Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра полимерных материалов
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор ____________В.Г. Прокошев
«_____»_____________ 20___ г.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов специальности 240502
«Технология переработки пластических масс и эластомеров»
Владимир 20__
ВВЕДЕНИЕ
Комплекс производственных практик - важный вид учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий знакомство будущих инженеров химиков-технологов с технологией переработки пластмасс и со своими будущими обязанностями.
1. Общая характеристика специальности 240502 - технология переработки пластических масс и эластомеров.
1.1. Стандарт утвержден в 2000 году.
1.2. Квалификация выпускников – инженер, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения - 5 лет.
|
|
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
1.3.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Областью профессиональной деятельности выпускника являются: разработка, проектирование, наладка, эксплуатация и совершенствование средств, приемов и методов получения полимерных материалов и композитов, создания технологии их промышленного производства и переработки в изделия, исследования их физико-механических свойств.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: полимеры, пластические массы, кинофотоматериалы, композиционные материалы, изделия, технологические процессы производства и переработки полимеров, композиций и необходимое для этого оборудование, нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества полимеров, полимерных материалов и изделий.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника. Выпускники могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно - технологическая;
- проектно-конструкторская;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Инженер может в установленном порядке работать в учебных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки инженера по специальности 240502 - технология переработки пластмасс и эластомеров.
2.1. Общие требования к образованности инженера. Для решения профессиональных задач инженер:
|
|
-составляет планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, рассчитывает производственные мощности и загрузку оборудования;
-участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания оборудования;
-рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии);
-рассчитывает экономическую эффективность проектируемых изделий и технологических процессов;
-осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины в цехах и правильной эксплуатацией технологического оборудования;
-разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
-анализирует причины брака и выпуска продукции низкого качества и пониженных сортов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению, а также в рассмотрении поступающих рекламаций на выпускаемую предприятием продукцию;
-разрабатывает методы технического контроля и испытания продукции;
-участвует в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения и промышленные образцы;
-рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологии производства и дает заключения о целесообразности их использования;
-участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
-осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
-проектирует средства испытания и контроля, оснастку, лабораторные макеты, контролирует их изготовление;
-принимает участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
-подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.;
-разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
-участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдачу в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
-изучает специальную литературу и другую и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области технологии производства и переработки полимеров, пластических масс и композитов; -подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию.
Инженер должен знать:
-перспективы технического развития предприятия;
-системы и методы проектирования технологических процессов и режимов производства;
-основное технологическое оборудование и принципы его работы;
-технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных технологий и изделий;
-технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, готовой продукции;
-стандарты и технические условия;
-нормативы расхода сырья, материалов, топлива, энергии;
-виды брака и способы его предупреждения;
-порядок и методы проведения патентных исследований;
-основы изобретательства;
-методы анализа технического уровня технологии полимеров, полимерных материалов и изделий;
-современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
-основные требования организации труда при проектировании технологических процессов;
-методы исследований, проектирования и проведения экспериментальных работ;
-специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;
|
|
-назначение, условия технической эксплуатации проектируемых изделий, объектов;
-стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации;
-основы экономики, организации труда и организации производства;
-основы трудового законодательства;
-правила и нормы охраны труда.
В соответствии с учебными планами специальности 240502 проводятся следующие практики для студентов
- со сроком обучения 5 лет:
1. Учебная - 6-й семестр, 5 недель (1 неделя в течение семестра, 4 недели по окончании сессии в летний период);
2. Производственная - 8-й семестр, 6 недель (2 недели в течение семестра, 4 недели по окончании сессии в летний период);
3. Преддипломная - 10-й семестр, 5 недель с начала семестра.
- со сроком обучения 3,5 года:
1. Производственная - 4-й семестр, 5 недель (1 неделя в течение семестра, 4 недели по окончании сессии в летний период);
2. Преддипломная - 7-й семестр, 4 недели с начала семестра.
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
1.1. Учебная практика
Цели: закрепление знаний, полученных во время аудиторных занятий в университете, и подготовка студентов для дальнейшего изучения теоретических и специальных дисциплин; закрепление знаний по общетехническим дисциплинам, приобретение производственного опыта по технологии изготовления пластмассовых изделий, приобретение трудовых навыков на рабочих местах, соответствующих профилю специальности.
Задача практики - ознакомление с основными объектами работы будущей специальности; с основными и вспомогательными производственными процессами: основным технологическим оборудованием по производству и переработке пластических масс: составом продукта: с вопросами производственной санитарии и экологии, с метрологическим обеспечением производства, с методами и средствами контроля качества и стандартизации, оформлением технической документации; подготовка студентов к слушанию лекционных курсов по технологии переработки пластмасс, оборудованию, основам стандартизации, экономике промышленности, организации, планированию и управлению предприятием.
|
|
1.2. Производственная практика
Цели: закрепление знаний, полученных по дисциплинам специальности, приобретение практических навыков инженера-химика-технолога (изучение должностных обязанностей), сбор материалов для выполнения курсового проекта по основам проектирования и оборудованию заводов по переработке пластмасс и курсовой работы по экономике и организации производства.
Задачи: освоение методов переработки пластмасс, изучение оборудования, применяемого на заводе, основ проектирования технологических процессов, автоматизации, организации и экономики производства, схемы управления качеством продукции на уровне цеха, знакомство с порядком и методами проведения работ по стандартизации на предприятии, нормализационный контроль, экология.
1.3. Преддипломная практика
Цели: закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, полученных в процессе обучения и университете и при прохождении предыдущих практик.
Задачи: закрепление технологических и исследовательских навыков путем работы в цехах и лабораториях, подбор материалов и изучение опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий. проведение патентного поиска по теме дипломного проекта (дипломной работы), повышение уровня знаний в области стандартизации, управление качеством продукции на предприятии, методами планирования повышения качества, автоматики, автоматизации и АСУТП: материалов, необходимых для экономического обоснования дипломного проекта и составление бизнес-плана [22].
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИК
2.1. Общие положения
Практики проводятся на предприятиях различных отраслей и форм собственности, применяющих для переработки пластмасс передовую технологию и организацию производства, оснащенных современным оборудованием, они проводятся на предприятиях города Владимира и в других городах.
Учебно-методическое руководство практикой осуществляется кафедрой полимерных материалов.
Студент до выезда на практику должен получить на кафедре дневник с индивидуальным заданием по основным разделам практики, программу практики и методические указания, пройти инструктаж о порядке прохождения практики и ознакомиться с основными положениями по технике безопасности и противопожарной технике.
К практике на предприятии допускаются студенты, изучившие основные правила техники безопасности и противопожарной техники, прошедшие инструктаж в соответствии с установленным на предприятии порядком.
В каждую из видов практик в соответствующем объеме включаются следующие составные части:
- технологическая:
- исследовательская:
- экономическая:
- экологичность и безопасность жизнедеятельности:
- теоретические занятия:
- экскурсии.
Содержание одноименных составных частей различных практик отличается объектами изучения и глубиной проработки материала.
На период каждой практики составляется календарный план-график, который утверждается руководителем предприятия и зав. практикой университета.
Графиком предусматривается время:
- на вводную беседу представителя предприятия о режиме и порядке прохождения практики и инструктажа по технике безопасности;
- на самостоятельную работу студентов в различных подразделениях предприятия для сбора материалов в соответствии с заданием;
- на лекции и экскурсии внутри и вне предприятия;
- на оформление и защиту отчета на предприятии.
В качестве руководителей практики назначаются высококвалифицированные специалисты из расчета один руководитель на 5 - 7 студентов. Руководитель практики обеспечивает полноту и качество проведения практики, организует экскурсии для ознакомления студентов с производственными подразделениями в соответствии с целями и задачами практики.
На практике каждый студент подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия и строго выполняет график прохождения и программу практики.
Продолжительность рабочего дня студента на предприятии во время учебной практики составляет 6 часов.
Во время производственных практик студент может работать на рабочих местах или дублером на рабочих или инженерных должностях (70% от времени практики). Остальное время должно быть использовано на выполнение программы практики. Сбор материалов для отчета, проектов и работ, теоретических занятий и экскурсий идет в течение всего периода практики.
После окончания практики, проверки отчета руководителем практики и получения положительного отзыва и характеристики от заводского руководителя, студент допускается к защите отчета в комиссии под председательством руководителя практики от университета.
Рекомендуется проведение конференций в университете с участием руководителей практики, на которых заслушивают отчеты студентов об их работе и пожелания по улучшению организации практики.
2.2. Учебная практика
Первые три дня выделяются на инструктажи и экскурсии по предприятию. Практика проводится на профильных предприятиях города Владимира, Владимирской области и других регионов России.
Студенты могут работать на рабочих местах, а также изучают в своем подразделении должностные обязанности основных рабочих, лаборантов. На экскурсиях по предприятию знакомятся с инженерными сооружениями (службами), обеспечивающими работу цеха, участка, лаборатории [16].
В соответствии с индивидуальным заданием для написания отчета (см.прил. 2) по практике изучают технологический регламент или карты, описывающие технологический процесс производства одной детали (марки материала, рецептуры и т.п.), стандарты на сырье, готовую продукцию.
2.3. Производственная практика
Первые три дня выделяются на прохождение инструктажа по охране труда и технике безопасности и оформление на работу, обзорную экскурсию по предприятию. Студенты в соответствии с индивидуальным заданием во время этой практики должны работать дублерами инженерно-технических работников или на рабочих местах в течение месяца и собирать материалы для курсового проекта по дисциплине "Основы проектирования и оборудование предприятий по переработке полимеров" и курсовой работы по дисциплине "Экономика и организация производств" (см. прил. 3).
2.4. Преддипломная практика
Преддипломная практика проводится на таких же базах, что и производственная, а также в лабораториях университета (кафедра ПМ). В лабораториях студенты, выполняя дипломную работу, работают дублерами научных сотрудников, а на заводах – дублерами технологов, начальников смен. Во время этой практики студенты собирают материалы по индивидуальному заданию в соответствии с темой проекта или дипломной работы по всем разделам программы практики (см. прил 4).
2.5. Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов имеет цель расширить и углубить знания студента по специальным разделам курса, оказать техническую помощь предприятию по совершенствованию технологических процессов, конструкций и т.п., приобрести навыки работы младшего научного сотрудника.
В период учебной практики студент знакомится с организацией рационализаторской работы на предприятии и в университете.
На производственной практике знакомится с узкими местами производства, с научно-исследовательскими работами, осуществляемыми в технических секторах и лабораториях, согласно оргтехплану предприятия, с методикой выполнения научной работы. Подбирают теоретический и практический материал по теме индивидуального задания.
На преддипломной практике студент выполняет научно-исследовательскую работу на оборудовании предприятия по теме дипломного проекта (работы) и собирает материалы для патентного поиска [19]. Выполнение инженерных расчетов по теме дипломного проекта и работы осуществляется с использованием ЭВМ предприятия или университета.
По окончании практики студент дает предложения по усовершенствованию применяемой в производстве технологии, техники, методов контроля, улучшения условий труда, экологии, утилизации отходов, которые фиксируются в отчете по практике.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК
3.1. Учебная практика
Цель и задачи практики предусматривают приобретение практических навыков по одному из методов переработки пластмасс.
Цель достигается в основном путем работы студентов в качестве дублеров основных рабочих по переработке пластмасс.
Практика включает в себя изучение:
а) одного из способов переработки пластмасс:
б) основных и вспомогательных технологических процессов: технологических схем основных и вспомогательных производств, включая участки по получению первичного и вторичного сырья.
На практике студент должен познакомиться:
- с ассортиментом продукции из пластмасс, выпускаемой предприятием, применением этих пластмассовых изделий, технической документацией, действующей в производстве по выпуску одного изделия в соответствии с индивидуальным заданием;
- с техническими требованиями к сырью, вспомогательным материалам, измерительным инструментам для контроля качества изделий;
- с устройством, принципом действия, краткой технологической характеристикой основного оборудования цеха по переработке пластмасс, механической обработкой изделий;
- с упаковкой, хранением и складированием сырья и готовой продукции на цеховых и заводских складах;
- с транспортировкой сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции на цеховых и заводских складах, в цехах;
- со средствами контроля технологических параметров, качества продукции, видами брака и способами его устранения;
- с основными технико-экономическими показателями участка, нормами времени и выработки;
- с вредностью перерабатываемых материалов, токсичностью и пожароопасностью, источниками образования пыли, выделения газов и тепла и способами их снижения;
- с опасными зонами при работе оборудования и мерами защиты;
- с источниками образования шума, устройством приточной и вытяжной вентиляции;
- с очисткой сточных вод и газовых выбросов.
Для закрепления знаний, полученных в курсе "Процессы и аппараты химической технологии", необходимо изучить на предприятии устройство, принцип действия, условия эксплуатации смесителей, сушилок, измельчителей, компрессоров, холодильных установок, вентиляторов, калориферов. При выполнении индивидуального задания вычертить технологическую схему подключения этого оборудования на действующем участке.
3.2. Производственная практика
Для выполнения программы практики предусматривается работа студента в качестве дублеров научного сотрудника, инженера-технолога, мастера участка или на штатном рабочем месте.
Практика включает в себя:
- углубленное изучение метода переработки пластмасс, конструкций оборудования, оснастки, свойств сырья, полуфабрикатов, материалов. физико-химических основ процесса переработки;
- критический подход к изучению существующего производства, сопоставляя заводской технологический процесс, его технико-экономические показатели и организацию производства с нормативными данными и с показателями передовых предприятий отрасли;
- установление пооперационного маршрута прохождения продукции;
- выявление узких мест производства и разработку рекомендаций по их устранению;
- изучение основ проектирования и составление планов размещения оборудования, технического оснащения, организации рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования, составления технического задания на проектирование оснастки;
- участие в разработке технически обоснованных норм выработки и расчета технических норм расхода сырья, полуфабрикатов, материалов, энергии, инструментов, оснастки, экономической эффективности (прил.3,6):
- изучение причин брака и выпуска продукции пониженных сортов и способы их устранения, системы управления качеством готовой продукции.
При прохождении практики необходимо обратить внимание на изучение следующих вопросов:
- мощность цеха, участка, оборудования и ассортимент выпускаемой продукции:
- режим работы цеха (число рабочих дней в году, количество смен в сутки, продолжительность одной смены, работа в выходные и праздничные дни, затраты на отпуск, остановку, чистку оборудования, остановку оборудования в обеденный перерыв, на смену оснастки);
- простои оборудования на капитальный, средний и текущий ремонты;
- оценить существующие технологические маршруты, выполняется ли поточность производства, не перекрещиваются ли потоки, уровень механизации и автоматизации всех стадий процесса, возможность использования пневмотранспорта;
- назначение каждого компонента в рецептуре, расходы сырья и арматуры на 1 тонну готовой продукции по каждой стадии процесса, соответствие расходных норм на сырье, вспомогательные материалы и энергетику стандартам отрасли;
- использование отходов производства, возможность их переработки;
- влияние изменения параметров процесса (давления, температуры, времени выдержки в прессформе и др.) на качество выпускаемой продукции, производительность оборудования, участка;
- характеристики оборудования на участке (производительность в пусковой и установившийся период, мощности привода, обогревателей, характеристики теплоносителей, габаритные размеры, завод-изготовитель, масса, цена и др. характеристики, специфичные для каждого типа оборудования);
- категорийностъ помещений, участка.
Во время практики необходимо вычертить технологическую схему участка с размещением оборудования по соответствущим этажам с учетом габаритных размеров оборудования с отметкой уровня, начиная со склада сырья и заканчивая складом готовой продукции в цехе. При вычерчивании плана участка выполнить привязку оборудования к осям колонн, обозначить ширину пролетов, проходов, шаг колонн [2,13,14,15].
Исследовательская часть практики включает выполнение работ, предусмотренных индивидуальным заданием.
3.3. Преддипломная практика
Практика включает в себя:
- изучение и анализ технологического процесса и оборудования по переработке пластических масс, аналогичных проектируемому, выявление особенностей и сравнение с подобными процессами в отечественной и зарубежной промышленности; изучение технологических параметров и их сравнение с расчетными, нормативными и из научно-технической литературы, для оценки народнохозяйственного значения поставленной задачи.
- изучение структуры завода, основных и вспомогательных цехов, организации и планирования производства, управления предприятием, социально-демографической структуры производственного коллектива, системы контроля и автоматического управления технологическим процессом, техники безопасности, противопожарной техники, вопросы зашиты окружающей среды, требований к качеству сырья и готовой продукции, технико-экономических показателей работы цеха (завода), основ трудового законодательства.
- подготовка исходных материалов по технологической и экономической части дипломного проекта (работы) и строительной части согласно методическим указаниям по дипломному проектированию [12.13].
Исследовательская часть практики включает:
- подбор материалов для патентного поиска [19] и вопросы, предусмотренные индивидуальным заданием.
- ознакомление с вопросами научно-исследовательской работы, патентоведения и изобретательской деятельностью на предприятии, приобретение навыков в проведении исследовательских работ, внедрение результатов НИРС, изучение вопросов инженерной психологии и организации инженерного труда на предприятии, организацией рабочего места основного рабочего по переработке пластмасс с различной нормой обслуживания.
- приобретение практических навыков, знаний по профессиональной и организаторской работе на предприятии в должностях мастера, начальника смены, технолога, младшего научного сотрудника [16].
4.ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
4.1.Учебная практика
Практика включает в себя:
- ознакомление с основными вопросами организации и экономики производства:
- планировка предприятия:
- формы организации оплаты труда основных и вспомогательных рабочих:
- технико-экономические показатели участка:
- состав работников цеха по специальности и квалификации.
4.2. Производственная практика
Практика включает в себя изучение организации:
- работы предприятия с основных цехов, складов сырья, деталей и готовой продукции);
- рабочего места основного рабочего;
- схемы движения сырья и материалов (деталей);
- ремонта основного оборудования;
- постановки первичного учета продукции в цехе;
- порядка расчета потребности в сырье, арматуре, оснастке; знакомство:
- с методами нормирования;
- со способами разделения труда между работниками и формами оплаты труда;
- с методикой калькулирования цеховой себестоимости.
- сбор материалов для курсовой работы [23].
4.3.Преддипломная практика
Проработка вопросов данного раздела практики направлена на обеспечение качественного выполнения студентом экономико-организационной части дипломного проекта.
Первый этап - организация производства - включает ознакомление:
- с основными технико-экономическими показателями цеха, участков;
- со структурой и содержанием основных подразделений завода;
- с нормированием и оплатой труда инженеров-технологов;
- с экономическими стимулами повышения материальной заинтересованности работников цеха в повышении экономии материалов.
Второй этап - сбор материалов для экономического обоснования проекта [23]:
- выбор сырья и номенклатуры;
- потребность в сырье и готовых изделиях;
- выбор точки строительства будущего производства;
- калькулирование себестоимости деталей;
- сбор данных для расчета экономической эффективности.
5. ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перед прохождением практики студенты проходят вводный инструктаж по ТБ и ПБ, без которых они не могут быть допущены на предприятие и оформлены на работу.
На учебной практике студенты изучают приемы безопасной работы на рабочих местах в течение первых дней после прохождения инструктажа на рабочем месте; мероприятия, проводимые в цехе по улучшению условий труда и обеспечению безопасности, противопожарные мероприятия; знакомятся с опасными зонами машин и механизмов, возможными аварийными ситуациями на них, безопасностью их обслуживания.
При прохождении производственной практики студент должен изучить:
- источники образования пыли и газов;
- методы борьбы с запыленностью и загазованностью;
- безопасное содержание рабочего места;
- опасные зоны машин и механизмов;
- наличие противопожарных средств;
- систему электробезопасности, противопожарные мероприятия;
- мероприятия, обеспечивающие безопасную работу оборудования.
На преддипломной практике собирают, анализируют и обрабатывают материалы, необходимые для дипломного проекта, приобретают навыки в решении вопросов охраны труда и безопасности жизнедеятельности в соответствии с обязанностями инженера-химика-технолога и изучают в соответствии с индивидуальным заданием.
Для выполнения экологического раздела дипломного проекта или работы студент обязан изучить:
1. Экологический паспорт промышленного предприятия.
2. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, применяемых в цехе (лаборатории).
3. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ, применяемых в цехе (лаборатории).
4. Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей или других физических воздействий.
5. Экологические требования к готовой продукции.
6. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду.
7. Нормативы санитарных и защитных зон.
8. Цели и принципы государственной экологической экспертизы.
9. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятии, сооружений и иных объектов, возможные аварийные ситуации на них, безопасность их обслуживания.
6. АВТОМАТИКА И АВТОМАТИЗАЦИЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
При прохождении производственной практики студент должен:
- изучить оборудование, входящее в технологическую схему производства, которое является объектом регулирования и предельные (максимальные и минимальные) рабочие значения измеряемых или регулируемых величин;
- познакомиться со средствами автоматики участка, где собираются исходные данные по курсовому проекту;
- познакомиться с управляющим воздействием, т.е. потоками веществ и энергии, с помощью которых можно управлять регулируемыми переменными [18].
На преддипломной практике для выполнения функциональной схемы (технологической совмещенной принципиальной), структурной схемы автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП), для составления задания на разработку автоматической системы регулирования в соответствии с заданием на преддипломную практику необходимо использовать методические указания [18].
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
С целью упорядочения работы студентов на практике, развития творческой инициативы и оказания конкретной помощи производству каждому студенту выдается индивидуальное задание, которое может быть вписано в дневник студента или оформлено на отдельном бланке.
Индивидуальное задание составляется до начала практики руководителем практики и утверждается заведующим кафедрой. Оно выдается студенту до начала практики.
Задание составляется так, чтобы оно расширило технический кругозор студента и подготовило его к глубокому изучению теоретических дисциплин.
Примерные темы индивидуального задания на экскурсионную практику:
- транспортировка сыпучих компонентов на химических предприятиях;
- сжатый воздух и его применение на химических предприятиях;
- вода и водоподготовка на химических предприятиях;
- очистка газовых выбросов на предприятиях по переработке пластмасс.
При выполнении индивидуального задания студент опирается на научно-техническую литературу, поиск ее входит в задачу формирования грамотного специалиста. Полная проработка темы предполагает анализ решения рассматриваемой студентом темы на предприятиях и в цехах заводов, где он побывал на экскурсиях.
7.1. Технологическая часть
Согласно заданию на практику и курсовой проект, при изучении технологического процесса по изготовлению изделий из пластмасс необходимо начинать со склада сырья и заканчивать складом готовой продукции, рассмотрев следующие вопросы:
- как доставляется сырье на цеховой склад, его упаковка и хранение на складе;
- транспортировка сырья в подготовительное отделение (вид транспорта);
- измельчение отходов (применяемое оборудование, параметры процесса);
- смешение первичного и вторичного сырья (оборудование, дозировка, загрузка);
- сушка сырья (загрузка, характеристика оборудования, режим сушки);
- транспортировка сырья к основному аппарату;
- загрузка, дозирование сырья в основной аппарат;
- режим работы основного оборудования, его характеристика, устройство, назначение;
- виды брака, причины его возникновения, способы устранения, использование, утилизация безвозвратных отходов;
- транспортировка деталей на механическую обработку;
- оборудование для механической обработки (характеристика, назначение, параметры обработки);
- упаковка готовой продукции, транспортировка ее на склад, условия хранения.
Изучив технологическую схему, студент должен критически оценить ее с точки зрения поточности производства, перекрещиваются ли потоки, насколько автоматизированы и механизированы все стадии процесса, изучить физико-химическую сущность процесса переработки.
Выяснить мощность цеха и участка, ассортимент выпускаемой продукции, из ассортимента выбрать изделия и материалы в соответствии с индивидуальным заданием и полностью переписать имеющиеся на эти изделия технологические карты, технические требования на сырье, арматуру и готовую продукцию в следующем объеме: номер стандарта, требования к свойствам, условиям хранения и транспортировки (упаковка, масса и габариты одного мешка, бочки, контейнера, цистерны). Если эти данные отсутствуют в стандарте, необходимо их посмотреть на этикетках тары и замерить ее габаритные размеры. На складах сырья и готовой продукции изучить, как складируют сырье, во сколько рядов, какова норма хранения (масса и продолжительность).
Узнать поставщиков сырья, арматуры, вспомогательных материалов, потребителей готовой продукции (предприятия страны).
Обратить внимание на критерии оценки качества сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции, как применяется сырье: в состоянии поставки или оно требует предварительной подготовки (просева, сушки и т.д.), какой гранулометрический состав, угол естественного откоса, гигроскопичность, насыпная масса, плотность, температура вспышки и размягчения, взрыво- и пожароопасность и т.п.
Собрать данные по отходам изучаемого производства: количество на одну тонну готовой продукции (прил.6), способы их использования (схему и оборудование по их переработке).
Знать данные по потерям сырья на 1 т готовой продукции (или 1000 шт. изделий одной номенклатуры) по всем стадиям изучаемого процесса в объеме, соответствующем индивидуальному заданию: расходные нормы по сырью, вспомогательным материалам и энергетике на единицу продукции (прил. 5).
Узнать, где в нашей стране и за рубежом имеются аналогичные производства или где они проектируются. Выявить предприятия-поставщики оборудования, собрать в соответствии с заданием и составить спецификацию оборудования [2], указать его производительность, мощность привода, теплоноситель (его расход и параметры), стоимость, год изготовления и другие характеристики.
Выяснить назначение каждого компонента в рецептуре, так как материал в сочетании с конструктивными особенностями изделия определяет основные параметры процесса, выбор основного оборудования оснастки для получения изделия. Необходимо знать следующие факторы:
- массу изделия и его размеры, массу и размер литника;
- площадь литья (прессования);
- материал изделия;
- тиражность;
- отношение толщины изделия к его длине;
- гнездность формы;
- требования к точности изготовления изделия и чистоте его поверхности;
- конструктивные особенности изделия;
- параметры операций изготовления.
7.2. Оборудование
При изучении действующего производства для выполнения программы практики и индивидуального задания необходимо знать, как подразделяются все виды оборудования, находящиеся на промышленном предприятии: производственное, вспомогательное, подъемно-транспортное и энергетическое [1].
К производственному (основному) оборудованию относятся все машины, станки, аппараты, занятые непосредственно выполнением операций основного технологического процесса. Назначением производственного оборудования является изменение формы, состояния и свойств сырья, материалов, заготовок и полуфабрикатов.
Вспомогательное оборудование - это оборудование, не участвующее непосредственно в технологическом процессе изготовления готовой продукции, но выполняющее работы по обслуживанию нужд основного производства.
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для механизации трудоемких подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в производственном процессе предприятия. Подъемно-транспортные средства промышленных предприятий подразделяются на общезаводской, межцеховой, внутрицеховой транспорт.
Основное производство занимает центральное место в производственном процессе предприятия.
К задачам вспомогательного производства относят: обеспечение предприятия всеми видами энергии: изготовление и ремонт всех видов инструмента и технологической оснастки: ремонт и обслуживание технологического, энергетического и другого оборудования, приемку, хранение и транспортировку материалов, сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, содержание и ремонт зданий и сооружений завода и др.
7.3. Строительная часть
На производственной и преддипломной практиках студенту для выполнения строительной части проекта на предприятии необходимо познакомиться с основными нормативными документами СНиП (строительные нормы и правила), а также с отраслевыми и ведомственными нормами, которые обеспечивает необходимые эксплуатационные качества зданий, санитарно-технический режим, противопожарную безопасность, прочность, устойчивость, долговечность при экономичности проектных решений.
Определить категории производства, дать оценку бытовых помещений и санитарных условий труда.
Для выполнения генерального плана необходимо познакомиться с генеральным планом предприятия и обратить внимание на соблюдение основных принципов проектирования предприятия.
Для выполнения темы дипломного проекта, связанной с реконструкцией технологических процессов в существующих зданиях, студент с помощью руководителя практики от предприятия должен получить в заводоуправлении или по согласованию с ним эскизные чертежи планов и разрезов здания (поперечного и продольного) с основными размерами и выкопировку из генерального плана.
Кроме того, необходимо составить записку:
- по генеральному плану с описанием рельефа и благоустройства территории, автомобильных проездов, железных дорог, складского хозяйства, системы бытового обслуживания работающих и т.д.;
- по объемнопланировочной характеристике здания, его этажности, формы в плане, его соответствия проектируемому технологическому процессу, по тепловому и влажностному режимам, требованиям противопожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности и пр.;
- по конструктивной части и материалам стен, фундаментов, балок, колонн, междуэтажных перекрытий и полов, покрытий, кровли и других конструкций;
- по санитарно-техническому оборудованию здания.
Все эти материалы в последующем составят основу пояснительной записки к строительной части проекта.
Следует также выяснить или подсчитать балансовую стоимость здания.
Для проектов, темой которых является проектирование новых производств, все указанные сведения должны быть основой для принятия проектных решений.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
8.1. Общие положения
Отчет по практике является научно-техническим документом, который содержит исчерпывающие и систематизированные сведения о выполненной работе, он составляется студентом в течение всего периода практики и утверждается (печать, подпись) в следующем порядке: руководителем практики от цеха, начальником отдела технического обучения предприятия и руководителем практики от университета (кафедры).
Общими требованиями к отчету являются:
- четкость и логическая последовательность изложения материала;
- краткость и четкость формулировок, конкретность изложения.
8.2. Структура отчета
Отчет о практике должен содержать:
- титульный лист (прил. 1);
- задание на практику;
- содержание (прил. 2,3,4);
- введение;
- основную часть (сведения о предприятии, вспомогательных и основных цехах, индивидуальное задание);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
8.3. Требования к содержанию отчета
Задание на практику оформляется на отдельном бланке.
Введение должно кратко характеризовать цели и задачи практики.
Основная часть. В основной части должны быть отражены:
- сведения о базе практики предприятия, перспективы его развития, структура организации предприятия;
- вспомогательные службы предприятия;
Индивидуальное задание.
При описании вспомогательных служб должны быть отражены: назначение, мощность, краткое описание основных технологических стадий процесса, основное оборудование (его техническая характеристика). Пример: компрессионная станция обеспечивает сжатым воздухом при давлении ___ МПа с минимальным расходом ___ м3/ч технологические линии цехов ____ Основное оборудование станции: компрессор (тип, марка, завод-изготовитель, год изготовления, техническая характеристика), который предназначен для ___.
Если описывают основные цеха, то приводятся более подробные сведения: сырье, ассортимент выпускаемой продукции и ее применение, мощность, метод получения, краткое описание технологического процесса, основного оборудования.
Индивидуальное задание должно отражать: описание технологического процесса переработки пластмасс; физико-химические основы процесса на каждой стадии; технико-экономические показатели участка (цеха), оформленные в виде таблицы(прил.5); ассортимент выпускаемой продукции, ее назначение, свойства сырья и годовой продукции (технические требования, технологическая карта, принципиальная технологическая схема приводятся в приложениях к отчету); основное и вспомогательное оборудование; оснастку, ее назначение и особенности конструкции (техническая характеристика). Спецификация оборудования также приводится в приложении к отчету по форме [2].
Приводится анализ и сравнение этого технологического процесса с аналогичным процессом (технологией) отечественным и зарубежным.
Остальные разделы излагаются в порядке, предусмотренном заданием, глубина проработки их зависит от требований программы практики.
Примечание. При составлении описания технологического процесса на предприятиях, где отсутствует технологический регламент, можно использовать методические указания [2].
Заключение.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполнения программы практики, индивидуального задания, предложения по улучшению организации работы, технологии на базе практики.
Приложения.
В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты отчета: технологические схемы, эскизы детали, технологические карты, технические требования на сырье и готовую продукцию, спецификации оборудования, средств автоматизации и т.п. в зависимости от содержания индивидуального задания.
8.4. Правила оформления отчета
При оформлении отчета необходимо пользоваться правилами оформления, представленными в работе [34]. Для учебной и производственной практик – требования к оформлению курсового проекта, для преддипломной практики – требования к оформлению дипломной работы (проекта).
9. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
Перед отъездом на практику студент обязан присутствовать на собрании студентов по вопросам практики, на котором даются инструктивные указания о порядке отъезда, оформлении необходимых документов, о нормах поведения на предприятии, о порядке оформления на предприятия.
Студент обязан прибыть на практику и закончить ее точно в срок, установленный приказом ректора, за время пребывания на практике студент должен состоять на табельном учете и подчиняться правилам внутреннего распорядка общежития. Перед началом практики пройти инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности на рабочем месте в цехе.
Во время практики студент обязан вести дневник, куда должен заносить результаты повседневной работы по выполнению программы практики и индивидуального задания, отметку о посещении лекций и экскурсий.
По окончании практики студент обязан иметь отчет по практике, подписанный руководителем практики от предприятия и в дневнике отзыв с предприятия о его работе в период практики. Перед отъездом с предприятия возвратить в отдел подготовки предприятия пропуск, по возвращении с практики сдать командировочное удостоверение, дневник и отчет на профилирующую кафедру после сдачи зачета.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная практика
1. Касаткин А. Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. М.: ХИМИЯ, 1973. - 785с.
2. Кудрявцева З.А., Яскевич А.М. Содержание и оформление курсовых, дипломных проектов и работ: Метод, указ. /ВПИ: каф.ТПП и ПМ. - Владимир: ВПИ, 1994 - 91С.
3. Брагинский В.А. Технология прессования точных деталей из термореактивных пластмасс.- Л.: Химия, 1971.-256с.
4. Брагинский В.А. Точное литье из пластмасс. - Л.: Химия, 1977. - 112С.
5. Басов Н.И., Любартович В. А., Любартович С. А. Контроль качества полимерных материалов. -Л.: Химия, 1977. - 112с.
6. Лебедев Г.А., Красовский В. Н. Вальцевание и каландрирование. - Л.: Химия, 1973. - 88с.
7. Рашковская Н.Б. Сушка в химической промышленности. - Л.: Химия, 1977.- 80с.
8. Бухгалтер В. И., Гецас С. И., Диденко В. Д. и др. Экструзия. -Л.: Химия, 1980. - 112с.
9. Энциклопедия полимеров. В 3-х т. М.: Сов. энциклопедия, 1972.
10. Басов Н. И., Бондарь В. А., Любартович В. А. и др. Техника безопасности при переработке пластмасс. - М.: Химия, 1978. - 160 с.
11. Гиберов В.Г. Механическое оборудование заводов пластических масс. - М.: Машиностроение, 1977. -336 с.
Производственная и преддипломная практика
12. Кудрявцева З.А., Панов Ю.Т. Методические указания к выполнению курсового и дипломного проекта по теме: "Проектирование производств по переработке пластмасс методом литья под давлением" - Владимир: ВлГУ, 1996 - 41с.
13. Оленев Б.А., Мордкович Е. М., Калошин В.Ф. Проектирование производств по переработке пластических масс. - М.: Химия, 1982.
14. Проектирование машиностроительных заводов и цехов: Справочник /Под ред. Е. С. Ямпольского - м.: Машиностроение, 1974. Т.1.-296С.
15. Завгородний В.К., Калиничев Э.Л., Михаринский Е.Г. Оборудование предприятий по переработке пластмасс. - Л.: Химия, 1972. - 463 с.
16. Демичев Г.М. Складское тарное хозяйство и технология транспортно-складских процессов. - М.: Высш. шк., 1978. - 248 с.
17. Ким И.С., Скачков В.В. Оборудование подготовительного производства заводов пластмасс.-М.: Машиностроение,1977.-248с.
18. Ковалев А.Ф., Летуновский М. П., Кудрявцева З.А. и др. Ме-тодичекие указания к курсовому проекту по дисциплине "Оборудование и основы проектирования".-Владимир: ВПИ,1980.-32с.
19. Макаревич В.А. Строительное проектирование химических предприятий. -М.: Высш.школа. 1977.-208с.
20. Генеральные планы химических предприятий.-М.:Стройиздат,1976.-184С.
21. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих/Под ред. Е.Ф.Иванова -М.: НИИ труда, 1970.-384с.
22. Основы научной организации труда/ Под ред. Ю.Н.Дубровского -М.: Экономика, 1977.-269с.
23. Кудрявцева З.А., Яскевич А.М. Содержание и оформление курсовых и дипломных проектов.-Владимир: ВПИ, 1979.-Ч. 1-2.
24. Ковалев А.Ф. Основы проектирования форм для литья деталей из пластмасс: Методическая разработка. -Владимир: ВПИ, 1977.-42с.
25. Барабанов Н.Н. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию "Основы автоматики и автоматизация производственных процессов".-Владимир: ВПИ, 1977.-35с.
26. Голубятникова В.А., Шувалов В. В. Автоматизация производственных процессов и АСУП в химической промышленности. -М.: Химия, 1978. - 376с.
27. Богданова Е.Ф., Трутнев А. П. Методические указания к выполнению экономической части дипломных проектов для студентов специальности 2506 - технология переработки пластических масс. -Владимир: ВПИ, 1978. - 34с.
28. Патентоведение/Под ред.В.А.Рясенцева - М.: Машиностроение, 1976. - 186С.
29. Вредные вещества в химической промышленности: в 4-х т./Под ред. В. П. Лазарева - М.: Химия, 1976.
30. Кац М.И., Билнскис Л.И., Медведева В. С. и др. Охрана труда в химической промышленности. - М.: Химия,1974. - 360с.
31. Основные направления научно-технического прогресса в отрасли/материалы отраслевого журнала "Пластические массы"/ - М.: Обзорная информация НИИТЭХИМ, 1979 - 1983 гг.
32. Леонтьева А.А., Тимофеева Н.Н. Бизнес-план предприятия при экономическом обосновании дипломных проектов производственного направления.-Владимир: ВлГУ, 1995.- 36 с.
33. Богданова Е.Ф. Методические указания к курсовой работе. Расчет и оценка технико-экономических показателей химических производств. - Владимир: ВлГУ, 1995.- 50 с.
34. Козлов Н.А. Нормоконтроль и оформление дипломных и курсовых проектов, дипломных работ и выпускных работ бакалавров. Методическое руководство для студентов и преподавателей специальности 240502 и бакалавриата направления 240100. Владимир: изд-во ВлГУ, 2008, 120 с.
Приложения
Приложение 1