| Закономерности психического развития | Содержание |
| 1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью | Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер, а гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций |
| 2. Неустойчивость развития | Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития |
| 3. Сенситивность психического развития | Развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств |
| 4. Кумулятивность психического развития | Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь |
| 5. Дивергентность — конвергентностъ хода развития | Психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции —дивергенцию (повышение разнообразия) и конвергенцию (свертывание, усиление избирательности) |
К нашему времени в науке создано множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.