Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, формируемые из земель сельскохозяйственного назначения

Государственная регистрация прав на земельные доли, полученные в результате реорганизации колхозов и совхозов.Государственная регистрация оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.Государственная регистрация сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.Государственная регистрация права собственности или аренды на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственнойили муниципальной собственности.

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой одну из наиболее важных составляющих земельного фонда Российской Федерации. Установление специального правового режима и особой охраны земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обусловлено ценностью земли и ее значением в сельскохозяйственном производстве. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Он отменил запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленный статьей 8 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Любой гражданин Российской Федерации или юридическое лицо вправе приобрести земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, независимо от того, имеют опыт ведения сельскохозяйственного производства и профессиональную квалификацию или нет.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 %, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (п.2 ст.2 и ст.3 Закона об обороте земель).

Субъекту Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления принадлежит преимущественное право покупки продаваемого земельного участка. Если эти органы откажутся от покупки либо не уведомят продавца о намерении приобрести отчуждаемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок любому третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по установленным законодательством правилам (ст.8 Закона об обороте земель). При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Преимущественное право покупки продаваемой земельной доли принадлежит другим участникам долевой собственности, а после их отказа либо отсутствия уведомления продавца о намерении приобрести ее в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме – субъекту Российской Федерации или с случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления (ст.12 Закона об обороте земель). Если они откажутся от приобретения земельной доли, то участник долевой собственности может продать ее в течение года любому лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Для продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение в письменной форме по правилам, установленным ст. 8 Закона об обороте земель.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения допускается при условии сохранения целевого использования земельного участка (п.3 ст.1 Закона об обороте земель). Нарушение данного требования является основанием для принудительного прекращения права на землю в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Статья 4 Закона об обороте земель определяет минимальные и максимальные размеры образуемых вновь земельных участков. Минимальные размеры земельных участков для граждан и юридических лиц устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Выдел земельного участка в счет земельной доли, площадь которого будет меньше установленного минимального размера, не допускается, за исключением случаев, установленных абзацами 4 и 5 пункта 1 статьи 4 Закона об обороте земель.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Максимальные размеры общей площади земельных участков для юридических лиц законодательством не установлены.

Срок аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не может превышать сорок девять лет. Площадь арендуемых земель одним арендатором не ограничивается. Арендатор может выкупить арендуемый земельный участок в собственность (ст. 9 Закона об обороте земель). В договоре может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных ст.8 и ст.10 Закона об обороте земель.

В соответствии со ст. 10 Закона об обороте земель земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам только на торгах (конкурсах, аукционах). Для отдельных категорий юридических лиц (религиозные организации, казачьи общества и т.д.) передача земель в аренду осуществляется без торгов, но без права выкупа арендуемых земель в собственность. Приобрести земельные участки в собственность эти юридические лица могут на общих основаниях на торгах (конкурсах, аукционах).

Сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, но с учетом особенностей, определенных Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Особенности проведения государственной регистрации
прав на земельные доли, полученные в результате реорганизации
колхозов и совхозов

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (утратило силу с 27 января 2003 года согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 года «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения») при реорганизации колхозов и совхозов все члены колхоза и работники совхозов, в том числе ушедшие на пенсию, а по решению коллектива хозяйства – также работники объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, получили бесплатный земельный пай (долю). В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при желании совершить сделку с принадлежащим земельным паем (долей) у гражданина возникает необходимость зарегистрировать в Едином государственном реестре прав права на него, возникшие до вступления в силу указанного закона. Согласно статье 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, владельцы земельных долей, полученных при реорганизации колхоза или совхоза вправе обратиться за государственной регистрацией прав общей долевой собственности на земельный участок соответствующего реорганизованного предприятия.

С учетом того, что право общей долевой собственности владельцев земельных долей, полученных при реорганизации колхозов и совхозов, на земельные участки соответствующих сельскохозяйственных предприятий являются возникшими в силу прямого указания закона, одновременное обращение всех участников общей собственности за государственной регистрацией не требуется.

При личном обращении правообладателя он должен представить документ, удостоверяющий его личность. При обращении представителя владельца земельной доли он также должен представить документ, удостоверяющий личность, а также доверенность на представление интересов правообладателя при регистрации права общей долевой собственности, совершенную в нотариальной форме.

При обращении первого владельца земельной доли, полученной при реорганизации колхоза или совхоза, за регистрацией своих прав на государственную регистрацию им должен быть представлен кадастровый план целого земельного участка, находящегося в общей долевой собственности владельцев земельных долей, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Особо следует отметить необходимость предоставления не только листов В.1 и В.2 выписки из Единого Государственного реестра земель, но и листа В.3 с обозначение обособленных частей земельного участка. При последующем обращении иных владельцев земельных долей, полученных при реорганизации соответствующего колхоза или совхоза, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.

В качестве документа-основания могут быть представлены следующие документы: свидетельство на право собственности на землю, подтверждающее право на земельную долю; договор купли-продажи, мены или дарения земельной доли, заключенный до момента введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и зарегистрированный соответствующим Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству; свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию, подтверждающее право наследника на земельную долю.

В случае, если владелец земельной доли приобрел ее непосредственно при реорганизации колхоза или совхоза, но свидетельство на право собственности на землю не получил, в качестве правоустанавливающего документа им может быть предоставлено решение (выписка из решения) уполномоченного органа о передаче в общую долевую собственность членов реорганизуемого колхоза или совхоза земельного участка соответствующего хозяйства, а также список лиц, имеющих право на получение земельной доли в реорганизованном хозяйстве, с указанием размера земельных долей. Предоставление указанного документа необходимо в виду того, что размеры земельных долей в правоустанавливающих документах указывались в гектарах, а размеры долей в праве общей долевой собственности в Едином государственном реестре прав должны указываться в виде простой правильной дроби.

Для государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок владелец земельной доли может предоставить решение администрации района об определении размеров земельных угодий сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза), и протокол общего собрания участников (членов) сельскохозяйственного предприятия, принявшего решение: о выборе формы собственности на землю, реорганизации предприятия, о распределении земельных угодий и установлении за каждым членом предприятия размера земельного пая. В случае если реорганизация предприятия была осуществлена после 01.02.1995г., протокол общего собрания должен быть утвержден решением администрации района.

При проведении правовой экспертизы представленных документов в случае возникновения у регистратора прав сомнений в несоответствии размера площади сельскохозяйственных угодий реорганизованного колхоза (совхоза) и площади земельного участка, отраженного в кадастровом плане, целесообразно запросить акты органа местного самоуправления, отражающие выдел в натуре земельных долей из земельных угодий реорганизованного сельскохозяйственного предприятия для образования крестьянско-фермерского хозяйства.

Если обратившееся лицо не упоминается в правоустанавливающем документе, то необходимо запросить акты органов местного самоуправления, отражающие дополнительное включение пропущенных по разным причинам лиц (неотраженных в перечне, прилагаемом к протоколу общего собрания) в количество участников общей собственности, так как указанные данные влияют на определение размера доли участников долевой собственности.

При обращении первого владельца земельной доли, полученной при реорганизации колхоза или совхоза, за регистрацией прав на государственную регистрацию им может быть представлена справка соответствующего территориального подразделения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, содержащая сведения об общей площади земельного участка, принадлежащего владельцами земельных долей, перечень участников общей долевой собственности на момент выдачи справки с указанием их фамилий, имен, отчеств и реквизитов документов, удостоверяющих личность, участников общей долевой собственности, а также размера доли в праве общей собственности в виде простой правильной дроби.

Обязательным приложением к документам, представляемым на государственную регистрацию, является документ, подтверждающий внесение государственной пошлины за регистрацию права, размер которой определен статьями 333.33, 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности государственной регистрации оборота долей
в праве общей собственности на земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения

Сделки с земельными долями в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, но с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». К особенностям относятся, в частности:
1) установление упрощенного порядка извещения участников долевой собственности о предстоящей продаже земельной доли (через средства массовой информации). Извещение в письменной форме или опубликованное в средствах массовой информации сообщение должно содержать указание на необходимость направления участниками долевой собственности предложений о покупке доли в праве общей долевой собственности продавцу и в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту нахождения земельного участка;
2) преимущественное право субъекта российской Федерации или органа местного самоуправления на покупку земельной доли, если другие участники долевой собственности откажутся от ее покупки;
3) принятие решений о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, общим собранием участников долевой собственности, а не по соглашению всех ее участников. При этом общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 % участников долевой собственности;
4) заявительная процедура выдела земельного участка в счет земельной доли.

В соответствии со ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельной доли вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог принадлежащую ему земельную долю без выдела земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности. Согласно п.1 ст.12 Закона об обороте земель собственник земельной доли может также внести ее в уставный капитал юридического лица или передать в доверительное управление. В соответствии со ст. 13 Закона об обороте земель участник общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения вправе требовать выдела его части в счет причитающейся ему доли в праве. Порядок выдела земельного участка участником общей долевой собственности регулируется указанной статьей Федерального Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом в аналогичном порядке может происходить выдел земельного участка несколькими участниками общей долевой собственности. Обращение участника (участников) общей долевой собственности за регистрацией права собственности на земельный участок, выделенный в счет доли (долей) в праве общей собственности, порядок представления документов на государственную регистрацию в целом аналогичен порядку, описанному во втором разделе с учетом следующих особенностей:
- на государственную регистрацию заявителем (заявителями) должен быть представлен кадастровый план земельного участка, выделенного в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок реорганизованного сельскохозяйственного предприятия; - в случаях, когда земельный участок выделен несколькими участниками общей долевой собственности в счет причитающихся им долей в праве, в качестве правоустанавливающего документа должно быть представлено соглашение об определении долей выделившихся лиц в праве общей долевой собственности на выделенный земельный участок;

- на государственную регистрацию заявителем (заявителями) должны быть представлены документы, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, сообщения с указанием местоположения выделяемого земельного участка, а в случаях, установленных законодательством - размера компенсации остальным участникам долевой собственности.

Заявитель (заявители) вправе также предоставить сведения о том, что в течение одного месяца с момента опубликования вышеуказанного сообщения возражения от участников долевой собственности по поводу выделения земельного участка не поступали. Указанные сведения предоставляются в форме писем за подписью главы администрации соответствующего района и руководителя территориального подразделения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации. В случае непредставления заявителями указанных писем государственная регистрация права собственности на выделенный земельный участок приостанавливается на основании п.1 ст. 19 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а в администрацию района и территориальное подразделение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству направляются соответствующие запросы. Неполучение ответов на данные запросы не препятствуют проведению государственной регистрации прав на выделенный земельный участок. Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.4 Закона об обороте земель не допускается образование новых земельных участков, размеры которых меньше чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и землеустройстве.

В момент регистрации права на выделенный земельный участок запись о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок до выделения из его состава части прекращается (в соответствии с Правилами). Государственная регистрация прав на оставшийся после выдела земельный участок проводится в заявительном порядке, аналогичном описанному. Доля в праве общей долевой собственности на земельный участок не может быть передана в аренду. В аренду передается либо весь земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения либо его часть.

Особенности государственной регистрации сделок с
земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в собственности граждан и юридических лиц

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности:
1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
6. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
8. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Подобное извещение может либо вручаться под расписку, либо направляться заказным письмом с уведомлением о вручении. Указанный документ представляется на государственную регистрацию вместе с договором купли-продажи земельного участка.

Если приобретателем земельного участка на основании гражданско-правовой сделки является иностранный гражданин, иностранное юридическое лицо, лицо без гражданства, а также российское юридические лица, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 %, договор купли-продажи земельного участка признается несоответствующим действующему законодательству. В государственной регистрации права собственности на земельный участок, приобретенный в результате подобной сделки, следует отказать (п.2 ст.2 и ст.3 Закона об обороте земель).

Однако право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может перейти к иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу, лицу без гражданства, а также российскому юридические лица, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 %, по наследству. В данном случае у указанного лица возникает обязанность произвести отчуждение земельного участка. В государственной регистрации права собственности на основании свидетельство о праве на наследство отказано быть не может.

На органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, возложены функции по контролю за соблюдением требования об отчуждении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае нахождения имущества в собственности иностранного гражданина, иностранного юридического лица, лица без гражданства, а также российского юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 %. Так, если в течение года с момента возникновения права собственности на земельный участок собственник не проведет его отчуждение, орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 5 Закона об обороте земель).

Обязанность известить орган государственной власти субъекта Российской Федерации возникает у органа, осуществляющего государственную регистрацию, и в случае нахождения в собственности гражданина, его супруга и близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные граждан или его супруги близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставные капиталы указанных юридических лиц, земельных участков сельскохозяйственных угодий, общая площадь которых на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации, превышает максимальный размер, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Особенности государственной регистрации права собственности или аренды на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность:
а) на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 1 ст. 10 Закона об обороте земель);
б) по рыночной стоимости арендатору земельного участка по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка (п. 4 ст. 10 Закона об обороте земель).

На государственную регистрацию перехода права и права собственности таким образом предоставляются:

1)документы, подтверждающие правоспособность заявителя;
2)документы о плате за регистрацию;

3) кадастровый план земельного участка;

Соответствующее решение органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о продаже земельного участка (абз. 5 подп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ) с обязательным указанием категории земель (п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ), которое должно соответствовать требованиям законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: