ми будущими обязанностями.

1. Общая характеристика специальности 240502 - технология пе­реработки пластических масс и эластомеров.

1.1. Стандарт утвержден в 2000 году.

1.2. Квалификация выпускников – инженер, нормативная дли­тельность освоения программы при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпус­кника.

1.3.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Областью профессиональной деятельности выпускника являются: разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование средств, приемов и методов получения полимерных материалов и композитов, создания технологии их промышленного производства и переработки в изделия, исследования их физико-механических свойств.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: полимеры, пластические массы, кинофотоматериалы, композиционные материалы, изделия, технологические процессы производства и переработки полимеров, композиций и необходимое для этого оборудование, нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества полимеров, полимерных материалов и изделий.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. Выпускники могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

- производственно - технологическая;

- проектно-конструкторская;

- научно-исследовательская;

- организационно-управленческая.

Инженер может в установленном порядке работать в учебных уч­реждениях.

2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки инженера по специальности 240502 - технология переработки пластмасс и эластомеров.

2.1. Общие требования к образованности инженера. Для решения профессиональных задач инженер:

-составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;

-участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования;

-рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии);

-рассчитывает экономическую эффективность проектируемых изделий и технологических процессов;

-осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;

-разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;

-анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;

-разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции;

-участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы;

-рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;

-участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

-осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

-проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;

-принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

-подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.;

-разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

-участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдачу в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;

-изучает специальную литературу и другую и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области технологии производства и переработки полимеров, пластических масс и композитов; -подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию.

Инженер должен знать:

-перспективы технического развития предприятия;

-системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства;

-основное технологическое оборудование и принципы его работы;

-технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных технологий и изделий;

-технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции;

-стандарты и технические условия;

-нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии;

-виды брака и способы его предупреждения;

-порядок и методы проведения патентных исследований;

-основы изобретательства;

-методы анализа технического уровня технологии полимеров, полимерных материалов и изделий;

-современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

-основные требования организации труда при проектировании технологических процессов;

-методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;

-специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;

-назначение, условия технической эксплуатации проектируемых изделий, объектов;

-стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;

-основы экономики, организации труда и организации производства;

-основы трудового законодательства;

-правила и нормы охраны труда.

В соответствии с учебными планами специальности 240502 прово­дятся следующие практики для студентов

- со сроком обучения 5 лет:

1. Учебная - 6-й семестр, 5 недель (1 неделя в течение семестра, 4 недели по окончании сессии в летний период);

2. Производственная - 8-й семестр, 6 недель (2 недели в течение семестра, 4 недели по окончании сессии в летний период);

3. Преддипломная - 10-й семестр, 5 недель с начала семестра.

- со сроком обучения 3,5 года:

1. Производственная - 4-й семестр, 5 недель (1 неделя в течение семестра, 4 недели по окончании сессии в летний период);

2. Преддипломная - 7-й семестр, 4 недели с начала семестра.

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

1.1. Учебная практика

Цели: закрепление знаний, полученных во время аудиторных занятий в университете, и подготовка студентов для дальнейшего изучения теоретических и специальных дисциплин; закрепление знаний по общетехническим дисциплинам, приобретение производственного опыта по технологии изготовления пластмассовых изделий, приобретение трудовых навыков на рабочих местах, соответствующих профилю специальности.

Задача практики - ознакомление с основными объектами работы будущей специальности; с основными и вспомогательными производ­ственными процессами: основным технологическим оборудованием по производству и переработке пластических масс: составом продукта: с вопросами производственной санитарии и экологии, с метрологи­ческим обеспечением производства, с методами и средствами контро­ля качества и стандартизации, оформлением технической документа­ции; подготовка студентов к слушанию лекционных курсов по технологии переработки пластмасс, оборудованию, осно­вам стандартизации, экономике промышленности, организации, плани­рованию и управлению предприятием.

1.2. Производственная практика

Цели: закрепление знаний, полученных по дисциплинам спе­циальности, приобретение практических навыков инженера-хими­ка-технолога (изучение должностных обязанностей), сбор материа­лов для выполнения курсового проекта по основам проектирования и оборудованию заводов по переработке пластмасс и курсовой рабо­ты по экономике и организации производства.

Задачи: освоение методов переработки пластмасс, изучение обо­рудования, применяемого на заводе, основ проектирования технологических процессов, автоматизации, организации и экономики произ­водства, схемы управления качеством продукции на уровне цеха, знакомство с порядком и методами проведения работ по стандартизации на предприятии, нормализационный контроль, экология.

1.3. Преддипломная практика

Цели: закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, полученных в процессе обучения и университете и при прохождении предыдущих практик.

Задачи: закрепление технологических и исследовательских навыков путем работы в цехах и лабораториях, подбор материалов и изучение опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий. проведение патентного поиска по теме дипломного проекта (дипломной работы), повышение уровня знаний в области стандартизации, управление качеством продукции на предприятии, методами планиро­вания повышения качества, автоматики, автоматизации и АСУТП: ма­териалов, необходимых для экономического обоснования дипломного проекта и составление бизнес-плана [22].

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК

2.1. Общие положения

Практики проводятся на предприятиях различных отраслей и форм собственности, применяющих для переработки пластмасс передовую технологию и организацию производства, оснащенных современным оборудованием, они проводятся на предприятиях города Владимира и в других городах.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется ка­федрой полимерных материалов.

Студент до выезда на практику должен получить на кафедре днев­ник с индивидуальным заданием по основным разделам практики, программу практики и методические указания, пройти инструктаж о порядке прохождения практики и ознакомиться с основными положе­ниями по технике безопасности и противопожарной технике.

К практике на предприятии допускаются студенты, изучившие ос­новные правила техники безопасности и противопожарной техники, прошедшие инструктаж в соответствии с установленным на предприя­тии порядком.

В каждую из видов практик в соответствующем объеме включаются следующие составные части:

- технологическая:

- исследовательская:

- экономическая:

- экологичность и безопасность жизнедеятельности:

- теоретические занятия:

- экскурсии.

Содержание одноименных составных частей различных практик от­личается объектами изучения и глубиной проработки материала.

На период каждой практики составляется календарный план-гра­фик, который утверждается руководителем предприятия и зав. практи­кой университета.

Графиком предусматривается время:

- на вводную беседу представителя предприятия о режиме и по­рядке прохождения практики и инструктажа по технике безопасности;

- на самостоятельную работу студентов в различных подразделе­ниях предприятия для сбора материалов в соответствии с заданием;

- на лекции и экскурсии внутри и вне предприятия;

- на оформление и защиту отчета на предприятии.

В качестве ру­ководителей практики назначаются высококвалифицированные специа­листы из расчета один руководитель на 5 - 7 студентов. Руководи­тель практики обеспечивает полноту и качество проведения практи­ки, организует экскурсии для ознакомления студентов с производ­ственными подразделениями в соответствии с целями и задачами практики.

На практике каждый студент подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия и строго выполняет график прохождения и программу практики.

Продолжительность рабочего дня студента на предприятии во вре­мя учебной практики составляет 6 часов.

Во время производственных практик студент может работать на рабочих местах или дублером на рабочих или инженерных должностях (70% от времени практики). Остальное время должно быть использо­вано на выполнение программы практики. Сбор материалов для отче­та, проектов и работ, теоретических занятий и экскурсий идет в течение всего периода практики.

После окончания практики, проверки отчета руководителем прак­тики и получения положительного отзыва и характеристики от завод­ского руководителя, студент допускается к защите отчета в комис­сии под председательством руководителя практики от университета.

Рекомендуется проведение конференций в университете с участием руководителей практики, на которых заслушивают отчеты студентов об их работе и пожелания по улучшению организации практики.

2.2. Учебная практика

Первые три дня выделяются на инструктажи и экскурсии по пред­приятию. Практика проводится на профильных предприятиях го­рода Владимира, Владимирской области и других регионов Рос­сии.

Студенты могут работать на рабочих местах, а также изучают в своем подразделении должностные обязанности основных рабочих, лаборантов. На экскурсиях по предприя­тию знакомятся с инженерными сооружениями (службами), обеспечиваю­щими работу цеха, участка, лаборатории [16].

В соответствии с индивидуальным заданием для написания отчета (см.прил. 2) по практике изучают технологический регламент или карты, описывающие технологический процесс производства одной детали (марки материала, рецептуры и т.п.), стан­дарты на сырье, готовую продукцию.

2.3. Производственная практика

Первые три дня выделяются на прохождение инструктажа по охране труда и технике безопасности и оформление на работу, обзорную экскурсию по предприятию. Студенты в соответствии с индивидуальным заданием во время этой практики должны работать дублерами инженерно-технических работников или на рабочих местах в течение месяца и собирать материалы для курсового проекта по дисциплине "Основы проектирования и оборудование предприятий по переработке полимеров" и курсовой работы по дисциплине "Экономика и организация производств" (см. прил. 3).

2.4. Преддипломная практика

Преддипломная практика проводится на таких же базах, что и производственная, а также в лабораториях университета (кафедра ПМ). В лабораториях студенты, выполняя дипломную работу, рабо­тают дублерами научных сотрудников, а на заводах – дублерами техно­логов, начальников смен. Во время этой практики студенты собирают материалы по индивидуальному заданию в соответствии с темой проекта или дипломной работы по всем разделам программы практики (см. прил 4).

2.5. Научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов имеет цель расши­рить и углубить знания студента по специальным разделам курса, оказать техническую помощь предприятию по совершенствованию тех­нологических процессов, конструкций и т.п., приобрести навыки ра­боты младшего научного сотрудника.

В период учебной практики студент знакомится с органи­зацией рационализаторской работы на предприятии и в университете.

На производственной практике знакомится с узкими местами произ­водства, с научно-исследовательскими работами, осуществляемыми в технических секторах и лабораториях, согласно оргтехплану предприятия, с методикой выполнения научной работы. Подбирают теоретический и практический материал по теме индивидуального задания.

На преддипломной практике студент выполняет научно-исследова­тельскую работу на оборудовании предприятия по теме дипломного проекта (работы) и собирает материалы для патентного поиска [19]. Выполнение инженерных расчетов по теме дипломного проекта и работы осуществляется с использованием ЭВМ предприятия или университета.

По окончании практики студент дает предложения по усовершен­ствованию применяемой в производстве технологии, техники, мето­дов контроля, улучшения условий труда, экологии, утилизации отхо­дов, которые фиксируются в отчете по практике.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК

3.1. Учебная практика

Цель и задачи практики предусматривают приобретение практи­ческих навыков по одному из методов переработки пластмасс.

Цель достигается в основном путем работы студентов в качестве дублеров основных рабочих по переработке пластмасс.

Практика включает в себя изучение:

а) одного из способов переработки пластмасс:

б) основных и вспомогательных технологических процессов: технологических схем основных и вспомогательных производств, включая участки по получению первичного и вторичного сырья.

На практике студент должен познакомиться:

- с ассортиментом продукции из пластмасс, выпускаемой предприятием, применением этих пластмассовых изделий, технической документацией, действующей в производстве по выпуску одного изде­лия в соответствии с индивидуальным заданием;

- с техническими требованиями к сырью, вспомогательным мате­риалам, измерительным инструментам для контроля качества изделий;

- с устройством, принципом действия, краткой технологической характеристикой основного оборудования цеха по переработке плас­тмасс, механической обработкой изделий;

- с упаковкой, хранением и складированием сырья и готовой про­дукции на цеховых и заводских складах;

- с транспортировкой сырья, вспомогательных материалов и го­товой продукции на цеховых и заводских складах, в цехах;

- со средствами контроля технологических параметров, качества продукции, видами брака и способами его устранения;

- с основными технико-экономическими показателями участка, нормами времени и выработки;

- с вредностью перерабатываемых материалов, токсичностью и пожароопасностью, источниками образования пыли, выделения газов и тепла и способами их снижения;

- с опасными зонами при работе оборудования и мерами защиты;

- с источниками образования шума, устройством приточной и вытяжной вентиляции;

- с очисткой сточных вод и газовых выбросов.

Для закрепления знаний, полученных в курсе "Процессы и аппара­ты химической технологии", необходимо изучить на предприятии ус­тройство, принцип действия, условия эксплуатации смесителей, сушилок, измельчителей, компрессоров, холодильных устано­вок, вентиляторов, калориферов. При выполнении индивидуального задания вычертить технологическую схему подключения этого обору­дования на действующем участке.

3.2. Производственная практика

Для выполнения программы практики предусматривается работа сту­дента в качестве дублеров научного сотрудника, инженера-техноло­га, мастера участка или на штатном рабочем месте.

Практика включает в себя:

- углубленное изучение метода переработки пластмасс, конструк­ций оборудования, оснастки, свойств сырья, полуфабрикатов, мате­риалов. физико-химических основ процесса переработки;

- критический подход к изучению существующего производства, сопоставляя заводской технологический процесс, его технико-эконо­мические показатели и организацию производства с нормативными данными и с показателями передовых предприятий отрасли;

- установление пооперационного маршрута прохождения продукции;

- выявление узких мест производства и разработку рекомендаций по их устранению;

- изучение основ проектирования и составление планов размеще­ния оборудования, технического оснащения, организации рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования, составления технического задания на проектирование оснастки;

- участие в разработке технически обоснованных норм выработки и расчета технических норм расхода сырья, полуфабрикатов, мате­риалов, энергии, инструментов, оснастки, экономической эффектив­ности (прил.3,6):

- изучение причин брака и выпуска продукции пониженных сортов и способы их устранения, системы управления качеством готовой продукции.

При прохождении практики необходимо обратить внимание на изу­чение следующих вопросов:

- мощность цеха, участка, оборудования и ассортимент выпускае­мой продукции:

- режим работы цеха (число рабочих дней в году, количество смен в сутки, продолжительность одной смены, работа в выходные и праздничные дни, затраты на отпуск, остановку, чистку оборудования, остановку оборудования в обеденный перерыв, на смену оснастки);

- простои оборудования на капитальный, средний и текущий ремонты;

- оценить существующие технологические маршруты, выполняется ли поточность производства, не перекрещиваются ли потоки, уровень механизации и автоматизации всех стадий процесса, возможность использования пневмотранспорта;

- назначение каждого компонента в рецептуре, расходы сырья и арматуры на 1 тонну готовой продукции по каждой стадии процесса, соответствие расходных норм на сырье, вспомогательные материалы и энергетику стандартам отрасли;

- использование отходов производства, возможность их переработки;

- влияние изменения параметров процесса (давления, температу­ры, времени выдержки в прессформе и др.) на качество выпускаемой продукции, производительность оборудования, участка;

- характеристики оборудования на участке (производительность в пусковой и установившийся период, мощности привода, обогревате­лей, характеристики теплоносителей, габаритные размеры, завод-из­готовитель, масса, цена и др. характеристики, специфичные для каждого типа оборудования);

- категорийностъ помещений, участка.

Во время практики необходимо вычертить технологическую схему участка с размещением оборудо­вания по соответствущим этажам с учетом габаритных размеров обо­рудования с отметкой уровня, начиная со склада сырья и заканчи­вая складом готовой продукции в цехе. При вычерчивании плана участка выполнить привязку оборудования к осям колонн, обозна­чить ширину пролетов, проходов, шаг колонн [2,13,14,15].

Исследовательская часть практики включает выполнение работ, предусмотренных индивидуальным заданием.

3.3. Преддипломная практика

Практика включает в себя:

- изучение и анализ технологического процесса и оборудования по переработке пластических масс, аналогичных проектируемому, выяв­ление особенностей и сравнение с подобными процессами в отечес­твенной и зарубежной промышленности; изучение технологических па­раметров и их сравнение с расчетными, нормативными и из науч­но-технической литературы, для оценки народнохозяйственного зна­чения поставленной задачи.

- изучение структуры завода, основных и вспомогательных цехов, организации и планирования производства, управления предприятием, социально-демографической структуры производственного коллектива, системы контроля и автоматического управления технологическим процессом, техники безопасности, противопожарной техники, вопро­сы зашиты окружающей среды, требований к качеству сырья и гото­вой продукции, технико-экономических показателей работы цеха (за­вода), основ трудового законодательства.

- подготовка исходных материалов по технологической и экономи­ческой части дипломного проекта (работы) и строительной части согласно методическим указаниям по дипломному проектированию [12.13].

Исследовательская часть практики включает:

- подбор материалов для патентного поиска [19] и вопросы, предусмотренные индиви­дуальным заданием.

- ознакомление с вопросами научно-исследовательской работы, па­тентоведения и изобретательской деятельностью на предприятии, приобретение навыков в проведении исследовательских работ, внед­рение результатов НИРС, изучение вопросов инженерной психологии и организации инженерного труда на предприятии, организацией рабо­чего места основного рабочего по переработке пластмасс с различ­ной нормой обслуживания.

- приобретение практических навыков, знаний по профессиональной и организаторской работе на предприятии в должностях мастера, начальника смены, технолога, младшего научного сотрудника [16].

4.ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

4.1.Учебная практика

Практика включает в себя:

- ознакомление с основными вопросами организации и экономики производства:

- планировка предприятия:

- формы организации оплаты труда основных и вспомогательных рабочих:

- технико-экономические показатели участка:

- состав работников цеха по специальности и квалификации.

4.2. Производственная практика

Практика включает в себя изучение организации:

- работы предприятия с основных цехов, складов сырья, деталей и готовой продукции);

- рабочего места основного рабочего;

- схемы движения сырья и материалов (деталей);

- ремонта основного оборудования;

- постановки первичного учета продукции в цехе;

- порядка расчета потребности в сырье, арматуре, оснастке; знакомство:

- с методами нормирования;

- со способами разделения труда между работниками и формами оплаты труда;

- с методикой калькулирования цеховой себестоимости.

- сбор материалов для курсовой работы [23].

4.3.Преддипломная практика

Проработка вопросов данного раздела практики направлена на обеспечение качествен­ного выполнения студентом экономико-организационной части диплом­ного проекта.

Первый этап - организация производства - включает ознакомление:

- с основными технико-экономическими показателями цеха, учас­тков;

- со структурой и содержанием основных подразделений завода;

- с нормированием и оплатой труда инженеров-технологов;

- с экономическими стимулами повышения материальной заинтере­сованности работников цеха в повышении экономии материалов.

Второй этап - сбор материалов для экономического обоснования проекта [23]:

- выбор сырья и номенклатуры;

- потребность в сырье и готовых изделиях;

- выбор точки строительства будущего производства;

- калькулирование себестоимости деталей;

- сбор данных для расчета экономической эффективности.

5. ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перед прохождением практики студенты проходят вводный инструк­таж по ТБ и ПБ, без которых они не могут быть допущены на пред­приятие и оформлены на работу.

На учебной практике студенты изучают приемы безопасной работы на рабочих местах в течение первых дней после прохождения инструктажа на рабочем месте; мероприятия, проводимые в цехе по улучшению условий труда и обеспечению безопасности, противопожар­ные мероприятия; знакомятся с опасными зонами машин и механизмов, возможными аварийными ситуациями на них, безопасностью их обслу­живания.

При прохождении производственной практики студент должен изу­чить:

- источники образования пыли и газов;

- методы борьбы с запыленностью и загазованностью;

- безопасное содержание рабочего места;

- опасные зоны машин и механизмов;

- наличие противопожарных средств;

- систему электробезопасности, противопожарные мероприятия;

- мероприятия, обеспечивающие безопасную работу оборудования.

На преддипломной практике собирают, анализируют и обрабаты­вают материалы, необходимые для дипломного проекта, приобретают навыки в решении вопросов охраны труда и безопасности жизнедея­тельности в соответствии с обязанностями инженера-химика-техноло­га и изучают в соответствии с индивидуальным заданием.

Для выполнения экологического раздела дипломного проекта или работы студент обязан изу­чить:

1. Экологический паспорт промышленного предприятия.

2. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, применяемых в цехе (лаборатории).

3. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ, применяемых в цехе (лаборатории).

4. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, маг­нитных полей или других физических воздействий.

5. Экологические требования к готовой продукции.

6. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду.

7. Нормативы санитарных и защитных зон.

8. Цели и принципы государственной экологической экспертизы.

9. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятии, сооружений и иных объектов, возможные аварийные ситуации на них, безопасность их обслу­живания.

6. АВТОМАТИКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

При прохождении производственной практики студент должен:

- изучить оборудование, входящее в технологическую схему производства, которое является объектом регулирования и предельные (максимальные и минимальные) рабочие значения измеряемых или регулируемых величин;

- познакомиться со средствами автоматики участка, где собираются исходные данные по курсовому проекту;

- познакомиться с управляющим воздействием, т.е. потоками веществ и энергии, с помощью которых можно управлять регулируемыми переменными [18].

На преддипломной практике для выполнения функциональной схемы (технологической совмещенной принципиальной), структурной схемы автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП), для составления задания на разработку автоматической системы регулирования в соответствии с заданием на преддипломную практику необходимо использовать методические указания [18].

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

С целью упорядочения работы студентов на практике, развития творческой инициативы и оказания конкретной помощи производству каждому студенту выдается индивидуальное задание, которое может быть вписано в дневник студента или оформлено на отдельном блан­ке.

Индивидуальное задание составляется до начала практики руково­дителем практики и утверждается заведующим кафедрой. Оно выдается сту­денту до начала практики.

Задание составляется так, чтобы оно расширило технический кру­гозор студента и подготовило его к глубокому изучению теоретичес­ких дисциплин.

Примерные темы индивидуального задания на экскурсионную прак­тику:

- транспортировка сыпучих компонентов на химических предприя­тиях;

- сжатый воздух и его применение на химических предприятиях;

- вода и водоподготовка на химических предприятиях;

- очистка газовых выбросов на предприятиях по переработке пластмасс.

При выполнении индивидуального задания студент опирается на научно-техническую литературу, поиск ее входит в задачу формиро­вания грамотного специалиста. Полная проработка темы предпола­гает анализ решения рассматриваемой студентом темы на предприя­тиях и в цехах заводов, где он побывал на экскурсиях.

7.1. Технологическая часть

Согласно заданию на практику и курсовой проект, при изучении технологического процесса по изготовлению изделий из пластмасс необходимо начинать со склада сырья и заканчивать складом гото­вой продукции, рассмотрев следующие вопросы:

- как доставляется сырье на цеховой склад, его упаковка и хра­нение на складе;

- транспортировка сырья в подготовительное отделение (вид транспорта);

- измельчение отходов (применяемое оборудование, параметры процесса);

- смешение первичного и вторичного сырья (оборудование, дози­ровка, загрузка);

- сушка сырья (загрузка, характеристика оборудования, режим сушки);

- транспортировка сырья к основному аппарату;

- загрузка, дозирование сырья в основной аппарат;

- режим работы основного оборудования, его характеристика, ус­тройство, назначение;

- виды брака, причины его возникновения, способы устранения, использование, утилизация безвозвратных отходов;

- транспортировка деталей на механическую обработку;

- оборудование для механической обработки (характеристика, назначение, параметры обработки);

- упаковка готовой продукции, транспортировка ее на склад, ус­ловия хранения.

Изучив технологическую схему, студент должен критически оце­нить ее с точки зрения поточности производства, перекрещиваются ли потоки, насколько автоматизированы и механизированы все ста­дии процесса, изучить физико-химическую сущность процесса перера­ботки.

Выяснить мощность цеха и участка, ассортимент выпускаемой про­дукции, из ассортимента выбрать изделия и материалы в соответ­ствии с индивидуальным заданием и полностью переписать имеющиеся на эти изделия технологические карты, технические требования на сырье, арматуру и готовую продукцию в следующем объеме: номер стандарта, требования к свойствам, условиям хранения и транспортировки (упаковка, масса и габариты одного мешка, бочки, контейнера, цистерны). Если эти данные отсутствуют в стандарте, необходимо их посмотреть на этикетках тары и замерить ее габаритные размеры. На складах сырья и готовой продукции изучить, как складируют сырье, во сколько рядов, какова норма хранения (масса и продолжительность).

Узнать поставщиков сырья, арматуры, вспомогательных материалов, потребителей готовой продукции (предприятия страны).

Обратить внимание на критерии оценки качества сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции, как применяется сырье: в состоянии поставки или оно требует предварительной подготовки (просева, сушки и т.д.), какой гранулометрический состав, угол естественного откоса, гигроскопичность, насыпная масса, плотность, температура вспышки и размягчения, взрыво- и пожароопасность и т.п.

Собрать данные по отходам изучаемого производства: количество на одну тонну готовой продукции (прил.6), способы их использова­ния (схему и оборудование по их переработке).

Знать данные по потерям сырья на 1 т готовой продукции (или 1000 шт. изделий одной номенклатуры) по всем стадиям изучаемого процесса в объеме, соответствующем индивидуальному заданию: рас­ходные нормы по сырью, вспомогательным материалам и энергетике на единицу продукции (прил. 5).

Узнать, где в нашей стране и за рубежом имеются аналогичные производства или где они проектируются. Выявить предприятия-пос­тавщики оборудования, собрать в соответствии с заданием и соста­вить спецификацию оборудования [2], указать его производи­тельность, мощность привода, теплоноситель (его расход и парамет­ры), стоимость, год изготовления и другие характеристики.

Выяснить назначение каждого компонента в рецептуре, так как материал в сочетании с конструктивными особенностями изделия оп­ределяет основные параметры процесса, выбор основного оборудова­ния оснастки для получения изделия. Необходимо знать следующие факторы:

- массу изделия и его размеры, массу и размер литника;

- площадь литья (прессования);

- материал изделия;

- тиражность;

- отношение толщины изделия к его длине;

- гнездность формы;

- требования к точности изготовления изделия и чистоте его по­верхности;

- конструктивные особенности изделия;

- параметры операций изготовления.

7.2. Оборудование

При изучении действующего производства для выполнения програм­мы практики и индивидуального задания необходимо знать, как подразделяются все виды оборудования, находящиеся на промышленном предприятии: производственное, вспомогательное, подъемно-тран­спортное и энергетическое [1].

К производственному (основному) оборудованию относятся все ма­шины, станки, аппараты, занятые непосредственно выполнением опе­раций основного технологического процесса. Назначением производственного оборудования является изменение формы, состояния и свойств сырья, материалов, заготовок и полуфабрикатов.

Вспомогательное оборудование - это оборудование, не участвую­щее непосредственно в технологическом процессе изготовления гото­вой продукции, но выполняющее работы по обслуживанию нужд основ­ного производства.

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для механиза­ции трудоемких подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в производственном процессе предприятия. Подъемно-транспор­тные средства промышленных предприятий подразделяются на общеза­водской, межцеховой, внутрицеховой транспорт.

Основное производство занимает центральное место в производ­ственном процессе предприятия.

К задачам вспомогательного производства относят: обеспечение предприятия всеми видами энергии: изготовление и ремонт всех ви­дов инструмента и технологической оснастки: ремонт и обслужива­ние технологического, энергетического и другого оборудования, приемку, хранение и транспортировку материалов, сырья, полуфабри­катов, готовых изделий, содержание и ремонт зданий и сооружений завода и др.

7.3. Строительная часть

На производственной и преддипломной практиках студенту для выполнения строительной части проекта на предприятии необходимо познакомиться с основными нормативными документами СНиП (строи­тельные нормы и правила), а также с отраслевыми и ведомственными нормами, которые обеспечивает необходимые эксплуатационные ка­чества зданий, санитарно-технический режим, противопожарную безо­пасность, прочность, устойчивость, долговечность при экономичнос­ти проектных решений.

Определить категории производства, дать оценку бытовых помещений и санитарных условий труда.

Для выполнения генерального плана необходимо познакомиться с генеральным планом предприятия и обратить внимание на соблюдение основных принципов проектирования предприятия.

Для выполнения темы дипломного проекта, связанной с рекон­струкцией технологических процессов в существующих зданиях, сту­дент с помощью руководителя практики от предприятия должен полу­чить в заводоуправлении или по согласованию с ним эскизные черте­жи планов и разрезов здания (поперечного и продольного) с основ­ными размерами и выкопировку из генерального плана.

Кроме того, необходимо составить записку:

- по генеральному плану с описанием рельефа и благоустройства территории, автомобильных проездов, железных дорог, складского хозяйства, системы бытового обслуживания работающих и т.д.;

- по объемнопланировочной характеристике здания, его этажнос­ти, формы в плане, его соответствия проектируемому технологичес­кому процессу, по тепловому и влажностному режимам, требованиям противопожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности и пр.;

- по конструктивной части и материалам стен, фундаментов, ба­лок, колонн, междуэтажных перекрытий и полов, покрытий, кровли и других конструкций;

- по санитарно-техническому оборудованию здания.

Все эти материалы в последующем составят основу пояснительной записки к строительной части проекта.

Следует также выяснить или подсчитать балансовую стоимость здания.

Для проектов, темой которых является проектирование новых производств, все указанные сведения должны быть основой для при­нятия проектных решений.

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА

8.1. Общие положения

Отчет по практике является научно-техническим документом, который содержит исчерпывающие и систематизированные сведения о вы­полненной работе, он составляется студентом в течение всего пе­риода практики и утверждается (печать, подпись) в следующем порядке: руководителем практики от цеха, начальником отдела техни­ческого обучения предприятия и руководителем практики от университета (кафедры).

Общими требованиями к отчету являются:

- четкость и логическая последовательность изложения материала;

- краткость и четкость формулировок, конкретность изложения.

8.2. Структура отчета

Отчет о практике должен содержать:

- титульный лист (прил. 1);

- задание на практику;

- содержание (прил. 2,3,4);

- введение;

- основную часть (сведения о предприятии, вспомогательных и основных цехах, индивидуальное задание);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

8.3. Требования к содержанию отчета

Задание на практику оформляется на отдельном бланке.

Введение должно кратко характеризовать цели и задачи практики.

Основная часть. В основной части должны быть отражены:

- сведения о базе практики предприятия, перспективы его разви­тия, структура организации предприятия;

- вспомогательные службы предприятия;

Индивидуальное задание.

При описании вспомогательных служб должны быть отражены: наз­начение, мощность, краткое описание основных технологических ста­дий процесса, основное оборудование (его техническая характерис­тика). Пример: компрессионная станция обеспечивает сжатым возду­хом при давлении ___ МПа с минимальным расходом ___ м3/ч техноло­гические линии цехов ____ Основное оборудование станции: ком­прессор (тип, марка, завод-изготовитель, год изготовления, техни­ческая характеристика), который предназначен для ___.

Если описывают основные цеха, то приводятся более подробные сведения: сырье, ассортимент выпускаемой продукции и ее применение, мощность, метод получения, краткое описание технологического процесса, основного оборудования.

Индивидуальное задание должно отражать: описание технологического процесса переработки пластмасс; физико-химические основы процесса на каждой стадии; технико-экономические показатели учас­тка (цеха), оформленные в виде таблицы(прил.5); ассортимент вы­пускаемой продукции, ее назначение, свойства сырья и годовой про­дукции (технические требования, технологическая карта, принци­пиальная технологическая схема приводятся в приложениях к отчету); основное и вспомогательное оборудование; оснастку, ее назначение и особенности конструкции (техническая характеристика). Спецификация оборудования также приводится в приложении к отчету по форме [2].

Приводится анализ и сравнение этого технологического процесса с аналогичным процессом (технологией) отечественным и зарубежным.

Остальные разделы излагаются в порядке, предусмотренном зада­нием, глубина проработки их зависит от требований программы прак­тики.

Примечание. При составлении описания технологического процес­са на предприятиях, где отсутствует технологический регламент, можно использовать методические указания [2].

Заключение.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам вы­полнения программы практики, индивидуального задания, предложе­ния по улучшению организации работы, технологии на базе практики.

Приложения.

В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты отчета: технологические схемы, эскизы детали, технологи­ческие карты, технические требования на сырье и готовую продук­цию, спецификации оборудования, средств автоматизации и т.п. в зависимости от содержания индивидуального задания.

8.4. Правила оформления отчета

При оформлении отчета необходимо пользоваться правилами оформления, представленными в работе [34]. Для учебной и производственной практик – требования к оформлению курсового проекта, для преддипломной практики – требования к оформлению дипломной работы (проекта).

9. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА

Перед отъездом на практику студент обязан присутствовать на собрании студентов по вопросам практики, на котором даются ин­структивные указания о порядке отъезда, оформлении необходимых документов, о нормах поведения на предприятии, о порядке оформле­ния на предприятия.

Студент обязан прибыть на практику и закончить ее точно в срок, установленный приказом ректора, за время пребывания на практике студент должен состоять на табельном учете и подчи­няться правилам внутреннего распорядка общежития. Перед началом практики пройти инструктаж по охране труда и безопасности жизне­деятельности на рабочем месте в цехе.

Во время практики студент обязан вести дневник, куда должен заносить результаты повседневной работы по выполнению программы практики и индивидуального задания, отметку о посещении лекций и экскурсий.

По окончании практики студент обязан иметь отчет по практике, подписанный руководителем практики от предприятия и в дневнике отзыв с предприятия о его работе в период практики. Перед отъездом с предприятия возвратить в отдел подготовки предприятия про­пуск, по возвращении с практики сдать командировочное удостоверение, дневник и отчет на профилирующую кафедру после сдачи зачета.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная практика

1. Касаткин А. Г. Основные процессы и аппараты химической техно­логии. М.: ХИМИЯ, 1973. - 785с.

2. Кудрявцева З.А., Яскевич А.М. Содержание и оформление кур­совых, дипломных проектов и работ: Метод, указ. /ВПИ: каф.ТПП и ПМ. - Владимир: ВПИ, 1994 - 91С.

3. Брагинский В.А. Технология прессования точных деталей из термореактивных пластмасс.- Л.: Химия, 1971.-256с.

4. Брагинский В.А. Точное литье из пластмасс. - Л.: Химия, 1977. - 112С.

5. Басов Н.И., Любартович В. А., Любартович С. А. Контроль ка­чества полимерных материалов. -Л.: Химия, 1977. - 112с.

6. Лебедев Г.А., Красовский В. Н. Вальцевание и каландрирова­ние. - Л.: Химия, 1973. - 88с.

7. Рашковская Н.Б. Сушка в химической промышленности. - Л.: Химия, 1977.- 80с.

8. Бухгалтер В. И., Гецас С. И., Диденко В. Д. и др. Экструзия. -Л.: Химия, 1980. - 112с.

9. Энциклопедия полимеров. В 3-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1972.

10. Басов Н. И., Бондарь В. А., Любартович В. А. и др. Техника безопасности при переработке пластмасс. - М.: Химия, 1978. - 160 с.

11. Гиберов В.Г. Механическое оборудование заводов пластических масс. - М.: Машиностроение, 1977. -336 с.

Производственная и преддипломная практика

12. Кудрявцева З.А., Панов Ю.Т. Методические указания к выполне­нию курсового и дипломного проекта по теме: "Проектирование производств по переработке пластмасс методом литья под давлением" - Владимир: ВлГУ, 1996 - 41с.

13. Оленев Б.А., Мордкович Е. М., Калошин В.Ф. Проектирование производств по переработке пластических масс. - М.: Химия, 1982.

14. Проектирование машиностроительных заводов и цехов: Спра­вочник /Под ред. Е. С. Ямпольского - м.: Машиностроение, 1974. Т.1.-296С.

15. Завгородний В.К., Калиничев Э.Л., Михаринский Е.Г. Обору­дование предприятий по переработке пластмасс. - Л.: Химия, 1972. - 463 с.

16. Демичев Г.М. Складское тарное хозяйство и технология транспортно-складских процессов. - М.: Высш. шк., 1978. - 248 с.

17. Ким И.С., Скачков В.В. Оборудование подготовительного производства заводов пластмасс.-М.: Машиностроение,1977.-248с.

18. Ковалев А.Ф., Летуновский М. П., Кудрявцева З.А. и др. Ме-тодичекие указания к курсовому проекту по дисциплине "Оборудова­ние и основы проектирования".-Владимир: ВПИ,1980.-32с.

19. Макаревич В.А. Строительное проектирование химических предприятий. -М.: Высш.школа. 1977.-208с.

20. Генеральные планы химических предприятий.-М.:Стройиздат,1976.-184С.

21. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профес­сий рабочих/Под ред. Е.Ф.Иванова -М.: НИИ труда, 1970.-384с.

22. Основы научной организации труда/ Под ред. Ю.Н.Дубровского -М.: Экономика, 1977.-269с.

23. Кудрявцева З.А., Яскевич А.М. Содержание и оформление кур­совых и дипломных проектов.-Владимир: ВПИ, 1979.-Ч. 1-2.

24. Ковалев А.Ф. Основы проектирования форм для литья деталей из пластмасс: Методическая разработка. -Владимир: ВПИ, 1977.-42с.

25. Барабанов Н.Н. Методические указания к курсовому и диплом­ному проектированию "Основы автоматики и автоматизация производ­ственных процессов".-Владимир: ВПИ, 1977.-35с.

26. Голубятникова В.А., Шувалов В. В. Автоматизация производ­ственных процессов и АСУП в химической промышленности. -М.: Хи­мия, 1978. - 376с.

27. Богданова Е.Ф., Трутнев А. П. Методические указания к выпол­нению экономической части дипломных проектов для студентов спе­циальности 2506 - технология переработки пластических масс. -Вла­димир: ВПИ, 1978. - 34с.

28. Патентоведение/Под ред.В.А.Рясенцева - М.: Машиностроение, 1976. - 186С.

29. Вредные вещества в химической промышленности: в 4-х т./Под ред. В. П. Лазарева - М.: Химия, 1976.

30. Кац М.И., Билнскис Л.И., Медведева В. С. и др. Охрана тру­да в химической промышленности. - М.: Химия,1974. - 360с.

31. Основные направления научно-технического прогресса в от­расли/материалы отраслевого журнала "Пластические массы"/ - М.: Обзорная информация НИИТЭХИМ, 1979 - 1983 гг.

32. Леонтьева А.А., Тимофеева Н.Н. Бизнес-план предприятия при экономическом обосновании дипломных проектов производственного направления.-Владимир: ВлГУ, 1995.- 36 с.

33. Богданова Е.Ф. Методические указания к курсовой работе. Расчет и оценка технико-экономических показателей химических производств. - Владимир: ВлГУ, 1995.- 50 с.

34. Козлов Н.А. Нормоконтроль и оформление дипломных и курсовых проектов, дипломных работ и выпускных работ бакалавров. Методическое руководство для студентов и преподавателей специальности 240502 и бакалавриата направления 240100. Владимир: изд-во ВлГУ, 2008, 120 с.

Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: