Рекомендации к работе над темой. 1. Тему «Естественнонаучные основы психологии» студентам рекомендуется изу­чать по учебникам, указанным в списке основной литературы по предмету

1. Тему «Естественнонаучные основы психологии» студентам рекомендуется изу­чать по учебникам, указанным в списке основной литературы по предмету, а так­же по трудам И. М. Сеченова и И. П. Павлова (список рекомендуемой литературы).

2. Опираясь на определение психики как особого свойства высо­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной материи, функции мозга, заключающейся в отражении реального мира, необ­ходимо осмыслить вытекающие из него важные методологические выводы. Во-первых, психика не тождественна материи, она лишь одно из ее свойств и, сле­до­вательно, вторична по отношению к материи. т. е. она обусловлена, производна, зави­сима от своего материального носителя — мозга; кроме того, будучи отра­же­ни­ем, образом предметов материального мира, она зависит от этого мира. Нако­нец, психика вторична в том смысле, что ее появлению исторически предшествует раз­витие материи, длительная эволюция живых организмов на Земле.

Признание вторичности психических явлений, их производности от материи ле­жит в основе важнейшего в психологии принципа детерминизма. В фило­соф­ском понимании детерминизм — это учение об объективной закономерной взаи­мо­свя­зи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. В ка­чест­­ве принципа психологии — это «учение о материальной причинной обусловленности всех явлений действительности, включая и явления психические».

Во-вторых, наши чувства, мысли, память, знания, воля и т. д., являясь про­дук­тами материального мозга, его свойствами и функцией, не могут быть названы ма­те­рией или наделены атрибутами материальности. Им внутренне присущи «неви­ди­мость», «неощутимость», внепространственность, недоступность чувственному восп­риятию.

Сознание — идеально, а не материально. Характеристика идеальности отно­сит­ся к продукту, результату психической деятельности, т. е. к образу или идее в их отно­шении к материальному. Образ вещи в нашем сознании по отношению к самой вещи — идеален. Идеальное реально существует, но это не объективная, а субъек­тивная реальность. Идеальное — это характеристика специфического спо­со­ба бытия объекта, представленного (отраженного) в психическом мире и жиз­не­дея­тельности субъекта.

Мозг отражает окружающий нас мир не сам по себе, а это делает человек как жи­вое социальное существо со своими устремлениями, желаниями, знаниями и т. д. В силу этого психические образы неизбежно включают в себя элемент субъек­тив­ности, так или иначе, зависят от субъекта, его прошлого и настоящего. Психика чело­века, в отличие от объективной реальности внешнего мира, — реальность субъек­тивная, существует только в голове человека как его внутренний мир, как про­дукт его отражательной деятельности. Поэтому любое ощущение, мысль несут в себе черты, отпечаток субъекта (человека), его опыта, потребностей, установок, моти­вов, и т. п.

3. Необходимо уяснить природу психики, выявив характер ее взаимосвязи с моз­гом как своим материальным носителем. Известные диалектико-мате­риа­ли­сти­че­ские установки по данному вопросу необходимо дополнить более конкретным совре­менным естественно научным материалом и его философскими истол­ко­ва­ни­ями. С новейшими исследованиями по данной проблеме можно ознакомиться, изу­чив соответствующие главы учебника Р. С. Немова «Общие основы пси­хо­ло­гии».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как можно доказать вторичность психического?

2. В чем заключается рефлекторный характер психики?

3. Что представляет собой центральная нервная система человека и каковы ее функции?

4. В чем ценность учения И. П. Павлова об условных рефлексах и второй сигналь­ной системе для психологии?

5. Почему психика человека не сводится к функциям мозга как природного тела?

6. Верно ли утверждение, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, обла­даю­щий мозгом?

7. Зная строение мозга и характер протекающих в нем физиологических про­цес­сов, можно ли судить о том, что думает человек, какие замыслы возникают в его сознании, кому он симпатизирует, а кого ненавидит?

8. Какие ошибочные выводы следуют из утверждения, будто психика человека тож­дественна физиологической деятельности мозга?

9. Доказано, что нейро-физиологические свойства человека наследуются гене­ти­че­ски. Почему нельзя то же самое сказать о наследовании психических свойств че­ловека?

10. Кто является субъектом и что является органом психической деятельности? Схе­матично изобразите локализацию основных функций в коре головного моз­га.

11. Выписать примеры, иллюстрирующие положение о связи мозга и психики (Лу­рия А. Р. Мозг и психика: Хрестоматия по психологии. 1987. 83 с.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: