Стадии законотворческого процесса

Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме:

1. законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

2. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;

3. предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

2. Рассмотрение проекта осуществляется в 3-х чтениях: 1. за концепцию (нужен или не нужен). 2. Голосоване по правкам 3. Окончательное принятие проекта, поправки не допускаются. Путем голосования (ФЗ- большинство голосов т.е 50%+1, ФКЗ – 2/3 от числа депутотав ГД).

Далее законопроект отправляется в СФ (законы в СФ могут не рассматриваться, они автоматически считаются рассмотренными «молчаливое согласие» 2 недели, но есть искл: обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД ФЗ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, войны и мира).

Одобрение законопроекта в СФ путем голосования, ФЗ – 50%+1, ФКЗ – ¾ от общего числа членов СФ). СФ может вернуть законопроект на доработку. Одобренный законопроект отправляется Президенту в теч 5 дней. (в течении 14 дней должен подписать). Президент обладает правом "вето", если закон противоречит КРФ или нарушает права граждан. Результат: принятый закон, который д.б. опубликован. Если Президент отклонил законопроект, а при повторном его рассмотрении он одобрен в ранее принятой редакции не менее 2/3 голосов депутатов и членов СФ, он подлежит подписанию Президентом.(в теч 7 дней)

3. Обнародование – опубликование в Рос. Газете, Парламентской газете, собрание зак-ва.

ФЗ может вступить в силу одним из следующих способов: - в результате указания конкретной даты в самом ФЗ; - в результате указания в акте на конкретные обстоятельства, ведущие к вступлению акта в силу «с момента подписания», «с момента опубликования»; - в результате применения общих правил (согласно ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания) – ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Стадии: законодательная инициатива. 2. подготовка законопроектов. 3. обсуждение законопроекта. 4. принятие закона. 5. опубликование закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: