Невостребованные земельные доли


1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

1.
Право собственности на земельный участок (земельную долю) у работников колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий возникает при реорганизации таких предприятий в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.91 N 323, постановлениями Правительства РФ от 29.12.91 N 86 и от 04.09.92 N 708.

Право собственности на землю, возникшее при передаче земель в общую долевую собственность участников сельскохозяйственной организации, может быть оформлено в двух вариантах:

-как доля в праве общей собственности на весь переданный земельный участок без выделения этой доли на местности (далее - земельная доля);

-как право собственности на земельный участок, соответствующий по площади и качеству земельной доле, но реально выделенный на местности (далее - земельный участок).

1. Собственник земельной доли в соответствии с Указом Президента РФ от 07.03.96 N 337 имеет право по своему усмотрению (ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ) в установленном порядке:

-передать земельную долю по наследству;

-подарить земельную долю;

-продать земельную долю другим собственникам земельных долей данной организации, а также физическим и юридическим лицам для целей сельскохозяйственного производства;

-продать земельную долю органам местного самоуправления данного муниципального образования;

-обменять земельную долю на земельную долю в другом хозяйстве, на имущественный пай;
передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

-внести земельную долю в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества (товарищества) или в паевой фонд сельскохозяйственного кооператива.

2. Собственник земельной доли имеет право по соглашению с другими участниками долевой собственности (ст. 252 ГК РФ) зарегистрировать право собственности на земельный участок, то есть выделить свою долю из общего имущества.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о выделе доли решение принимается либо органами местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (Указ Президента РФ от 07.03.96 N 337), либо в судебном порядке в соответствии со ст. 252 ГК РФ.

3.Для сособственников земель, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций, реорганизация которых проведена по особым условиям, предусмотренным пп. 20-23, 26 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.92 N 708, а также сельскохозяйственных организаций, производственная деятельность которых целесообразна как единое целое (постановление Главы Администрации Московской области от 24.09.96 N 466-ПГ), выделение земельных участков в натуре (на местности) не производится.

4.При совершении сделок с земельными долями должно соблюдаться преимущественное право покупки (участия в обмене) остальных участников долевой собственности (ст. 250 ГК РФ).

5.При регистрации и отчуждении земельной доли не требуется составления передаточного акта, так как передача реального объекта отсутствует. В данном случае представляется общий план (план - схема) земель сельскохозяйственной организации (далее - общий земельный участок), удостоверенный соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, с обозначением земель, находящихся в собственности.

6.Сделки по отчуждению земельных долей (земельных участков) подлежат государственной регистрации.

Внесение земельной доли в уставный (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации:

При передаче земельной доли в уставный (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации в ее учредительных документах должны быть определены условия передачи земельной доли, порядок оценки земельной доли в стоимостном выражении, порядок и последствия выхода участника из состава сельскохозяйственной организации, порядок, условия и сроки компенсации доли участия (пая) при выходе из состава хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, кооператива. Правоустанавливающими документами для государственной регистрации права собственности юридического лица на земельную долю в данном случае являются учредительные документы сельскохозяйственной организации.

После регистрации в установленном порядке учредительных документов сельскохозяйственная организация как юридическое лицо может зарегистрировать право собственности на сумму земельных долей, внесенных в качестве вклада. Она также вправе ходатайствовать об установлении местоположения и выносе в натуру границ земельного участка, соответствующего по площади и качественной оценке сумме земельных долей, внесенных в качестве вклада

Для регистрации права собственности юридического лица на выделенный в счет земельных долей земельный участок должно быть представлено решение сособственников о выделе границ участка в натуре или соответствующее решение органов местного самоуправления (Указ Президента РФ от 07.03.96 N 337) либо решение суда.

При передаче земельной доли в качестве вклада бывший собственник земельной доли становится участником (членом) хозяйственного общества (товарищества) и получает акцию (долю) в его уставном (складочном) капитале. Свидетельства на право собственности на земельную долю участников хозяйственного общества (товарищества), передавших земельную долю в качестве вклада, прекращают свое действие, изымаются у правообладателя, гасятся штампом "Изъято в связи с прекращением права" и передаются в соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству по описи, а земельная доля (сумма земельных долей) становится собственностью хозяйственного общества как юридического лица.

При внесении земельной доли в качестве взноса в паевой фонд сельскохозяйственного кооператива по соглашению сторон может заключаться отдельный договор между кооперативом и собственником земельной доли. Земельная доля в качестве паевого взноса вносится с условием и без условия ее возврата в натуре в случае выхода члена из состава кооператива. Право собственности на земельную долю переходит к кооперативу как юридическому лицу.

Особенности регистрации прав собственности на земельные доли и сделок с ними:

При регистрации права собственности на земельную долю объектом собственности является общий земельный участок, состоящий из множества долей в праве, предоставленных гражданам в соответствии со списком, утвержденным документом о реорганизации сельскохозяйственного предприятия. В реестр вносятся данные об общем земельном участке, предоставленном членам реорганизованного сельскохозяйственного предприятия. Земельная доля в реестре в графе "Доля" выражается в виде простой дроби, в числителе которой указывается единица, а в знаменателе - число правообладателей, указанное в списке.

Для государственной регистрации права собственности на земельную долю представляются:

заявление о государственной регистрации права собственности на земельную долю;

документы, удостоверяющие личность заявителя;

правоудостоверяющие - до 01.02.98, правоустанавливающие документы (решение о реорганизации сельскохозяйственного предприятия со списком участников долевой собственности; решение органов местного самоуправления о передаче общего земельного участка в долевую собственность с планом (планом - схемой) общего земельного участка);

подлинные платежные документы, подтверждающие внесение платы за регистрацию.

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок представляются:

заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок;

документы, удостоверяющие личность заявителя;

протокол соглашения участников долевой собственности о выделении земельного участка (либо соответствующее решение органа местного самоуправления, либо решение суда) с приложением плана участка, удостоверенного соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

подлинные платежные документы, подтверждающие внесение платы за регистрацию.

Для государственной регистрации права на наследуемую земельную долю дополнительно представляются:

свидетельство о праве собственности наследодателя на земельную долю;

свидетельство о праве на наследство;

справка из сельскохозяйственной организации о том, что земельная доля не была внесена наследодателем в уставный (складочный) капитал или в паевой фонд;

справка из местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству о том, что наследодатель не распорядился своей земельной долей иным способом (до 01.02.98).

Для государственной регистрации права собственности на землю, земельную долю (сумму земельных долей) юридического лица, возникшего при передаче ему земельных долей, дополнительно представляются:

учредительные документы (устав, учредительный договор, протокол собрания сособственников) с приложением списка учредителей, внесших свои земельные доли в уставный (складочный) капитал или паевой фонд, либо личных заявлений о передаче земельных долей, либо договоров о передаче земельных долей;

договоры купли - продажи, дарения и т.д., по которым земельные доли переходят в собственность юридического лица, либо решение суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: