Развитие отечественной экономической мысли в IX – первой половине XIX века

Одним из важнейших документов с позиции изучения экономической мысли Киевской Руси является «Русская Правда». Это свод законов, содержащий помимо прочего и нормы имущественных отношений, а также принципы возмещения нанесённого ущерба. Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» - «краткой» и «пространной», первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе Мудром (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха, содержащее наставления потомкам, можно считать комментарием к своду законов.

«Русская Правда» устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей «Пространной Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений - праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).

«Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп «верви» (общины). Права собственности, нормы займа, правила взыскания долгов, принципы наследования, право на имущество, определение наказаний за присвоение чужого имущества занимают примерно половину статей «Краткой Правды». Здесь перечисляются обстоятельства, когда допускалось превращение зависимых и свободных людей в рабов (несостоятельность должника, растрата чужого имущества, добровольная продажа себя в холопы, бегство закупа, не уплатившего долга, и др.).

За нарушения имущественных прав и за преступления против личности широко практиковались денежные возмещения. Так, за убийство свободного человека был установлен штраф (вира) в 40 гривен, за убийство же боярина - 80 гривен (двойная вира). За убийство холопа виры не полагалось, а уплачивалась только его стоимость – 5 гривен.

Из «Русской Правды» мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполнявших роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней указывается на развитие в Киевской Руси кредитных отношений. Она устанавливает льготы заемщика, если его постигло стихийное бедствие, и предоставляет кредитору право распоряжаться должником, если последний окажется злостным растратчиком денег, взятых взаймы.

В списках «Правды» есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем. Закон предусматривал брать 10 кун с гривны в год, т.е. взимать 40% от предоставленной денежной ссуды.

«Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные земледельцы, купцы, обязанные платить дань князю). На нижней ступени - «холопы», за которых отвечает их господин.

Таким образом, «Русская Правда»это исторический документ, раскрывающий картину хозяйственных отношений и экономических представлений древнерусского народа.

Кроме «Русской Правды» важные сведения о хозяйственном устройстве Древней Руси и господствовавших экономических взглядах содержат:

·«Житие и хождение Даниила» в Палестину с подробным описанием ее хозяйства и природных богатств (1106–1108);

·«Моление» ремесленника–серебренника Даниила Заточника, с болью и обидой правду молвившего (приблизительно XII–XIII вв.);

·«Хождение за три моря» купца-тверчанина Афанасия Никитина, ходившего с товарами вниз по Волге, детально описавшего возможности торговли Руси с Индией (1466–1472 гг. – в период правления великого князя Ивана III – «государя всея Руси»);

·писания «королевского дворянина», русского писателя-публициста Ивана Пересветова, содержащие советы царю опираться на «воинников» (служилых дворян) и обличения боярства («две книжки» Пересветова были переданы Ивану IV в 1549 г.);

·нравоучительные послания и программы протопопа дворцового собора Ермолая-Еразма, предлагавшего земельные реформы, осуждавшего ростовщичество. (Важнейший трактат «Руководство по управлению государством и измерению земли» был предназначен для Ивана IV.).

Вплоть до середины XVI в. экономическая мысль имела фрагментарный характер и не образовывала системы взглядов. Документы, уставы, трактаты содержат отдельные наблюдения, излагают правила ведения хозяйства, выдвигают поучения и советы, как правило, в сочетании и в соответствии с религиозными нормами и правилами. Признаки систематизации экономических знаний – откуда «богатство истекает», как вести «экономию государственную» – начинают проявляться лишь во второй половине XVII – начале XVIII в.

Одним из родоначальников систематизации русской экономической мысли был Юрий Крижанич (ок. 1618–1683), уроженец Хорватии, священник-католик. Он являлся сторонником идеи «славянского единства» и главную роль в осуществлении этой цели отводил Русскому государству. В 1661 г. во время второго посещения России Крижанич был по неизвестной причине арестован и сослан в Сибирь где пробыл около 15 лет.

Основной труд Крижанича, содержащий программу экономических и политических реформ для России, называется «Политические думы». По мнению автора, торговая политика государства Российского должна защищать интересы отечественного производства, т.е. надо больше вывозить и меньше ввозить. Крижанич был сторонником вывоза готовых изделий, он осуждал вывоз сырья и хлеба, поскольку в этом случае население страны испытывает нехватку продовольствия. Он понимал, что для развития торговли важное значение имеют наличие хороших дорог, а также гарантия перевоза грузов, т.е. охрана торговли. В этих своих взглядах Крижанич приближается к теории торгового баланса, выдвинутой меркантилистами. Однако, в отличие от западных ученых этого направления, он убежден, что активный торговый баланс – это не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело и другие отрасли.

В «Политических думах» Крижанича содержится понятийный аппарат экономической теории, хотя и не до конца разработанный. Мыслитель предпринял попытку определить общественное богатство, под которым понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема национального богатства от производительности труда. Он понимал различие между номинальной величиной и реальным содержанием монет, т.е. между функциями меры стоимости и масштаба цен. Крижанич раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара. Эта цена включает «первоначальные» затраты на товар, транспортные расходы, среднюю прибыль (заранее регулируемую), а также пошлину. Пошлина представляет собой оплату труда торговца.

Крижанич призывал власти думать о сохранении и приумножении численности народа, а для этого надо, в частности, устранить разорительное налогообложение. В то же время он считал самодержавие идеальным государственным устройством и полагал, что феодально-крепостнический строй должен оставаться незыблемым.

В правление царя Алексея Михайловича главным управителем посольского приказа был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок.. 1605–1680). Он стремился к увеличению государственных доходов путем развития производительных сил и эту свою идею проводил в двух документах «Псковском положении» (1665) и «Новоторговом уставе» (1667).

Ордин-Нащокин выступал горячим защитником развития национальной торговли. Он отстаивал сословный характер торговли и считал необходимым все купечество объединить в товарищества. Для ограждения купечества от произвола воевод и дьяков он полагал нужным организовать специальный Приказ купецких дел. Купеческие товарищества, по его мнению, должны были обеспечить продажу товаров по высокой уставной цене и лишить иностранцев возможности скупать русские товары по низким ценам через мелких торговцев. Ордин-Нащокин стремился к расширению внешней торговли и был сторонником активной внешнеэкономической политики. Однако главным источником богатства он считал промышленный труд. Этот государственный деятель активно участвовал в организации различных мануфактур (бумажных, стекольных, кожевенных), а также в развитии металлургических и металлообрабатывающих предприятий.

В начале XVIII века в России происходили радикальные преобразования, связанные с деятельностью Петра I (1672–1725). Увеличилось количество мануфактур, углубилось общественное разделение труда, активизировался процесс образования всероссийского рынка. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, чему способствовали завоевания выходов к морям. Именно эта эпоха стала естественной точкой отсчета истинно научного развития экономической мысли в нашей стране. Первым же русским экономистом по праву считают Ивана Тихоновича Посошкова (1652–1726).

Его «Книга о скудности и богатстве» (1724) – целиком посвящена проблемам экономического развития России. В ней Посошков предложил план обновления России и упорядочения ее экономической жизни. По его мнению, основные причины скудности страны, ее экономического отставания заключаются в тяжелом положении крестьян и неразвитости финансовой системы. Он считал, что обилие внутренних пошлин мешает хозяйственным связям и развитию обмена. Посошков осуждал засилье иностранного купечества, ввоз в Россию предметов роскоши (вина, шелка и т.п.), товаров, которые она могла производить и уже производила сама. Для преодоления скудности и обретения богатства он предлагал развивать промышленность и торговлю, активнее изучать и использовать природные ресурсы, провести налоговые преобразования.

Являясь идеологом и защитником интересов купечества, Посошков был близок идеям западных меркантилистов, хотя и не знал трудов западных ученых. В ряде случаев он пошел дальше меркантилистов Запада, преодолев односторонность концепции «Торгового баланса». В системе его воззрений торговля и производство выступали единым хозяйственным комплексом.

Посошков не отождествлял богатство только с деньгами, а включал в него и другие блага. Государство богато тогда, когда богат его народ. Поэтому следует увеличивать материальное богатство. Источником богатства является труд, как в промышленной, так и в сельскохозяйственной сфере.

Посошков выступал за преобразование финансовой системы. Он считал, что при построении налогообложения необходимо сочетать интересы государства и народа. Налогами должны облагаться все слои общества (кроме духовенства), а не только «подлые» сословия. Для крестьян же подати должны быть снижены.

Большое внимание Посошков уделял деньгам и финансам. По его мнению, покупательную силу денег может устанавливать царь, независимо от веса и ценности металла.

В конце жизни И.Т.Посошков в был заключен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726 г. Его «Книга о скудности и богатстве» не стала в то время достоянием общественности, впервые она была опубликована лишь спустя сто с лишним лет после смерти автора.

Ярчайшим представителем экономической мысли России XVIII века стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Главной задачей своей жизни Ломоносов считал «защитить труд Петра Великого» и продолжить его дело. Он много размышлял над развитием производительных сил и культуры России.

Ломоносов выступал против вывоза денег за границу. Его основополагающей идеей было обеспечение независимости и самостоятельности страны. Для этого, утверждал он, необходимо развивать промышленность, увеличивать выплавку металлов. Ломоносов понимал, что развитие промышленности и рост городов расширяли внутренний рынок для продукции сельского хозяйства. В 1747 г. Ломоносов переводит с немецкого сочинение под названием «Лифляндская экономия», представляющее собой руководство по экономике, организации и технологии хозяйства крупного поместья.

Много внимания Ломоносов уделяет торговле, подчеркивая ее важность для процветания страны. Основа торговли, утверждал он, есть отечественное производство. Отставание России в области внешней торговли ученый объяснял отсутствием открытых морских путей. Отсюда он делал вывод о необходимости установить удобное морское сообщение с Востоком через Северный Ледовитый океан, что должно было превратить Россию в мировую торговую державу.

Ломоносов составил «Экономический лексикон российских продуктов». Им были введены в научный оборот термины «экономическая география» и «экономическая ландкарта». География по его мнению; должна быть «соединенной со знанием государственной экономии».

Всемерное развитие производительных сил и рынка, утверждал Ломоносов, немыслимо без активного вмешательства государства. Он считал необходимой государственную опеку над отечественным промышленным и торговым предпринимательством, был сторонником покровительственного таможенного тарифа и. более решительной охраны отечественной промышленности от иностранной конкуренции путем запрета ввоза некоторых товаров. Эти меркантилистские взгляды Ломоносова переплетались с идеей «просвещенного абсолютизма».

Ломоносов неизменно подчеркивал огромную роль купечества в развитии рынка. Он не только заботился о развитии ремесел, но и сам положил начало многим из них - мозаичному делу, стекольному производству и др.

Особый интерес представляет письмо Ломоносова графу И.И.Шувалову от 1 ноября 1761 г. По сути дела, это программа экономического развития страны, которая получила название «О размножении и сохранении народа российского». Автор выясняет причины низкого роста населения в России, предлагает ряд мер по исправлению положения, считая, что чем больше в стране трудоспособного населения, тем она богаче. Ломоносов пишет о вреде праздности, полагая, что она портит нравы, и о пользе просвещения.

Ломоносов выступал с проектом создания в России Вольного экономического общества. Это первое русское научное общество основанное в 1765 г. и просуществовавшее до 1915 г. и сыграло важную роль в распространении научных знаний в области земледелия и промышленного производства.

Заметный след в развитии экономической науки России оставил Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) - историк, экономист, государственный деятель. Главную экономическую задачу он видел в разработке мер, направленных на подъем сельского хозяйства при ведущей роли родовитого дворянства. Он был сторонником возвращения к допетровскому жизненному укладу, исправления нравов и пороков государственного управления.

Иных взглядов придерживался Иван Андреевич Третьяков (1735–1776 гг.). Он являлся сторонником формирования капиталистических производственных отношений и ликвидации феодализма. В трактате «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государства как у древних, так и у нынешних народов» Третьяков указывает, что основой богатства страны является труд в производственной сфере. Деньги вне обращения и благородные металлы он относил к мертвым сокровищам, которые не могут обогатить страну. Условием развития народного хозяйства страны Третьяков считал превосходство объемов производства над потреблением, наличие накоплений и прибыли.

Крупным и оригинальным мыслителем, решительным противником крепостничества проявил себя Александр Николаевич Радищев (1749–1802). Основным источником народного богатства он считает производство, а не обращение, как это делали меркантилисты. Радищев дает свое определение кредита и процента. Вексель, по его мнению, это средство «для усугубления быстрого в торговле обращения», а процент – «цена денег». Уровень процента зависит от спроса на денежный капитал и предложения его. Он исследует структуру цены и приходит к выводу, что полная цена состоит из задатков (так он называет затраты капитала) и прибавочной, или «прирастающей» цены.

Для изучения и обеспечения дальнейшего развития производительных сил страны Радищев считал целесообразным разделить Россию на губернии не по принципу удобства администрирования, а в соответствии с естественно-историческими и экономическими условиями и особенностями отдельных территорий огромной империи.

Начало XIX в. стало периодом создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления российской экономической мысли.

В 1802-1806 гг. был осуществлён первый перевод и издание «Богатства народов» А.Смита в четырех томах.

В 1804 г. была создана кафедра политической экономии и статистики при Академии наук. Соответствующие курсы читались в университетах, педагогических институтах, военно-учебных заведениях.

В 1805 г. появился первый учебник но политической экономии. Его написал Христиан Шлецер, который, как обозначено на титуле, был надворным советником и профессором в Московском университете. Учебник назывался «Начальные основания государственного хозяйства, или Наука о народном богатстве». Книга Шлецера была издана на русском языке, а ее автор явился первым профессором, читавшим курс политической экономии в российском университете.

Первое историко-статистическое описание России конца XVIII в. осуществил академик Андрей (Генрих) Карлович Шторх. В 1804 г.в Академии Наук был создан факультет статистики.

Карл Федорович Герман организовал выпуск первого в России «Статистического журнала» (1806–1808). В журнале публиковались материалы по политической экономии и статистике. Герман - автор «Всеобщей теории статистики». В 1816–1817 гг. он читал курс лекций по политэкономии и статистике, среди его слушателей были будущие декабристы.

Агроном и писатель Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) совместно с Николаем Ивановичем Новиковым организовали издание журнала «Экономический магазин» (1780-1789).

«Историческое описание российской коммерции» опубликовал Михаил Дмитриевич Чулков (1743-1793). «Описание» Чулкова охватывало не просто историю торговли. Под «коммерцией» автор разумел историю промышленности, транспорта, средств связи, историю кредита и денежного обращения. Многотомный труд Чулкова содержит документы, указы, инструкции, подробные сведения о мануфактурах, транспортных путях, внутренней торговле, внешнеэкономических связях. В нем приведены данные по экономической и физической географии страны.

Первая работа по проблемам военной экономики принадлежит перу министра финансов Егора Францевича Канкрина (1774–1845).

Профессор политической экономии Казанского, а затем Петербургского университетов Иван Яковлевич Горлов (1814–1890) опубликовал в 1841 г. учебник по «Теории финансов».

Таковы некоторые организационные предпосылки и временные вехи становления и формирования отечественной экономической науки, а также взаимосвязанных с ней научных и учебных дисциплин.

Важную роль в реформирования экономики и в особенности финансовой системы России в начале XIX в. сыграл Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839). Родившись в семье бедного священника, он прошёл путь от семинариста до Государственного секретаря России. Это был человек острого ума, блестящих способностей, мастер литературногослова. Его взгляды на социальное устройство России были достаточно радикальными. Крепостное право он считал гражданским рабством, видел его гибельность, однако не предлагал отменить в скором будущем.

В 1803 г. Сперанский пишет работу «О государственной экономике», в которой утверждает, что Российское государство по необходимости должно покровительствовать национальной промышленности, называет разные способы улучшения земледелия, управления мануфактурами. В 1810 г. Сперанский представил в Государственный совет, созданный по его инициативе, – «План финансов», где предусматривались экономия государственных средств, изменение налоговой политики, прекращение выпуска ассигнаций и замена их металлической валютой, а также разменными билетами. Однако этот план не был принят, а его автора отправили в ссылку на 5 лет. В 1839 г. Сперанский снова выступает со своими предложениями, и на этот раз его проект послужил основой проведенной в том же году денежной реформы.

Сперанский разрабатывалтакже проекты реформирования экономики сельского хозяйства. Он предлагал запретить продажу крестьян без земли и земли без крестьян, регламентировать повинности крестьян в пользу помещика, облегчить отпуск крестьян на волю, упростить перевод в дворовые. Были у него предложения и по улучшению положения государственных крестьян.

В начале XIX в. российское дворянство не было единым в своих взглядах относительно путей дальнейшего развития помещичьего хозяйства. Основная часть дворян старалась держаться старых способов ведения хозяйства и твердо стояла на страже крепостного строя. Однако были и сторонники ликвидации феодальных пережитков в виде крепостного права и самодержавия и развития России по капиталистическому пути. Именно таких взглядов придерживались декабристы.

Павел Иванович Пестель (1793–1826) был полковником, руководителем Южного общества декабристов. «Это один из самых оригинальных умов, которых я знаю...», – писал о нем А.С.Пушкин. Пестель был знаком с трудами Смита, Сэя, Сисмонди, Шторха. В русской экономической мысли он представлял радикальное направление.

Экономические взгляды Пестеля нашли отражение в таких его произведениях, как «Практические начала политической экономии», «Краткое умозрительное обозрение», «Дележ земель», а также в «Русской правде», написанной Пестелем как программа декабристов.

Антикрепостническая программа Пестеля строилась на основе теории «естественного права», по которой создание и структура общества, его государственное устройство должны сообразовываться с рациональными и естественными требованиями каждого индивида, с его стремлением к благоденствию. Исходя из этого, Пестель требовал уничтожения сословных привилегий. Краеугольным камнем гражданского права Пестель считал право собственности. Частная собственность, по его убеждению, священна и неприкосновенна.

Наиболее радикальный характер носит аграрный проект Пестеля, изложенный в «Русской правде». Всю землю Пестель предполагал разделить в будущем на две части: общественную и частную. Общественная земля не может быть ни продана, ни заложена. Частная земля, в свою очередь, тоже подлежит разделению на две части: принадлежащую казне и принадлежащую частным лицам. Часть, принадлежащая казне, может быть арендована частными лицами или продана им. Для создания такого земельного фонда Пестель предлагал конфисковать часть земли у крупных помещиков. Реализация предложений Пестеля означала бы вступление России на капиталистический путь развития.

Пестель составил план постепенного освобождения от крепостнической зависимости сначала дворовых людей, а потом и всех остальных крестьян. Таким образом, «Русская правда» Пестеля – это проект будущего государственного устройства России, т.е. проект Конституции.

Николай Иванович Тургенев (1789–1871) был одним из руководителей Северного общества декабристов. Выходец из старинного не очень богатого рода, он учился сначала в Московском университете, а затем в Германии в университете Геттингена, где и познакомился с учением Адама Смита, повлиявшим на формирование его мировоззрения.

В 1810 г. Тургенев написал свое первое экономическое сочинение – «Рассуждение о банках». Следующая его работа – «Опыт теории налогов». В предисловии к ней автор дает высокую оценку значения экономической науки для правильного общественного устройства, в основе которого должна лежать политическая и экономическая свобода. Книга была пронизана антикрепостническими идеями.

Необходимым условием процветания нации Тургенев считал свободу внутренней и внешней торговли, но не исключал и активной протекционистской политики государства во внешней торговле в интересах развития отечественной промышленности. Собирание налогов, считал Тургенев, производится в интересах народа и государства. Налоги должны распределяться равномерно по доходам, время взимания и размеры налогов - определяться заранее, их уплата - производиться в момент, выгодный для плательщика, а сама система взимания налогов должна быть простой и дешевой для государства. На заработную плату налога не должно быть, поскольку она не представляет собой прибыль. Предлагаемая Тургеневым система налогообложения объективно соответствовала капитализму свободной конкуренции.

Тургенев поставил вопрос об использовании бумажных денег в интересах освобождения народа и его повышения благосостояния.

Тургенев не был согласен с теми из декабристов, кто выдвигал идеи военного восстания, он выступал за постепенное реформирование России.

В 1847 г. на французском языке вышел его трехтомный труд «Россия и русские» (в России он был впервые опубликован в 1906 г., и то не полностью). В нем дана подробная характеристика социально-экономического состояния России и намечена обширная программа политических и хозяйственных преобразований: уничтожение крепостного права, введение суда присяжных, отмену телесных наказаний, установление местного самоуправления и т.д.

Выводы по 1 вопросу:

1. С момента своего возникновения экономическая мысль России отражала насущные проблемы её хозяйственного и социального развития. Систематизированный характер она начинает принимать на рубеже XVII–XVIII веков.

2. История и предыстория отечественной науки отмечены многими оригинальными работами, трудами и изданиями пионерского характера.

3. Первые экономические издания активизируют научные изыскания, способствуют становлению отечественной статистики, экономической географии, военной экономики, финансовой науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: