Принимаем атмосферные условия: 
Давление окружающей среды:
, температура окружающей среды
.
Давление остаточных газов:

Принимаем температуру остаточных газов 
Процесс впуска. Принимаем температуру подогрева свежего заряда на номинальном скоростном режиме 
Плотность заряда на впуске:

В соответствии со скоростным режимом двигателя
качеством обработки внутренней поверхности впускной системы принимаем
и 
Потери давления на впуске в двигатель:

Давление в конце впуска:

Коэффициент остаточных газов:

Температура в конце впуска:

Коэффициент наполнения (с учетом того, что
и
):

Процесс сжатия. С учетом характерных значений показателя политропы сжатия для заданных параметров двигателя принимаем
. Тогда давление в конце сжатия:

Температура в конце сжатия:

Средняя молярная теплоемкость для свежего заряда в конце сжатия (без учета влияния остаточных газов):

Число молей остаточных газов:

Число молей газов в конце сжатия до сгорания:

Процесс сгорания. Средняя молярная теплоемкость при постоянном объеме для продуктов сгорания жидкого топлива в карбюраторном двигателе (при
<1):

Число молей газов после сгорания:

Расчетный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:

Принимаем коэффициент использовании теплоты
. Тогда количество теплоты, передаваемой газам на участке cz (см. рис.15) при сгорании 1 кг топлива:

Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания:

Температуру в конце сгорания определяют из уравнения сгорания для карбюраторного двигателя (при
<1):
или

Решаем уравнение относительно
и находим
. Максимальноедавление в конце сгорания (теоретическое):

Максимальное давление в конце сгорания (действительное):

Степень повышения давления:

Процесс расширения. С учетом характерных значений показателя политропы расширения для заданных параметров двигателя принимаем
. Тогда

Проверим правильность ранее принятой температуры остаточных газов (Тг
принято 1000 К):



Индикаторные параметры рабочего цикла двигателя. Среднее индикаторное давление цикла для не скругленной индикаторной диаграммы:

Принимаем коэффициент полноты индикаторной диаграммы v=0,95. Среднее индикаторное давление цикла для скругленной индикаторной диаграммы:

Индикаторный КПД:

Индикаторный удельный расход топлива:

Эффективные показатели двигателя. Принимаем предварительно скорость поршня
. Среднее давление механических потерь:

Среднее эффективное давление:

Механический КПД:

Эффективный КПД:

Эффективный удельный расход топлива:

Основные размеры цилиндра и удельные параметры двигателя:
Литраж двигателя:

Рабочий объем цилиндра:

С учетом основных размеров двигателя, принято в качестве прототипа, задаемся p=S/D=0,95. Тогда диаметр цилиндра и ход поршня:


Площадь поршня:

Средняя скорость поршня:

Различие между принятой и фактической
:

Эффективный крутящий момент двигателя:

Часовой расходтоплива:

Литровая мощность:

Удельная поршневая мощность:

Если принять массу сухого (незаправленного) двигателя со сцеплением, коробкой передач, ручным тормозом, компрессором, насосом гидроусилителя рулевого управления и вентилятором по прототипу ЗИЛ-130
, то литровая масса

и удельная масса:

| № | Марка двигателя | Эффект. мощность двигателя, кВт Ne | Номинальная частота вращения коленчатого вала, об\мин, nн | Диаметр ци- линдра, мм D | Ход поршня. мм S | Степень сжатия, ε | Длина шатуна Lш (от центра порш.пальца до центра шатун.шейки), мм | Удельный эффект расход топлива, г/кВт. ч qr | Вид топлива, элементный состав | Теплота сгорания, кДж/кг |
| Д-21 | 18,39 | "120 | 16,5 | 258,4 | ДТ С=85,7% H=13,3% O=1% | |||||
| Д- 144 | 36,78 | |||||||||
| Д-240 | 58,8 | |||||||||
| Д-241 | 51,5 | 251,5 | ||||||||
| Д- 245 | 77,2 | |||||||||
| Д-245Л | 77,2 | |||||||||
| А-41 | 66,2 | 16,5 | 251,5 | |||||||
| А-41Т | 84,5 | |||||||||
| А-01М | 95,6 | 16,5 | 251,5 | |||||||
| СМД- 60 | ПО | |||||||||
| СМД- 62 | 121,5 | |||||||||
| 12 13 | СМД- 66 | 14,5 | ||||||||
| ЯМЗ-236 | 132,4 | 16,5 | ||||||||
| ЯМЗ-238 | 176,5 | 16,5 | ||||||||
| КамАЗ- 740 | 154,4 | |||||||||
| ЗМЗ- 24Д | 69,9 | 8,5 | Бензин С=85,5% Н=14,5% | |||||||
| ЗМЗ- 52-04 | 55,2 | 6,7 | ||||||||
| ЗМЗ-53 | 84,6 | 6,7 | ||||||||
| ЗМЗ-66 | 6,7 | |||||||||
| ЗИЛ- 130 | 110,3 | 6,5 | ||||||||
| ЗИЛ-375Я4 | 132,4 | 6,5 | ||||||||
| ВАЗ-2103 | 56,6 | 8,5 | - | |||||||
| ВАЗ-2121 | 58,8 | 8.5 | - | |||||||
| АЗЛК-412 | 55.2 | 8,8 | - | |||||||
| ВАЗ-2110(к) | 9.9 | - | - | |||||||
| ВАЗ-2111 | 9,9 | - | ||||||||
| BA32I12 | 68.8 | 10.5 | - | - |
Литература
1. Двигатели внутреннего сгорания: Теория рабочих процессов / Под.ред. В.Н.Луканина. – М: Высш.шк., 1995. - 368с: ил.
2. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочностьпоршневых и комбинированных двигателей / Под.ред. А.С.Орлина и М.Г.Круглова. – М.: Машиностроение, 1984. – 384с: ил.
3. Березовский А.Б., Турилов A.M. Теория поршневых двигателей: Учебн. пособие. – Казань: Казан, гос. техн. ун-т, 2002. – 150с: ил.
Учебное пособие






