1. Тему «Естественнонаучные основы психологии» студентам рекомендуется изучать по учебникам, указанным в списке основной литературы по предмету, а также по трудам И. М. Сеченова и И. П. Павлова (список рекомендуемой литературы).
2. Опираясь на определение психики как особого свойства высокоорганизованной материи, функции мозга, заключающейся в отражении реального мира, необходимо осмыслить вытекающие из него важные методологические выводы. Во-первых, психика не тождественна материи, она лишь одно из ее свойств и, следовательно, вторична по отношению к материи. т. е. она обусловлена, производна, зависима от своего материального носителя — мозга; кроме того, будучи отражением, образом предметов материального мира, она зависит от этого мира. Наконец, психика вторична в том смысле, что ее появлению исторически предшествует развитие материи, длительная эволюция живых организмов на Земле.
Признание вторичности психических явлений, их производности от материи лежит в основе важнейшего в психологии принципа детерминизма. В философском понимании детерминизм — это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. В качестве принципа психологии — это «учение о материальной причинной обусловленности всех явлений действительности, включая и явления психические».
|
|
Во-вторых, наши чувства, мысли, память, знания, воля и т. д., являясь продуктами материального мозга, его свойствами и функцией, не могут быть названы материей или наделены атрибутами материальности. Им внутренне присущи «невидимость», «неощутимость», внепространственность, недоступность чувственному восприятию.
Сознание — идеально, а не материально. Характеристика идеальности относится к продукту, результату психической деятельности, т. е. к образу или идее в их отношении к материальному. Образ вещи в нашем сознании по отношению к самой вещи — идеален. Идеальное реально существует, но это не объективная, а субъективная реальность. Идеальное — это характеристика специфического способа бытия объекта, представленного (отраженного) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.
Мозг отражает окружающий нас мир не сам по себе, а это делает человек как живое социальное существо со своими устремлениями, желаниями, знаниями и т. д. В силу этого психические образы неизбежно включают в себя элемент субъективности, так или иначе, зависят от субъекта, его прошлого и настоящего. Психика человека, в отличие от объективной реальности внешнего мира, — реальность субъективная, существует только в голове человека как его внутренний мир, как продукт его отражательной деятельности. Поэтому любое ощущение, мысль несут в себе черты, отпечаток субъекта (человека), его опыта, потребностей, установок, мотивов, и т. п.
|
|
3. Необходимо уяснить природу психики, выявив характер ее взаимосвязи с мозгом как своим материальным носителем. Известные диалектико-материалистические установки по данному вопросу необходимо дополнить более конкретным современным естественно научным материалом и его философскими истолкованиями. С новейшими исследованиями по данной проблеме можно ознакомиться, изучив соответствующие главы учебника Р. С. Немова «Общие основы психологии».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Как можно доказать вторичность психического?
2. В чем заключается рефлекторный характер психики?
3. Что представляет собой центральная нервная система человека и каковы ее функции?
4. В чем ценность учения И. П. Павлова об условных рефлексах и второй сигнальной системе для психологии?
5. Почему психика человека не сводится к функциям мозга как природного тела?
6. Верно ли утверждение, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, обладающий мозгом?
7. Зная строение мозга и характер протекающих в нем физиологических процессов, можно ли судить о том, что думает человек, какие замыслы возникают в его сознании, кому он симпатизирует, а кого ненавидит?
8. Какие ошибочные выводы следуют из утверждения, будто психика человека тождественна физиологической деятельности мозга?
9. Доказано, что нейро-физиологические свойства человека наследуются генетически. Почему нельзя то же самое сказать о наследовании психических свойств человека?
10. Кто является субъектом и что является органом психической деятельности? Схематично изобразите локализацию основных функций в коре головного мозга.
11. Выписать примеры, иллюстрирующие положение о связи мозга и психики (Лурия А. Р. Мозг и психика: Хрестоматия по психологии. 1987. 83 с.).