double arrow

Биогенетический подход: Э. Геккель, С. Холл, 3. Фрейд


В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории "рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и тео­рия психосексуального развития 3. Фрейда.

Теории рекапитуляцииутверждают, что человеческий орга­низм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни мил­лионов лет, от простейших одноклеточных существ до перво­бытного человека (Э.Геккель). Однако другие ученые рас­ширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. С. Холл полагал, что если зародыш за 9 ме­сяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного суще­ства до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до совре­менной культуры.

Наиболее ярко эта мысль была развита К. Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости:

1. Период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а максимума в разви­тии достигает в 3 года.




2. Период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жесто­кость, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты прояв­ляет в возрасте 7 лет.

3. Период пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши,подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится 10 лет.

4. Земледельческий период. Преобладающей страстью ре­бенка является садоводство. Продолжается с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

5. Промышленно-торговый период. На первый план высту­пают денежные интересы. Любимые занятия — обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального развития достигает в 18-20 лет.

Основы психоаналитического подходак пониманию разви­тия психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856-1939), Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей орга­низма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессив­ных. Именно бессознательное изначально противостоит обще­ству. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.



Личность человека, по Фрейду, включает в себя три струк­турных компонента, которые возникают неодновременно:

1. Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имея врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержи врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энерге­тическую основу психического развития.

2. Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руковод­ствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, что­бы его инстинктивные требования были удовлетво­рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между инди­видом и социумом в течение жизни должен ослабевать,

3. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

Социогенетический подход:







Сейчас читают про: