Денисов Юрий Петрович

к.полит.н., доцент

Омский государственный медицинский университет

Кафедра истории Отечества и экономики

Ключевые слова: коллективная память, интернет-коммуникация, репрезентация, образ Великой Отечественной войны, социальная сеть, киберсоциализация

Сегодня считается практически общепризнанным, что колоссальную роль в процессах формирования и поддержания культурной идентичности играет коллективная память. Она исследуется с разных позиций и в разных измерениях.

Именно память передаёт нам информацию о прошлом. Однако память о прошлом, как отмечает Ж.Т. Тощенко, «не только актуализирована, но и избирательна она нередко делает акценты на отдельные исторические события, игнорируя другие» [1, с. 12]. С одной стороны, глубже всего в исторической памяти отпечатываются образы прошлого, которые были связаны с наиболее масштабными, яркими, переломными событиями, кардинально повлиявшими на весь ход мировой истории. С другой стороны, наиболее рельефно в коллективной памяти высвечиваются образы событий, явлений, феноменов, коснувшихся большинства членов общества и каждого из них отдельно. Чаще всего это образы войн, глобальных социально-политических катаклизмов, великих катастроф и великих побед. К числу таких образов в российской исторической памяти, безусловно, относится образ Великой Отечественной войны.

Особую роль этому образу придаёт то, что он не только репрезентируется в текстах, созданных в рамках политического, публицистического или научного дискурсов, он усваивается практически каждым членом социума с детства под влиянием устной традиции. Именно в детстве проходит важнейший этап социализации, в ходе которого человек усваивает большую часть информации об окружающем его мире, в том числе и о прошлом. Французский историк, погибший в Бухенвальде, Морис Хальбвакс писал в этой связи: «Ребенок также находится в контакте со своими дедушками и бабушками, и через них он дотрагивается до еще более отдаленного прошлого» [2]. По этой причине образы, которые усваивает каждый из членов общества в детстве от представителей старшего поколения, обладают повышенной значимостью для коллективной памяти.

Однако в современном мире образы прошлого репрезентируются в коллективное сознание не только при помощи устных рассказов, научных и публицистических текстов. Автор концепции «мест памяти» Пьер Нора, говоря о всплеске значения национальной памяти во всех сферах жизни, новой организации памяти и вхождении общества в «мемориальную эпоху», обратил внимание на два эффекта, которые повлёк за собой «расцвет памяти». Во-первых, он отметил интенсификацию «использования прошлого» в политических и экономических целях. Во-вторых, он констатировал утрату монополии историка на интерпретацию прошлого и привилегии «устанавливать факты, обращаться с доказательствами, наделять истинностью», которая теперь оказывается в руках у многих участников процесса, в том числе и у средств массовой информации [3].

Образ Великой Отечественной войны, как и любой образ прошлого не может продуцироваться и репрезентироваться в условиях коммуникативного вакуума. Он дискурсивно обусловлен. Дискурсивная обусловленность образов прошлого детерминирована в свою очередь самой природой взаимосвязи языка и памяти. «Запоминание как результат многократного употребления – это основа участия говорящего в дискурсе, а для самого дискурса функционирование в нем устойчивых коммуникативных фрагментов – основа интертекстуальности» [4, с. 13].

В условиях информационного общества колоссальное воздействие на весь спектр дискурсивных практик оказывает Глобальная Сеть. В России, по данным Фонда «Общественное мнение», в 2014 г. годовой прирост интернет - пользователей, выходящих в сеть хотя бы 1 раз в месяц, составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 13%. Согласно данным опроса, 59,9 млн. российских граждан ежесуточно выходит в Интернет [5]. В этих условиях Интернет становится важнейшим каналом трансляции значимых для социума образов. Поэтому анализ каналов трансляции образа Великой Отечественной войны в Интернете представляется чрезвычайно актуальным.

Существенную роль в формировании восприятия современной молодёжью своего прошлого, своей Родины, своей истории играют социальные сети. Это обусловлено их высокой популярностью. По данным ВЦИОМ на февраль 2012 г. 82 % россиян пользующихся Интернетом, были зарегистрированы в социальных сетях [6]. Согласно данным, приводимым Mail.ru Group, в 2014 г., социальными сетями пользовались уже более 90 % пользователей Всемирной паутины [7].

Особенно активно социальными сетями пользуется молодёжь. Профессор Московского государственного педагогического университета В.А. Плешаков связывает данное обстоятельство с тем, что «подрастающие поколения» в большей степени подвержены процессу киберсоциализации. Он представляет собой «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных технологий, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [8, с. 23-24].

Формирование исторических представлений молодёжи постиндустриального общества часто проходит под воздействием символических стимулов не из текстуальной, а из визуальной культуры. Телевидение, видеоигры, банерная реклама, ставшие ещё в XX столетии неотъемлемой частью повседневного быта, усилили мозаичность мировосприятия и «клиповость» сознания. В этом контексте иллюстративный интерфейс социальных сетей, в которых человек проводит все больше времени, упрощает процесс создания новой национальной, религиозной или культурной идентичности [9, с. 95].

Сетевая культура с ее темпоральной изменчивостью, асинхронностью, нелинейностью, семантическим и аксиологическим плюрализмом, ценностями публичности и групповой принадлежности, возрастающим значением онлайн-коммуникации и виртуализацией оказывает существенное влияние на формирование персональной и коллективной идентичности. При этом, как убедительно показала в своей кандидатской диссертации исследовательница Л.Ф. Косенчук, «сетевая или виртуальная идентичность не могут рассматриваться как самостоятельные сущности, как субъекты поведения и деятельности, как альтернативы реальной персональной идентичности. Это лишь один из аспектов идентичности, являющийся результатом самопрезентации личности в виртуальном пространстве» [10, с. 11-12].

Образы прошлого, репрезентируемые в социальных сетях, активно участвуют в формировании индивидуальной и коллективной памяти как части персональной, групповой и гражданской идентичности и одновременно сами формируются под воздействием сложного социокультурного, социально-политического, социально-экономического контекста.

Целью проведённого исследования и стал анализ социальных сетей как источника формирования образа Великой Отечественной войны в исторической памяти россиян.

Необходимо отметить, что автором уже проводились некоторые исследования данной проблематики, которые нашли своё отражение в научных публикациях [11;12].

Самыми популярными социальными сетями в русскоязычном сегменте киберпространства на сегодняшний день, согласно данным целого ряда социологических исследований и разного рода статистических выкладок, в 2010-е гг. являются «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир» [7; 13; 14].

Попробуем отследить динамику контента, посвящённого Великой Отечественной войне в трёх наиболее популярных социальных сетях Рунета за последние 3 года. В апреле 2013, 2014, 2015 гг. автором были произведены специальные замеры при помощи поисковых строк названных выше социальных сетей. В первую очередь, нас интересовали такие характеристики, как количество сообществ, выдаваемых по запросу «Великая Отечественная война» и численность наиболее многочисленного сообщества.

В социальной сети «Одноклассники» в 2013 г. было обнаружено 95 сообществ, посвящённых Великой Отечественной войне; в 2014 г. – 197; в 2015 г. – 244. В социальной сети «Вконтакте» было зафиксировано: в 2013 г. – 1172 сообщества; в 2014 г. – 1187 сообществ; в 2015 г. – 1491 сообщество. В социальной сети «Мой мир» было выявлено: в 2013 г. – 3 сообщества; в 2014 г. – 56 сообществ; в 2015 г. – 93 сообщества. Исходя из анализа полученных цифр, можно привести следующие процентные данные. Объём интересующего нас контента в социальной сети «Одноклассники» в 2014 г. по сравнению с прошлым годом увеличился на ≈51,7,4 %, а в 2015 г. – на ≈19,3 %; в социальной сети «Вконтакте» в 2014 г. – на ≈1,26 %; в 2015 г. – на ≈20,4 %; в социальной сети «Мой мир» в 2014 г. – на ≈94,6 %; в 2015 г. – на ≈39,7 %. Таким образом мы можем констатировать существенное увеличение объёма контента, посвящённого Великой отечественной войне, в социальных за последние 2 года.

В апреле 2013 г. самым многочисленным сообществом в «Одноклассниках», содержащим контент о Великой Отечественной войне, была группа «Великая Отечественная война. Освободители». Она насчитывала на тот момент 1746 участников (https://www.odnoklassniki.ru/velikayao). На 5 апреля 2014 г. она насчитывала уже 3223 участника (увеличение количества участников составило ≈ на 83,16 %). Однако данное сообщество перестало быть наиболее многочисленным. Наиболее многочисленным сообществом стала группа «Танки и бронетехника: история в фото и видео» (https://ok.ru/ww2tank.ru), в которую на 5 апреля 2014 г. входило 33649 участников. Эта группа и в 2015 г. осталась наиболее многочисленным сообществом, предлагаемым поисковым сервисом «Одноклассники» в ответ на запрос «Великая Отечественная война». На 5 апреля 2015 г. в его состав входило 49276 участников, то есть количество участников сообщества за 1 год возросло на 31,7 %.

Сообщество представляет собой группу сайта https://ww2tank.ru/. И сайт, и группа в сети «Одноклассники» ориентированы, в первую очередь, на сбор и представление на широкое обозрение редких фото из истории бронетехники. Значительную часть из них представляют собой фотографии и креолизованные тексты, связанные с историей бронетехники времен Великой Отечественной войны. Они составляют более 60 % контента сайта и группы. В этой связи следует подчеркнуть, что популярность данного сообщества видится неслучайной. Автором уже было отмечено в предыдущих работах, что репрезентация Великой Отечественной войны в интернет-пространстве характеризуется интенсивной креолизацией текстов [12]. В основе данного прпоцесса, согласно существующему в современной филологии определению, «лежит комбинирование средств разных семиотических систем в рамках единого текстового комплекса» [15, с. 5]. Данный процесс предполагает соединение вербальной и невербальной коммуникации. Это делает формирующийся в социальной памяти образ Великой войны более упрощённым и одновременно более ярким, чётко визуализированным, буквально «врезающимся» в память и рельефно отражающимся в ней.

Наиболее многочисленной группой в социальной сети «Вконтакте», выдаваемой поисковой системой по запросу «Великая Отечественная война», на протяжении всего исследуемого периода оставалась открытая группа под названием «Великая Отечественная война 1941-1945» (https://vk.com/voyna1941). С 25 апреля 2013 г. по 5 апреля 2014 г. произошло увеличение количества участников данной группы с 36713 до 46670 человек, то есть приблизительно на 27,1 %. А к 5 апреля 2015 г. её состав насчитывал 65421 участника. Официальным веб-сайтом группы является сайт https://спасибо-за-победу.рф/.

Группа интенсивно наполняется контентом, в ней активно ведутся обсуждения. В «Обсуждениях» доминируют темы: «Поиск мест захоронений погибших в годы Великой Отечественной войны красноармейцев»; «Поиск захоронения пропавших без вести»; «Стихи про День Победы» и т.д.

Весьма характерно, что на странице группы буквально в глаза бросается прямая апелляция к памяти реципиента. Сразу под названием сообщества расположена надпись: «Великая Отечественная Война 1941-1945, в память ВСЕХ, кто встал на защиту нашей Родины!!!». Написание слова «всех» заглавными буквами и завершение предложения тремя восклицательными знаками привлекают внимание и стимулируют рецепцию. Справа расположен коллаж из чёрно-белых фотографий времён Великой Отечественной войны с характерными для того времени изображениями, украшенный Георгиевской Лентой и Красной Звездой. На коллаже надпись, вновь апеллирующая к памяти реципиента: «Мы Помним. Мы Гордимся». На странице пользователю предлагается 39 фотоальбомов и 913 видеозаписей. Обилие привлекающих внимание фрагментов невербальных и креолизованных текстов на веб-ресурсе, наполненных социально значимыми визуальными символами, способствует закреплению яркого образа Великой Отечественной войны в коллективной памяти.

Следует обратить внимание и на то, что «всякий текст в Интернете связан с множеством других». Расширение и преобразование тематики интернет-публикации — это внутреннее свойство дискурса Интернета. «Ссылочно-отсылочные элементы позволяют сочетать сближенные на основании общего тезиса или предмета речи, иллюстрации или аналогии материалы» [16, с. 178]. Например, на странице группы «Великая Отечественная война 1941-1945» в разделе «Ссылки» пользователю предлагается 14 гиперссылок на другие интернет-ресурсы, связанные темой Великой Отечественной войны. 12 из них представляют собой гиперссылки на тематически близкие сообщества в социальной сети «Вконтакте» («Красную армию победить нельзя» (https://vk.com/club71044380); «Памяти нашей Победы» (https://vk.com/club68489); «Великая Война» (https://vk.com/public59856099) и т.д.). Кроме того, в этом перечне предлагаются ссылки на Обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период «Мемориал» (https://obd-memorial.ru) и электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (https://www.podvig-naroda.ru). Во многих сообществах из тех, на которые предлагаются гиперссылки, реципиенту предоставляется возможность воспользоваться разнообразными сервисами. Например, в сообществе «Фильмы о войне» вниманию участников или посетителей группы предлагается 918 видеозаписей, каждую из которых можно просмотреть в онлайн-режиме. Официальное сообщество игры «Ground War: Tanks» предлагает «Бесплатный онлайн экшн о танках Второй мировой войны». В рамках этого же сообщества проводится серия выпусков «Фотохроника Великой Войны», посвященных семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне. Для того, чтобы принять участие в серии выпусков, нужно разместить по теме https://vk.com/topic-52685665_31615034 фотографию времен Великой Отечественной Войны с описанием происходящих действий.
Модераторы проводят отбор лучших фотографий и их публикацию на стене группы.

Примечательно, что по численности сообщество «Великая Отечественная война 1941-1945» значительно превышает сообщество «Памяти нашей Победы» (https://vk.com/club68489). В его состав на 5 апреля 2015 г. входило 129420 человек. Это самое массовое сообщество, посвящённое Великой Отечественной войне на 5 апреля 2015 г. в трёх наиболее популярных русскоязычных социальных сетях.

Описание сообщества гласит: «Группа объединяет всех, кому дорога память своей семьи в эпоху Великой Отечественной войны. Мы хотим, чтобы люди вспомнили и сохранили историю своих родных и близких – это главное». Данное сообщество апеллирует не просто к памяти индивида, а к надындивидуальной памяти. С одной стороны, уже в описании идёт апелляция к коллективной памяти семьи как социальной группы. С другой стороны, образ Великой Отечественной войны выступает здесь в роли фактора, который консолидирует историческую память всего общества, которая и складывается из памяти каждой отдельной его «ячейки».

Страница группы предлагает пользователю собственную навигацию. Каждому предоставляется возможность поделиться историей своей семьи в годы Великой Отечественной войны и добавить фотографию своих родных. Предоставляются и другие возможности. Данная группа на 5 апреля 2015 г. предлагала 114 тем для обсуждения, 64 фотоальбома, 3898 видеозаписей. В разделе «Ссылки» на тот момент содержалось 100 гиперссылок на различные интернет-ресурсы, связанные с различными аспектами темы Великой Отечественной войны. Как уже отмечалось выше, данное сообщество связано гиперссылкой и с сообществом «Великая Отечественная война 1941-1945».

В результате, оказываясь на одном из таких ресурсов в социальной сети «Вконтакте», пользователь фактически получает возможность принять участие в конструировании особого интернет-дискурса Великой Отечественной войны, который в свою очередь складывается из множества субдискурсов. Этот дискурс обуславливает процесс формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне и одновременно становится средством экспликации и репрезентации образов прошлого, уже закрепившихся в исторической памяти.

При этом массовые сообщества социальной сети «Вконтакте» ориентированы на активное вовлечение в свою дискурсивную среду новых коммуникантов. Показательно в этой связи, что в социальной сети «Вконтакте» соотношение открытых и закрытых групп увеличилось в пользу открытых. В апреле 2013 г. количество открытых групп составляло ≈91,6 %, в апреле 2014 г. их количество составило ≈ 93 %, в апреле 2015 г. – ≈ 95 %. А в разделе «Новости» данной социальной сети в апреле 2015 г. появился список под названием «9 мая», в котором «собраны интересные новости, посвященные 70-летию Дня Победы» (https://vk.com/feed?section=may9).

Что же касается, социальной сети «Мой мир», то здесь наиболее многочисленной группой и в апреле 2013 г., и в апреле 2014 г., и в апреле 2015 г. оставалась группа «Великая Отечественная война. Книга памяти» (https://my.mail.ru/community/vov.memory/). Количество ее участников в исследуемый нами период увеличилось: с апреля 2013 г. по апрель 2014г. с 567 до 608 человек (увеличение составило ≈ 7,23 %); с апреля 2014 г. по апрель 2015г. с 608 человек до 682 человек. На странице сообщества четко обозначена его тематическая направленность: «Это сообщество посвящено подвигу советского народа в годы Великой Отечественной Войны...». На 5 апреля 2015 г. сообщество предлагало своим участникам 52 темы для обсуждения, 69 фото, 7 аудиозаписей, 8 видеозаписей. Гораздо меньший объём контента в данном сообществе, вероятно, обусловлен более низкой популярностью социальной сети «Мой мир».

Итак, в целом можно заключить, что в социальных сетях русскоязычного сегмента киберпространства идёт интенсивная репрезентация Великой Отечественной войны. Анализ данного процесса в динамике показал увеличение объёма контента такого рода тематики во всех трёх наиболее популярных социальных сетях Рунета. Эксплицитная, явная апелляция сообществ, посвящённых Великой Отечественной войне к памяти, яркие визуальные репрезентативные техники, реализуемые на стыке вербальной и невербальной коммуникации, технологические и технические возможности, позволяющие реципиенту самостоятельно конструировать особенный дискурс Великой Отечественной войны в Интернете, делают социальные сети важнейшим источником формирования образа Великой Отечественной войны в коллективной памяти россиян. Вместе с тем социальные сети погружают индивида в особую дискурсивную среду, в которой он сам может репрезентировать наиболее значимые для него образы прошлого и одновременно, воспринимая образы Великой Отечественной войны, репрезентируемые другими коммуникантами, приобщаться к уникальной гражданской и культурной идентичности, консолидирующей российское общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: