double arrow

Дальнейшее развитие социалистической физической культуры в Советском Союзе (1945—1959)


Нормализация работы по физическому воспитанию и развитию спорта после второй мировой войны столкнулась с большими трудностями. Более 20 миллионов граждан Советского Союза пожертвовали жизнью во имя защиты своей социалистической родины. На оккупированной территории было разрушено более 4 тысяч спортивных залов в начальных и средних школах и 334 спортивных зала в институтах. На Украине и в Белоруссии почти не осталось ни одного учреждения, занимавшегося ранее физическим воспитанием. Погибли или стали нетрудоспособными 18 процентов специалистов по физическому воспитанию и 15 процентов дипломированных тренеров. В то же время перед физкультурным и спортивным движением в СССР были поставлены большие задачи. Естественным результатом антифашистской коалиции явилось то, что руководители сотрудничавших с Советским Союзом стран были вынуждены отказаться от проводившейся ими ранее политики блокады СССР в области культуры и спорта. Со стороны Советского Союза было также проявлено стремление к расширению международных спортивных связей. Совет народных комиссаров СССР в Постановлении от 28 сентября 1945 года определил задачи Комитета по делам физкультуры и спорта и наметил новые директивы, касающиеся его деятельности 40. В результате совместных усилий к 1947 году в спортивном движении страны были ликвидированы последствия военных разрушений. Число спортсменов, регулярно занимающихся спортом, увеличилось до 5,4 млн. человек, т. е. превысило почти на 100000 показатели последнего мирного (1940) года.

Необходимость и возможность участия в международной и спортивной жизни в значительной степени повлияли и на развитие физической культуры в СССР. В интересах предстоящих международных смотров спортивных сил прежде всего была усилена подготовка в области спорта. Были введены должности государственных тренеров, созданы спортивные школы и новые институты физкультуры и спорта, число которых к 1949 году возросло до четырнадцати. Во всех неполных и полных средних школах страны были введены новые программы по физическому воспитанию. В школах организовывались спортивные секции. Расширилась сеть детских спортивных школ. В Постановлении ЦК КПСС от 27 декабря 1948 года подчеркивалась возросшая важность физической культуры. В качестве же перспективной задачи имелись в виду ускорение создания спортивных сооружений, усиление массовости физкультурного движения, а также повышение технического и тактического мастерства советских спортсменов до такого уровня, чтобы они смогли занять передовые позиции на международной спортивной арене 41. На основании данного постановления при республиканских и местных профсоюзных советах были созданы советы по физической культуре и спорту. Были организованы кафедры физкультуры в университетах и институтах. В 1951 году вводятся новые программы по физической культуре, согласно которым на первом и втором курсах высших учебных заведений были введены обязательные занятия физкультурой по 2 часа в неделю и по 4 часа факультативно на старших курсах. В результате развития спортивной работы на селе к началу 50-х годов число юношей и девушек, постоянно занимающихся спортом, достигло 6 миллионов.




Наряду с развитием физической культуры внутри страны постоянно расширялись и международные связи СССР. По примеру Международной федерации тяжелой атлетики и другие международные спортивные объединения приняли Советский Союз в свои члены. Первым успешным участием советских спортсменов явился европейский чемпионат по легкой атлетике в Осло (1946); их результат: 6 первых мест, 14 — вторых и 3 третьих места. Советский шахматист в 1948 году завоевал звание чемпиона мира. Новую главу в истории советского спорта открыли Всемирные студенческие игры 1949 года, на которых спортсмены Советского Союза получили наибольшее количество очков.



В тяжелых условиях «холодной войны» советская спортивная дипломатия предприняла большие усилия в интересах участия в олимпийском движении. Поскольку этого вопроса мы подробно коснемся при рассмотрении истории олимпийского движения, отметим только, что Советский Союз в 1951 году был признан в Международном олимпийском комитете. А на Олимпийских играх в Хельсинки 22 золотые, 30 серебряных и 17 бронзовых медалей явились свидетельством и наглядным доказательством значительных возможностей развития спортивной жизни первого в мире социалистического государства. Одним из характерных показателей активной деятельности советской спортивной дипломатии было то, что с 1948 по 1958 год были установлены спортивные связи примерно с 70 странами. Появление советских спортсменов на международной арене изменило соотношение сил на европейских и мировых чемпионатах, на Олимпийских играх, и в то же время это также явилось новым исходным моментом в осуществлении политики мирного сосуществования.

Советский Союз оказал значительную материальную, методологическую и кадровую помощь для развития спортивной жизни странам народной демо­кратии, а также государствам, получившим свою независимость. При содей­ствии советских специалистов в Индонезии, Китае и многих африканских странах были построены стадионы, спортзалы и другие спортивные соору­жения. Естественно, на взаимной основе использовался и опыт друг друга. В частности, было многое взято из методов подготовки венгерских фехтоваль­щиков, пловцов, теннисистов, чехословацких гимнастов.

Планомерное развитие спортивной жизни и постоянное расширение международных спортивных связей оказали стимулирующее воздействие на развитие науки в области физического воспитания. Н. Г. Озолин, М. Ф. Иваницкий, И. М. Саркизов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, К. В. Гра-дополов, А. Н. Крестовников, А. Д. Новиков и другие, продолжая и дальше свои исследования, за период с 1951 по 1958 год обобщили опыт развития физкультуры в Советском Союзе. Развивается теория физического воспитания в СССР, единая терминология, марксистская критика буржуазной идеологии в области спорта. На основе результатов проведенных исследований были разработаны перспективные программы тренировок, выпущена современная специальная учебная спортивная литература. Параллельно с вышеупомянутым изменилась и структура видов спорта. Наряду с легкой атлетикой, гимнастикой, тяжелой атлетикой, плаванием, бегом на лыжах и коньках, греблей и борьбой широкое распространение получили спортивные игры. Особенно успешно развивались футбол, баскетбол, водное поло и хоккей.

В результате усилий, предпринятых в интересах массовости в спортивной жизни, новый размах получило проведение спартакиад. В соответствии с принятым в январе 1955 года Постановлением Совета Министров СССР в августе 1956 года была проведена первая Спартакиада народов СССР, в финале которой 9244 спортсмена, представляющих 40 национальностей страны, померились силами по 20 видам спорта. На этом грандиозном мероприятии было установлено 32 всесоюзных рекорда. Среди них 9 результатов превысили ранее установленные мировые рекорды.

За десять лет, прошедших после декабрьского Постановления ЦК КПСС по вопросам развития спорта, число спортсменов в стране достигло 20 миллионов. В РСФСР, Казахстане, на Украине, в Литве, Киргизии их число увеличилось в три раза, а в Молдавии — в шесть раз. Значительных успехов развития добились лыжники, гимнасты, конькобежцы, велосипедисты, футболисты и баскетболисты. За 1949—1958 годы советские спортсмены установили 3594 рекорда, 666 из которых были выше мировых достижений. Было подготовлено 10 111 преподавателей физкультуры, 800 тысяч общественных тренеров и спортивных судей. В более чем тысяче спортивных школ занималось свыше 250 тысяч человек по 30 видам спорта. В план было включено трехкратное увеличение учебных часов занятий физкультурой. Это, однако, оказалось невозможным из-за нехватки спортивных сооружений. По данным ЮНЕСКО, за этот период было построено около 15 тысяч физкультурных залов и других крытых спортивных помещений. В то же время программа строительства спортивных объектов не могла идти в ногу с числом учащихся и желающих заниматься спортом. Не говоря и о том, что физкультурное воспитание не у каждого государственного органа и учреждения находило такое признание и такую поддержку, которых следовало бы от них ожидать.

Поэтому в обязанность органов культуры и здравоохранения, народного образования, врачей и преподавателей физкультуры в декретном порядке вменялось, чтобы среди находящейся под их наблюдением молодежи проводились следующие мероприятия:

а) утренняя зарядка дома;

б) зарядка перед началом учебных занятий в школах;

в) физкультурные перерывы в ходе теоретических учебных занятий;

г) пропаганда подвижных игр в перерывах между уроками;

д) создание групп лечебной физкультуры;

е) организация занятий массовыми видами спорта и туризмом в дни, свободные от школьных занятий;

ж) проведение в лагерях игр, турпоходов, викторин, способствующих физической закалке учащихся.

В конце 1950-х годов в советском физкультурном и спортивном движении вновь имело место значительное структурное изменение. Профсоюзные и вузовские спортивные организации слились с территориальными спортивными организациями. В спортивных обществах различных учреждений и профессий («Динамо», «Локомотив», «Спартак»), а также союзных республик («Труд», «Авангард») начали созревать новые условия общественного самоуправления.

Учитывая опыт Олимпиады в Мельбурне, в интересах облегчения олимпийской подготовки рекордсменов спорта финальные соревнования II Спартакиады народов СССР, запланированные на лето 1960 года, были перенесены на 1959 год. Это сделало возможным научную подготовку спортивной формы рекордсменов соревнований. Кроме того, финальные соревнования Спартакиады одновременно сыграли роль отборочных соревнований по подготовке к Олимпиаде. В мероприятиях Спартакиады 1959 года участвовало почти 40 млн. представителей всех национальностей Советского Союза. В программу республиканских и областных спартакиад были включены и местные народные игры — состязания.

6,5.1.2. Создание основ социалистической физической культуры в странах народной демократии (1945—1960)

Что касается традиционной физической культуры и уровня ее развития-то страны, вступившие после второй мировой войны на путь строительств: социализма, начали этот процесс с несравненно большими различиями, чем в свое время Советская Россия и присоединившиеся к ней союзные республики. Хронологическая отсрочка вступления на путь перестройки еще больше осложняла проблему развития физической культуры в единых рамках. Для того чтобы только почувствовать глубину данного вопроса, мы хотели отметить, что, например, в Югославии уже в 1944 году, в ГДР — в 1949 году, а на Кубе лишь в 1959 году были созданы народные спортивные организации. Однако существо данной исторической проблемы связано не с традициями, вышеуказанными различиями и хронологической последовательностью, а с претворением в жизнь общих черт и закономерностей, проявляющихся в процессе развития.

Первая общая черта: хотя они сами в себе несли своеобразные черты, вытекающие из традиций, уровня развития, из экономических и общественно-политических условий отдельных стран, однако в своей основе повсюду шаги в направлении социализма предпринимались в соответствии с общими определяющими закономерностями, вытекающими из внутренних условий и международной обстановки.

Вторая общая черта заключается в том, что демократические и социали­стические цели взаимосвязанно проявлялись также в революционном процес­се, «воплощенном» в области физической культуры.

Их третья общая черта проявляется в том, что поставленные задачи решались на основе как все большего осуществления руководящей роли коммунистических партий, так и широкой союзнической политики.

Их четвертая черта состоит в том, что процесс развития привел к качественным изменениям не только во внутреннем содержании физкультурного и спортивного движения отдельных стран, но и в их международной спортивной политике.

6.5.1.2.1. Региональные особенности в период народно-демократических революций

Анализируя конкретный процесс претворения в жизнь поставленных задач, мы не может также упускать из виду те вытекающие из исторического положения особенности, которые имели место в развитии физической культуры европейских и азиатских стран народной демократии.

В европейских государствах предпосылки социалистической перестройки были непосредственно связаны с победой, одержанной Советским Союзом над фашизмом. После освободительных боев даже в странах, имевших относительно развитую физическую культуру, остались лишь поврежденные или лежащие в руинах спортивные сооружения. Значительное число специалистов сбежало на Запад. Они захватили с собой движимое спортивное имущество и увезли трудновосполнимый опыт. И, несмотря на это, демократические преобразования начались сразу же после прекращения боевых действий.

Партии, объединившиеся в единые антифашистские фронты, создали народные спортивные органы. В Югославии и Болгарии были созданы «Центральные народные спортивные советы» (1944), в Румынии (1944) и Чехословакии (1945) — «Народные спортивные организации», в Венгрии — «Национальный спортивный комитет» (1945), а в Польше — «Управление по физическому воспитанию и спорту» (1946). Широкий состав нового руководящего аппарата включал в себя те антифашистские, но в то же время консервативно настроенные группы, которые в области физической культуры не хотели выходить за рамки буржуазного либерализма. 3 Чехословакии и Румынии временно также продолжали функционировать прежние руководящие спортивные органы. А в Венгрии, Болгарии и Польше главные отделы физкультуры министерств по делам религии и образования создали базу для приспособления к вышеуказанным старым рамкам. Практически в области физической культуры осуществлялось своеобразное «двоевластие». Народные спортивные органы опирались на молодежные организации рабочих партий и на получившее новый подъем рабочее движение. В то же время началось также создание специальных групп по делам физкультуры в профсоюзных советах.

После первых шагов, предпринятых в направлении социалистической перестройки, и в физкультурно-спортивном движении развернулась мировоззренческая и политическая борьба. Спортивное движение временно разобщилось и попало под руководство спортивных центров отдельных партий. Однако указанная раздробленность, вызванная партийной борьбой, была ликвидирована в течение относительно короткого времени. После объединения рабочих партий исчезла и разобщенность рабочего спортивного движения. Бывшие рабочие спортивные организации пополнились желающимизаниматься спортом юношами и девушками из всех слоев общества. В работу этих организаций включались также прогрессивно мыслящие спортивные специалисты» В процессе развертывания спортивной деятельности значительную роль играли созданные в то время спортивные отделы профсоюзных советов: в Венгрии, в частности, в сплоченности рабочего спортивного движения, в Чехословакии — в ликвидации твердо придерживающегося буржуазного пути развития объединения «Сокол», в Польше — в деле ослабления сети спортивных обществ, созданных на религиозной основе.

В годы борьбы за власть во всех странах народной демократии на передний план были выдвинуты имеющие политическую окраску физкультурные и спортивные парады и демонстрации. Молодежные организации взяли на себя шефство над развитием спорта на селе. Массовые акции, направленные на вовлечение людей в занятия спортом, ликвидировали «исключительный» характер различных спортивных обществ и отдельных видов спорта. После временного процветания, за исключением Польши, было уменьшено влияние церкви.

После «года перелома», точнее, после завершившихся в отдельных странах «нескольких лет перелома», партийные и правительственные органы передали в руки государственного руководства физкультурное движение. На основе советского опыта в Албании и Болгарии в 1948 году, в Румынии, Чехословакии и ГДР в 1949 году, а в Польше и Венгрии в 1950 году были созданы государственные комитеты по делам физкультуры и спорта.

Переходный период, помимо решения организационно-политических проблем, принес значительные успехи также в самом внутреннем развитии физической культуры. Народные спортивные органы предприняли большие усилия и в повышении уровня спортивной жизни. До 1950 года число включившихся в активную спортивную работу по сравнению с 1938 годом примерно утроилось. Их классовый состав изменился. По основным видам спорта были далеко превзойдены результаты, достигнутые еще до войны.

Были обновлены прежние программы школьного физического воспитания. (Первый переработанный план в Венгрии появился в 1945 году.) Ранее проводившиеся занятия гимнастикой действительно стали учебными занятиями по физическому воспитанию. В рамках этих занятий важное значение получили виды спорта, наиболее распространенные в той или иной стране: в Венгрии, например, легкая атлетика, народные танцы и игры с мячом; в Польше — туризм и легкая атлетика; в Болгарии — футбол и борьба. Плавание в то время из-за нехватки бассейнов еще не заняло соответствующего места. Сравнение в европейских странах народной демократии учебных планов, составленных в 1945—1948 гг., с прежними учебными планами вместе с тем свидетельствует также о половинчатости первых экспериментов в области реформы учебных занятий физкультурой.

Националистические и религиозные цели в области воспитания отошли на задний план. Их место заняли сформулированные в духе калокагатии «демократические», а также весьма вульгаризированные концепции. Однако при определении вопросов методики и в ходе разработки соответствующих требований придерживались копирования прежних взглядов. В то же время особенно бросалось в глаза то обстоятельство, что в составляемых под влиянием молодежных организаций программах физического воспитания в общежитиях, в уставах студенческих спортивных секций на передний план выдвигались вопросы повседневной физической закалки, а также идеи о всесторонне развитом человеке.

В азиатских странах народной демократии, за исключением Монголии, не было возможности мирного развития. После окончания войны с Японией началась народно-демократическая революция в Китае, Корее и Вьетнаме, однако разразившиеся гражданские войны, а затем иностранные вооруженные интервенции придали развитию физкультуры абсолютно иной характер, чем в Европе. Формирование здесь новой физической культуры происходило в процессе социальной революции, переплетавшейся с борьбой за национальную независимость. За исключением Кореи, эти страны не располагали спортивным активом из рабочих, поэтому в данной области организационная работа проводилась коммунистическими партиями, главным образом используя армию. Наиболее быстрое развитие спорт получил в Северной Корее, где уже в 1945 году были созданы народные спортивные органы. Было преобразовано школьное физическое воспитание, сохранявшее черты японского милитаризма. Наряду с гимнастикой и военно-спортивными занятиями на местности получили распространение народные спортивные игры и другие современные виды спорта. Началось также создание спортивных обществ. В 1947 году на Всемирном фестивале молодежи в Праге корейская футбольная команда заняла первое место. В Монголии в 1947 году учреждения, занимавшиеся вопросами физической культуры, были переданы под государственное руководство. Одновременно с этим в школах ввели обязательные занятия физкультурой и приступили к развертыванию движения за получение спортивного значка ГТО. Всемирный фестиваль молодежи в Праге впервые предоставил монгольским спортсменам возможность участвовать в международных соревнованиях. В Китайской Народной Республике с 1949 года, а в Демократической Республике Вьетнам лишь с 1954 года начали развиваться физкультура и спорт. В этих двух странах не было переходного периода развития. После свержения власти гоминьдана и разгрома интервентов физкультура и спорт были переданы под государственное руководство.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: