Опыт Самарского аэрокосмического

Парамонова Римма Николаевна

к.и.н., доцент

Самарский государственный аэрокосмический

университет им. С.П. Королева

(национальный исследовательский университет)

Кафедра философии и истории

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание студентов, формирование гражданственности у молодёжи

Самарский аэрокосмический является государственным университетом и поэтому призван осуществлять весь комплекс мероприятий в сфере воспитания студентов, разработанный на самом высшем уровне. Правда, специального закона о патриотическом воспитании молодёжи или граждан Российской Федерации пока нет; проекты такого закона находятся в стадии обсуждения, их можно найти в различных средствах массовой информации. В настоящее время вопросы гражданского и военного патриотического воспитания молодёжи отражены в целом ряде нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня. Центральное место среди них занимает принятая в 2010 г. Правительством РФ Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан России на 2011-2015 гг. В ней говорится о том, что развитие и совершенствование системы такого воспитания имеет общегосударственное значение, так как патриотизм есть «нравственная основа формирования активной жизненной позиции россиян» [1]. В июле 2014 г. Президент РФ предложил продлить срок действия данной программы до 2020 г. и поручил Правительству РФ подготовить предложения по её совершенствованию [2]. По мнению руководства страны, создание и обеспечение сбалансированной системы патриотического воспитания молодёжи является важным условием развития Российской Федерации как свободного и демократического государства.

Курирует деятельность вузов и других субъектов, занимающихся патриотическим воспитанием и формированием гражданственности у российской молодёжи, Федеральное агентство по делам молодёжной политики (Росмолодёжь), созданное в 2008 г. при Министерстве образования и науки РФ. Росмолодёжь должна осуществлять «меры по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи, воспитанию толерантности в молодёжной среде, формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи, а также распространению эффективных форм участия молодёжи в общественной жизни». В результате у российской молодёжи должно сформироваться высокое патриотическое сознание, предполагающее верность Отечеству и готовности защищать свою Родину [3]. Что касается студенческой молодёжи, то формирование у неё социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется через изучение гуманитарных дисциплин, их участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, а также в соответствующей деятельности различного рода молодёжных движений, акций, инициатив, конкретных мероприятий и т.д. Патриотическое воспитание в вузе должно проводиться масштабно, затрагивая почти все сферы жизни молодых людей [4, с. 388].

По мнению начальника Управления внеучебной работы СГАУ профессора Марии Геннадьевны Резниченко, патриотическое воспитание студентов в воспитательном пространстве современного вуза должно представлять собой систему взаимосвязанных организационных мероприятий, которые формируют целенаправленную активность студентов. Данная система в нашем вузе включает в себя следующие мероприятия. Во-первых, это подготовка преподавателей и будущих начальников курсов к организации патриотического воспитания студентов. Такая подготовка ведётся в рамках ежегодных курсов повышения квалификации «Формирование общекультурных компетенций специалистов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза».

Во-вторых, это организация при кафедрах деятельности студенческих клубов историко-патриотической направленности. Показательным является студенческий военно-патриотический клуб «Сокол», созданный в 2008 г. при военной кафедре. В настоящее время в него входит пять секций: военно-спортивная, стрелковая, поисково-историческая, церемониальная секции и секция «волонтёры в погонах». В работе задействовано более шестисот студентов.

В-третьих, это воспитательная работа всех университетских кафедр, преподаватели и сотрудники которых привлекают студентов к разработке информационных стендов и внутривузовской печатной продукции по истории страны, региона, вуза, факультета, кафедры.

В-четвертых, особую роль в воспитании студентов играют три музея вуза: музей авиации и космонавтики имени С.П. Королева, музей центра истории авиационных двигателей, музей военной кафедры СГАУ. Например, под руководством сотрудников Музея центра истории авиационных двигателей группа студентов участвовала в 2014 г. в работе по восстановлению двигателя военного штурмовика Ил-2. А при Музее авиации и космонавтики в 2013 г. была организована поисково-историческая группа «Дирижабль», члены которой ведут экскурсии для школьников и студентов-первокурсников.

В-пятых, это «самопроектирование студентами воспитательного пространства вуза». В нашем университете выработан следующий алгоритм. Путём ежегодного мониторинга выявляются наиболее активные студенты, обладающие лидерскими качествами. После соответствующей подготовки они включаются в групповую проектную деятельность. В результате в СГАУ ежегодно реализуются более тридцати студенческих проектов, среди которых треть имеют патриотическую направленность. Это, например, конкурс видеороликов «Взгляд на Победу из 21 века», цикл экскурсий по музею, посвящённых военно-патриотической и поисковой работе, экскурсионный день для детей в СГАУ «Детям Самары – знания о космонавтике», благотворительный проект «Детям Самары – театральная постановка о космонавтике».

Кроме того, студенты и преподаватели вуза активно участвуют в мероприятиях, организованных вне университета, например: в межвузовских слётах и сборах, посвящённых памятным датам в истории России, в смотрах Постов № 1, в ежегодном Параде Памяти 7 ноября [5].

В СГАУ не утратила своё значение традиция воспитания патриотизма в процессе преподавания социально-гуманитарных предметов. В частности, изучение базового курса истории позволяет найти примеры бескорыстного служения Родине во все времена. Многое, правда, зависит от позиции самого преподавателя: от его умения сформулировать вопрос и выслушать ответ, от его смелости затрагивать болезненные проблемы истории нашего общества, от его стремления способствовать студенту в его «поиске истины». Но за много лет накоплен большой кафедральный опыт аудиторной и внеаудиторной работы со студентами-негуманитариями. В то же время современные технические средства дают преподавателю значительные возможности «погрузить в историческую среду» современную молодёжь, расширить их спектр образов и ассоциаций. В отличие от разнообразных по форме лекций и семинаров, рассчитанных больше на работу студентов в группе, самостоятельная работа студента при должной организации может принести не меньший эффект в деле воспитания патриотизма.

В СГАУ в течение многих лет в качестве индивидуализации работы со студентами используется метод исторического проекта, который позволяет приобщить к историческим исследованиям первокурсников, выйти за рамки «книжной» учебной истории и формального подхода. В начале семестра студентам предлагается выбрать направление своей исследовательской работы: «История моей семьи в истории страны»; «История отечественной авиации и ракетно-космической техники»; «История отечественной науки и техники». В ходе поиска исторического источника в семейном архиве или в музеях СГАУ, Самары, других населенных пунктов, родных школ, студенты приобщаются к истории родного края, и конкретные люди становятся героями их рассказов. За основу проекта по истории науки и техники берётся архивный материал, хранящийся в фондах Самарского филиала Российского государственного архива научно-технической документации (Филиал РГАНТД). Как правило, в такой поисковой работе каждого ждёт удивительное открытие или даже потрясение. Документы, которые заинтересовали исследователя, становятся основной проекта.

Дальнейшая работа над проектом (поиск и анализ научной литературы по определённой исторической проблеме; оформление исследовательской работы в соответствии с ГОСТами; выход на конференции различного уровня) позволяет приобрести навыки и умения в рамках общекультурных и профессиональных компетенций.

По мнению самих студентов, работа над историческим проектом приносит им много положительных эмоций, а иногда и горестных минут сопереживания: «погружаясь» в ту или иную историческую проблему, они впервые ощущают себя частью российского общества. Они узнают много нового о своих родных, близких и знакомых, которые оказываются героями событий, о которых они «что-то» читали в учебниках. Они находят, что есть много поводов гордиться своими отцами-дедами. Они, быть может, впервые в жизни, задумываются о том, а как бы я поступил на их месте? Хватило бы у меня смелости выскочить под пули из окопа, как сделал мой прадед или Герой России, именем которого названа моя школа? Не побоялся бы я поехать добровольцем на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии, как сделал мой дядя? Смогла бы я перенести те лишения, что выпали на долю моей двоюродной прабабушки, которая пережила блокаду Ленинграда?.. Такого же мнения о полезности подобного исследования придерживаются и родители. На родительских собраниях они делятся впечатлениями о том, как их ребёнок записывал рассказ бабушки, как бережно раскладывал и фотографировал ордена-медали прадедушки, как брал интервью у мамы с папой…[6, с. 40].

Только под руководством автора за последние восемь лет студенты-первокурсники СГАУ подготовили более 1,5 тысяч исторических проектов. Приблизительно четверть проектов были доработаны и представлены на конкурсах и конференциях различного уровня, в том числе: 2 – на городской конкурс, 50 – на областные конференции и 7 – в Омск. Так, с 2010 г. наши студенты участвуют в ежегодных областных юношеских чтениях на базе Филиала РГАНТД. В 2013 г. совместно с Архивом был составлен специальный электронный сборник из 56 студенческих работ, выбранных из двухсот исторических проектов, созданных студентами-аэрокосовцами на основе архивных материалов.

Надо сказать, что почти половина исторических проектов посвящена семейным историям, связанным с участием кого-либо из родственников в Великой Отечественной войне, с подвигом на фронте или самоотверженным трудом в тылу. Это подтверждает интерес молодёжи к военно-патриотической тематике и создаёт перспективу для студенческих исторических исследований. И, конечно, возможность участия студентов СГАУ во Всероссийской конференции в г. Омске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: