double arrow

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ А. СМИТА

1

Тема 6. Экономическая система Адама Смита

AДAМ СМИТ (1723 -1790)

  1. Исторические условия создания учения Смита
  2. Творческая биография (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
  3. Экономическое учение Смита. Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов»
  4. Роль и место Адама Смита в Истории экономической науки

1. Исторические условия создания учения Адама Смита

Во второй половине XVIII в. Великобритания была передовой страной с высокоразвитыми торговлей, сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью. В промышленности Англии широко распространена мануфактура

• Мануфактуре присуще детальное разделение производственных процессов

• Мануфактуры имели более высокую, чем у ремесленников производительность труда

О развитии промышленности свидетельствует рост городов и численности городского населения

• в XVIII веке население города Ливерпуля возросло в 10 раз,

• Бирмингема – в 7 раз,

• Манчестера – в 5 раз.

В земледелии стремительно распространялись рыночные отношения

• «ОГОРАЖИВАНИЕ», стало проводиться законодательным путём.

• Появился новый класс ФЕРМЕРОВ

Экономическое развитие повлекло за собой изменения в экономической политике государства

На смену протекционизма пришла свобода торговли и предпринимательства. На смену меркантилизма – классическая школа

Теоретического решения требовали вопросы, связанные с либерализацией в экономике

Выразителем экономических чаяний мануфактурного периода стал Адам Смит.

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ УЧЕНИЯ АДАМА СМИТА

Система Смита включает:

• теорию ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

• теорию ИСТОРИИ со своеобразными формами естественного БОГОСЛОВИЯ (невидимая рука)

• ЭКОНОМИЧЕСКУЮ жизнь

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИЯ А.СМИТА:

• ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН

• ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

• Отношения между индивидуумом и государством

• Функции государства по отношению к человеку

МЕТОДУ А.СМИТА ПРИСУЩДУАЛИЗМ

• С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ОН ИСПОЛЬЗУЕТ МЕТОД НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ

• С ДРУГОЙ – ПОЛЬЗУЕТСЯ ОПИСАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ выражает интересы «практического» человека

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ А. СМИТА

Построение основного труда Смита отличается от манеры других исследователей, которые основное внимание уделяли советам, рекомендациям, как вести расходы, устанавливать налоги, организовывать торговлю. Смит пытался систематизировать научные категории: стоимость, формы разделения труда, природа запасов, капитал.

Задача книги- определить, что лежит в основе богатства народов, какие причины способствуют его росту, что препятствует.

Структура книги «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Работа А.Смита состоит из пяти книг:

В 1 книге - анализ СТОИМОСТИ

Книга 2 О ПРИРОДЕ КАПИТАЛА и его накоплении

Книга 3 ИСТОРИЯ ХОЗЯЙСТВА в Европе с древнейших времен до XVIII века.

Книга 4-я об ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ и политической экономии, о меркантилизме и физиократах.
Книга 5-я. Самая большая по объёму, посвящена ФИНАНСАМ: РАСХОДАМ и ДОХОДАМ ГОСУДАРСТВА

ЧТО ТАКОЕ БОГАТСТВО?

В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-то специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех – фермеров, ремесленников, моряков, торговцев и др. Источником богатства, создателем всех ценностей является ТРУД.

Þ Сущность - годичный труд народа, который создает продукты для существования и удобства жизни, т.е. направляется на потребление.

Þ НЕ деньги

Þ Продукт совокупного труда всех сфер производства, всех профессий.

Þ Продукты создаются как товары – для обмена.

Þ В основе богатства – разделение труда.

НАЧИНАЕТСЯ книга «Исследование о природе богатства народов» главой О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Рост дохода зависит от степени разделения труда в обществе

Разделение труда Смит объяснял так:

• потребности людей разносторонни,

• а дарования односторонни,

• каждый человек от рождения способен только к одному виду труда

Разделение труда повышает производительность тремя способами:

  1. увеличением ЛОВКОСТИ каждого отдельного рабочего;
  2. экономией ВРЕМЕНИ при переходе от одного вида деятельности к другому
  3. способствует ИЗООБРЕТЕНИЮ и внедрению машин и механизмов, облегчающих и сокращающих труд.

Пример: булавочная мастерская – 10 чел. вырабатывали 48 000 булавок в день, или каждый по 4800. Если бы они работали в одиночку, то не более 20 булавок. Разница в производительности – 240 раз.

Разделение труда повышает эффективность не только на одном предприятии, но и в обществе в целом.

Пример: производство ножниц. Участвуют: рудокоп, дровосек, угольщик, строитель, каменщик, кузнец, производитель инструмента и др.

Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен. Продукты производятся не для личного потребления, а для обмена на продукты других производителей.

КТО СОЗДАЕТ БОГАТСТВО?

       
 
Ремесленники
 
 


Продукцию, создаваемую в различных отраслях и в ремесленном производстве, объединяет ТРУД

ЧТО ВЛИЯЕТ НА УВЕЛИЧЕНИЕ БОГАТСТВА?

- разделение труда

- накопление капитала и бережливость

- расширение рынков

- производительный труд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: