Панорама современной философии. 1. Фрейдизм и современная культура

(окончание)

1. Фрейдизм и современная культура

2. Экзистенциализм

1. Родоначальником фрейдизма является Зигмунд Фрейд. Его величайшей заслугой стало открытие метода исследования бессознательной сферы человеческой психики. Этот метод получил название психоанализ.

О существовании у человека бессознательной сферы психики догадывались задолго до Фрейда. Но именно он сделал бессознательное предметом своего изучения. Он «впервые установил, что неврозы определяются внутренними процессами и имеют определенный смысл, нужно лишь найти ключ к их пониманию»[185]. Таким ключом стал психоанализ.

Говоря о вкладе, который внес Фрейд в современную науку, Э. Фромм писал: «Научившись понимать процессы, происходящие в подсознании, Фрейд пришел к открытию, которое проливает свет на поведение человека в повседневной жизни. Это позволило ему объяснить такие явления, как внезапное исчезновение чего-то из памяти, оговорки»[186]. По мнению Фрейда, оговорки «не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл»[187]. В оговорках бессознательное «выдает» себя, как бы «проговариваясь».

Открытие сферы бессознательного и выяснение его роли в жизненном процессе позволили Фрейду подойти к пониманию человека как сложного образования. По его мнению, в основе человеческого сознания лежит «Оно». «Оно» - это глубокий слой бессознательных влечений, над которым надстраиваются остальные элементы. Прежде всего «Я». «Я» - это сфера сознательного, которое оказывается всего лишь всадником, который оседлал норовистое животное и не дает ему бежать туда, куда ему захочется. Над «Я» надстраивается «Сверх-Я». «Сверх-Я» - это сфера долженствования, моральная цензура общества. Таким образом, «Я» оказывается между «Оно» и «Сверх-Я». “Я» находится в зависимости и от «Оно», и от «Сверх-Я».

В этом случае внутренний мир человека предстает как арена борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Содержанием этой борьбы, по Фрейду, выступают сексуальные устремления человека. Определив человека как эротическое существо, он «через призму сексуальности попытался осветить буквально все процессы индивидуально-личностного и культурно-социального характера»[188].

По его теории, первичным источником активности человека выступает сексуальный инстинкт, сексуальная энергия. Сексуальная энергия получила название «либидо» [189]. Эта энергия стремится найти выход и реализоваться в каких-то сексуальных действиях. Однако моральная цензура общества («Сверх-Я») не всегда дает выход этой энергии. «Либидо» подавляется и направляется в другое русло. Отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели (получения удовольствия и продолжения рода) Фрейд назвал «сублимацией» [190].

Согласно Фрейду, человечество обязано своими достижениями прежде всего сублимации. Именно она оказалась главной причиной творчества.

Однако эти воззрения были впоследствии уточнены Фрейдом. Этому в немалой степени способствовали работы К.Г. Юнга. Он «выступил против трактовки человека как эротического существа и предпринял более глубокую дифференциацию фрейдовского «Оно»[191]. Изыскания Юнга заставили Фрейда пересмотреть ряд положений.

По новой версии, сексуальный инстинкт есть одно из проявлений более широкого инстинкта жизни. Он обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей человека. Кроме инстинкта жизни, Фрейд выделил инстинкт смерти. Его цель – восстановить состояние, нарушенное возникновением жизни. Инстинкт смерти лежит в основе деструктивного поведения, имеющего целью разрушить все «чужое». Инстинкт жизни и инстинкт смерти определяют все человеческое существование.

С этой точки зрения, смысл человеческой культуры лежит в борьбе между жизнью (Эросом) и смертью (Танатосом). Вследствие этого развитие культуры можно было бы назвать борьбой человеческого рода за существование.

Таким образом, идеи, выдвинутые Фрейдом, раскрывают его как мыслителя первой величины. Он совершил колоссальный прорыв в постижении того, что есть человек, обратив серьезное внимание на сексуальную сферу человеческой жизни. Современная культура впитала в себя идеи Фрейда. Эротика стала полагаться в качестве неотъемлемой стороны человеческого бытия. Понимание мира людей дополнилось новыми гранями, которые обогатили его содержание.

2. Проблемы человека оказались также в поле зрения такого направления в философии, как экзистенциализм. Название «экзистенциализм” происходит от латинского слова «экзистенция», что означает «существование». Экзистенциализм – это философия существования человека. Его яркими представителями были Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю.

Они исходили из того, что «человек не определяется никакой шкалой: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью»[192]. Имеет значение только существование человека, существование «здесь и теперь». Отсюда ставилась и задача философии: анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности переживаний.

Однако человек не только живет и переживает свое существование. Он еще сознает свое существование. Человек может сказать: «Я есть». Поэтому человек выступает как самопознающее бытие.

Но человек живет в зыбком и неустойчивом мире. Кроме того, он есть конечное существо, существование которого ограничено во времени. А если так, то, по мнению представителей экзистенциализма, наиболее соответствующим знанием о себе является знание смерти.

Представление о смерти как самоочевидной границе человеческого существования занимает в экзистенциализме важное место. Бытие человека полагается как бытие к смерти. Поэтому человек не должен убегать от сознания своей смертности. Напротив, сознание смертности должно быть напоминанием человеку о его конечности. В момент смерти «завеса бытия несколько приподнимается»[193], и человек начинает понимать действительное положение вещей.

Смерть – не единственное предельное обстоятельство. В своей жизни человек постоянно попадает в затруднительные ситуации. В экзистенциализме они получили название «пограничных ситуаций». Именно «пограничные ситуации» ставят человека перед необходимостью выбора. Человек должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности. Это дало основание Сартру сказать, что человек сам себя выбирает. Данное положение несет в себе мощный гуманистический заряд. Только от человека зависит, каким он будет. Сделанный выбор – это воля человека в действии. Но это именно воля человека, который сам выбирает свой путь.

Экзистенциализм обращает большое внимание на уникальность каждого человека. «Экзистенция» выражает единственность, неповторимость, уникальность каждого человека и его судьбы»[194]. Человеческое бытие никогда не есть то, что оно есть, и есть то, что оно не есть. Это нужно понимать так: ничто не сообразно человеку в мире. Ни к чему он не может быть сведен. Человек есть причина самого себя.

Способность человека творить самого себя является следствием «фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы»[195]. С точки зрения представителей экзистенциализма, человек есть свобода. Человек свободен именно потому, что он не определяется никакой «природой». Только от самого человека зависит, каким он будет.

Человек свободен совершенно. Его свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать. Делая выбор, человек реализует себя в качестве свободного существа.

Отсюда делался вывод о том, что человек должен полагаться на самого себя. Никакие внешние указания, мнения авторитетов не должны быть для человека обязательными. Только сам человек может для себя решить, как ему быть. Не случайно Сартр стал одним из вдохновителей студенческого движения 1968 года.

Таким образом, экзистенциализм не только обратил свой взор к человеку, но и помог ему лучше осознать многие важные грани его бытия. Он акцентировал внимание на таких важных вопросах, как уникальность каждой личности, ее свободе, важности выбора своего жизненного пути. Человек предстал как самопознающее и самореализующееся существо, которое есть причина самого себя.

Человек как становящееся и саморазвивающееся существо должен прислушаться к себе и построить свою жизнь сам. При этом важно знать, что первичным является существование человека. Существуя на земле, человек обретает свою сущность, а значит – самого себя.

Сказанное позволяет глубже и точнее понять слова Сартра о том, что экзистенциализм – это гуманизм[196]. Действительно, экзистенциализм – это философия, которая стремится помочь человеку на его жизненном пути. В жизни бывает разное, но человек должен знать, что только он сам может сделать свою жизнь. Человек всегда должен полагаться на самого себя. В этом кроется одна из мудростей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: