Начиная изучать отдельные психические процессы, необходимо уяснить, что в личности все стороны психики теснейшим образом связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии. Так, ощущения включены в процесс восприятия. Восприятие опосредовано прошлым опытом и знаниями человека, удержанными его памятью. Осмысленное запоминание обеспечивается деятельностью мышления и речи. Психическая деятельность человека регулируется его волей. Однако для более глубокого проникновения в сущность каждого психического процесса необходимо выделять его из общей структуры познавательной деятельности человека.
Психика человека не является простой суммой отдельных процессов и свойств, поскольку отдельные процессы и свойства не являются простыми, независимыми друг от друга. Психика каждого конкретного человека едина, целостна. Это обусловливается, во-первых, внешней средой как природной, так и социальной, в которой взаимодействует человек в целом, а не его отдельные черты и качества; во-вторых, в основе всех психических явлений лежит высшая нервная деятельность головного мозга, функционирующего как сложное, но единое, целостное образование.
|
|
Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия.
При работе над темой «Ощущения и восприятие» надо обратить внимание на следующие положения:
1. Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предметов.
2. Ощущения возникают только при непосредственном воздействии на анализаторы человека раздражителей, т. е. предметов и явлений действительности, а также раздражителей, исходящих из самого организма. Достоверность знаний, полученных через ощущения, проверяется практикой, деятельностью человека, в которой он использует эти знания.
3. В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.
4. В основе ощущений лежит рефлекторная деятельность мозга. Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию. Благодаря прямой и обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
5. Для понимания природы ощущений важны вопросы о соотношении раздражения и ощущения (пороги чувствительности), причины и условия изменения чувствительности.
6. В процессе познавательной деятельности образуются связи между ощущениями и предметами, постоянно их вызывающими. Ощущения становятся для человека сигналами определенных признаков предметов и ситуаций действительности и их состояний. Предметная соотнесенность ощущений человека принципиально отличает их от ощущений любого животного.
|
|
7. Важно значение слова в ощущениях. Название свойства предмета обеспечивает его выделение, способствует развитию тонкой дифференцировки ощущений.
8. Велико значение деятельности человека в развитии его ощущений. Любая деятельность предъявляет определенные требования к точности и тонкости ощущений, без которых она не может быть успешно выполнена. Способности и интересы человека, его активность влияют на развитие его чувствительности.
9. Развитие ощущений является не только необходимым условием познавательной деятельности человека, с ним связана и такая важная сторона формирования личности, как развитие эстетических чувств и вкусов человека, так как человек определенным образом относится к тому, что он познает.
10. Важно понять сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.
11. Образ, возникающий в сознании человека при восприятии, включает в себя отражения отдельных свойств предмета, прошлый опыт, знания о данном предмете, отношение к нему.
12. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свойство восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явления в нашем сознании возникает его целостный образ во взаимоотношении и взаимосвязи составляющих его частей и сторон.
13. Восприятие и ощущение имеют рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на пространственные отношения между ними.
14. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Осмысленность и обобщенность являются свойствами восприятия человека.
15. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого воспринимаемого объекта (окраска, четкость контура и т. д.), условиями, в которых происходит восприятие, особенностями личности воспринимающего человека — его направленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в момент восприятия.
16. Вопрос об иллюзиях — ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение человека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неумение правильно установить соотношение частей в целом при восприятии.
17. Важным в этой теме является вопрос развития наблюдательности как свойства личности.
Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Целенаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целенаправленно, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправленной перцептивной деятельностью — наблюдением.
18. Необходимо сделать вывод: первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются последовательные образы. Однако их роль для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что спустя длительное время, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван человеком. Это явление получило название «представление».
|
|
Таким образом, представление — это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Функции представлений: сигнальная, регулирующая, настроечная.
Особенности представлений:
· обобщенность образов;
· схематичность;
· привязанность к конкретным условиям;
· высокая степень осмысленности;
· уточненность образов;
· относительная полнота образов.
Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж); слуховые (представления музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-либо запаха); осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее); двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
Представления различаются по степени обобщенности и бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными.
Единичные представления основаны на восприятии одного определенного предмета. Общие — это представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите источники наших ощущений и восприятий.
2. Человек, почти полностью лишенный возможности ощущать окружающий мир, впадает в сонное состояние. Объясните причину этого.
3. Возможно ли существование ощущений вне мозга человека?
4. В случае потери слуха у человека обостряется зрение и деятельность других анализаторов. Дать объяснение этим фактам.
5. Доступны ли для познания ощущения одного человека другому человеку?
6. Как влияют на ощущения и восприятие человека его потребности, интересы, знания, цели, убеждения?
7. Необходимо ли учиться восприятию или это врожденная способность человека?
8. Врожденной или приобретенной в опыте является способность человека к объективации восприятий?
|
|
9. По какой причине восприятия человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?
10. Как можно доказать, что восприятия независимы от тех предметов, которые в них отражаются?
11. Приведите примеры активности восприятия.
12. Объясните факты полного несовпадения образа вещи в восприятии с действительностью.
13. Какие вы знаете классификации представлений? Охарактеризуйте основные виды представлений.
14. В чем проявляются индивидуальные особенности представлений?
15. Какова роль представлений в регуляции поведения человека?