Рекомендации к работе над темой. Начиная изучать отдельные психические процессы, необходимо уяснить, что в личности все стороны психики теснейшим образом связаны между собой

Начиная изучать отдельные психические процессы, необходимо уяснить, что в личности все стороны психики теснейшим образом связаны между собой, на­хо­дятся в постоянном взаимодействии. Так, ощущения включены в процесс восп­ри­я­тия. Восприятие опосредовано прошлым опытом и знаниями человека, удер­жан­ны­ми его памятью. Осмысленное запоминание обеспечивается деятельностью мыш­ле­ния и речи. Психическая деятельность человека регулируется его волей. Однако для более глубокого проникновения в сущность каждого психического процесса необ­ходимо выделять его из общей структуры познавательной деятельности чело­ве­ка.

Психика человека не является простой суммой отдельных процессов и свойств, поскольку отдельные процессы и свойства не являются простыми, неза­ви­си­мыми друг от друга. Психика каждого конкретного человека едина, целостна. Это обус­ловливается, во-первых, внешней средой как природной, так и социальной, в кото­рой взаимодействует человек в целом, а не его отдельные черты и качества; во-вторых, в основе всех психических явлений лежит высшая нервная дея­тель­ность головного мозга, функционирующего как сложное, но единое, целостное образование.

Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начи­на­ется с рассмотрения процессов ощущения и восприятия.

При работе над темой «Ощущения и восприятие» надо обратить внимание на сле­дующие положения:

1. Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о ка­чест­вах предметов.

2. Ощущения возникают только при непосредственном воздействии на ана­ли­за­то­ры человека раздражителей, т. е. предметов и явлений действительности, а так­же раздражителей, исходящих из самого организма. Достоверность знаний, полу­ченных через ощущения, проверяется практикой, деятельностью человека, в ко­торой он использует эти знания.

3. В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат фи­зио­логические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в боль­ших полушариях мозга.

4. В основе ощущений лежит рефлекторная деятельность мозга. Воздействия внеш­­ней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызы­ва­ют ответную реакцию. Благодаря прямой и обратной связи между рецеп­то­ром и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятель­ность внутренних органов и органов движения.

5. Для понимания природы ощущений важны вопросы о соотношении разд­ра­жения и ощущения (пороги чувствительности), причины и условия изменения чувст­вительности.

6. В процессе познавательной деятельности образуются связи между ощуще­ния­ми и предметами, постоянно их вызывающими. Ощущения становятся для че­ло­ве­ка сигналами определенных признаков предметов и ситуаций действительности и их состояний. Предметная соотнесенность ощущений человека прин­ци­пи­аль­но отличает их от ощущений любого животного.

7. Важно значение слова в ощущениях. Название свойства предмета обес­пе­чи­ва­ет его выделение, способствует развитию тонкой дифференцировки ощущений.

8. Велико значение деятельности человека в развитии его ощущений. Любая дея­тель­ность предъявляет определенные требования к точности и тонкости ощу­ще­ний, без которых она не может быть успешно выполнена. Способности и инте­ресы человека, его активность влияют на развитие его чувствительности.

9. Развитие ощущений является не только необходимым условием поз­на­ва­тель­ной деятельности человека, с ним связана и такая важная сторона фор­ми­ро­ва­ния личности, как развитие эстетических чувств и вкусов человека, так как человек определенным образом относится к тому, что он познает.

10. Важно понять сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощу­ще­ния отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.

11. Образ, возникающий в сознании человека при восприятии, включает в себя от­ра­жения отдельных свойств предмета, прошлый опыт, знания о данном пред­ме­те, отношение к нему.

12. Одним из основных свойств восприятия является его целостность. Это свой­ст­­во восприятия выражено в том, что при воздействии на нас предмета или явле­ния в нашем сознании возникает его целостный образ во взаи­мо­от­но­ше­нии и взаи­мосвязи составляющих его частей и сторон.

13. Восприятие и ощущение имеют рефлекторную основу. В процессе восприятия мы реагируем не только на воздействие различных качеств и частей предмета, но и на пространственные отношения между ними.

14. Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием мышления. Ос­мыс­ленность и обобщенность являются свойствами восприятия человека.

15. Избирательный характер восприятия обусловлен свойствами самого вос­при­ни­мае­мого объекта (окраска, четкость контура и т. д.), условиями, в которых про­ис­­ходит восприятие, особенностями личности воспринимающего человека — его на­правленностью, интересами, опытом, задачей, стоящей перед человеком в мо­мент восприятия.

16. Вопрос об иллюзиях — ошибках восприятия — нельзя рассматривать отдельно от его особенностей. Иллюзию могут вызвать сложившееся ранее отношение че­ловека к воспринимаемому, недостаток опыта и специальных знаний, неу­ме­ние правильно установить соотношение частей в целом при восприятии.

17. Важным в этой теме является вопрос развития на­блю­да­тель­но­сти как свойства лич­ности.

Восприятие человека всегда связано с его деятельностью и включено в нее. Це­ленаправленные действия требуют преднамеренного, активного восприятия. В деятельности возникает и развивается умение воспринимать целе­нап­ра­в­лен­но, планомерно, систематически. Восприятие само становится целенаправлен­ной перцептивной деятельностью — наблюдением.

18. Необходимо сделать вывод: первичную информацию об окружающем ми­ре мы по­лучаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, воз­ни­каю­щее в на­ших органах чувств, не исчезает бесследно в то мгновение, когда прек­ра­щается действие на них раздражителей. После этого возникают и в тече­ние неко­торого времени сохраняются последовательные образы. Однако их роль для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного боль­шее зна­чение имеет тот факт, что спустя длительное время, образ этого пред­ме­та мо­жет быть снова — случайно или намеренно — вызван человеком. Это яв­ле­ние получило название «представление».

Таким образом, представление — это процесс воссоздания (вос­про­из­ве­де­ния) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воз­дей­ствовали на наши органы чувств.

Функции представлений: сигнальная, регулирующая, настроечная.

Особенности представлений:

· обобщенность образов;

· схематичность;

· привязанность к конкретным условиям;

· высокая степень осмысленности;

· уточненность образов;

· относительная полнота образов.

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задей­ст­во­ва­ны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж); слуховые (пред­став­ления музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-либо запа­­ха); осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее); дви­гательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.

Представления различаются по степени обобщенности и бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными.

Единичные представления основаны на восприятии одного определенного пред­­мета. Общие — это представления, обобщенно отражающие ряд сходных пред­метов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите источники наших ощущений и восприятий.

2. Человек, почти полностью лишенный возможности ощущать окружающий мир, впа­дает в сонное состояние. Объясните причину этого.

3. Возможно ли существование ощущений вне мозга человека?

4. В случае потери слуха у человека обостряется зрение и деятельность других ана­лизаторов. Дать объяснение этим фактам.

5. Доступны ли для познания ощущения одного человека другому человеку?

6. Как влияют на ощущения и восприятие человека его потребности, интересы, зна­ния, цели, убеждения?

7. Необходимо ли учиться восприятию или это врожденная способность чело­ве­ка?

8. Врожденной или приобретенной в опыте является способность человека к объек­тивации восприятий?

9. По какой причине восприятия человека нельзя рассматривать как зеркальную ко­пию того, что существует вне нас?

10. Как можно доказать, что восприятия независимы от тех предметов, которые в них отражаются?

11. Приведите примеры активности восприятия.

12. Объясните факты полного несовпадения образа вещи в восприятии с дейст­ви­тель­ностью.

13. Какие вы знаете классификации представлений? Охарактеризуйте основные ви­ды представлений.

14. В чем проявляются индивидуальные особенности представлений?

15. Какова роль представлений в регуляции поведения человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: