Индивидуально-типологические различия

В развитии зрительно-вербальных функций у дошкольников

При оценке готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда уделяют достаточно внимания анализу развития зрительно-вербальных функций. Нередко можно услышать или прочитать, что зрительные функции развиваются в раннем детстве и их недоразвитие встречается редко. Насколько оправданно такое мнение?
Исследование детей старшей группы детского сада и первоклассников с использованием нейропсихологических методик позволило обнаружить у 15–20% детей трудности в развитии и обучении. Наличие таких трудностей необходимо учитывать при обучении в школе.
Работая над развитием речи детей, учителя и логопеды немало внимания обращают на их способность к словесным обобщениям. Так, в теме «Растения» отрабатываются понятия «деревья — кустарники — цветы — травы». Наш опыт показывает, что эти слова являются наиболее освоенными. В то же время большинству детей неизвестны отличия дуба от березы, осины, липы. Образы растений у детей аморфны, недифференцированны. Словарь беден или выхолощен, за конкретным словом не стоит конкретный образ. Все это является проявлением слабости развития зрительно-вербальных или, иными словами, вербально-перцептивных функций.
Обычно в ответ на это утверждение следуют вопросы: «А почему вы думаете, что дело в развитии функции? Может быть, ребенку не показывали березу и дуб или не обращали внимания на их различия?»
Несформированность функции отличается от случайной неосведомленности в какой-то конкретной области системностью — связью обнаруженного факта (симптома) с другими фактами. В нейропсихологии разработан системный анализ состояния высших психических функций (ВПФ). В нашей работе применялись нейропсихологические методы исследования состояния зрительно-вербальных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: