Учение как вид деятельности

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. С. Л. Рубинштейн выделил учение в особый вид деятельности: «...учение выделяется как особый вид деятельности, для которого научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью».

Специфика человеческой личности развивается на основе приобретения человеком опыта человечества в форме индивидуального усвоения. Развитие личности человека, специфически человеческих способностей совершается в процессе усвоения общественного опыта, закрепленного в средствах производства, книгах, языке и др. Передача этого опыта осуществляется в процессе специально организованных видов совместной деятельности старшего и младшего поколений -- обучения и воспитания.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, обучение и воспитание ребенка:

1) есть не что иное, как особый вид присвоения и воспроизведения им общественно-исторически заданных способностей;

2) необходимые формы и единый процесс его психического развития.

Исследуя мотивационно-целевой аспект деятельности, А. Н. Леонтьев раскрыл реальный смысл учения для ученика -- отношение его к изучаемому предмету. Решающая роль личностного смысла усваиваемых знаний определяет сознательность учебной деятельности и приоритет воспитания над обучением. Воспитание человека рождает мотивы учения и формирует его настоящий смысл.

Выделяя общение старшего поколения с младшим в качестве необходимого условия усвоения общественного опыта, А. Н. Леонтьев фактически обозначил подход к учению как к коммуникативной деятельности. «Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, потому что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом, во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: