Содержание. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Факультет «Торговое дело»


Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры ____________

_________________________________

«_____»_________________2013 г.

Протокол №__

Зав. кафедрой________ В.А. Осовцев

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета д.э.н., профессор

_________ Д.Д.Костоглодов

«_____»_________________2013 г.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины

Б3.В.ОД.8 Маркетинговый анализ

Направление подготовки

100700 «Торговое дело»

Профиль подготовки

10070002 «Маркетинг в торговле»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Составитель

д.э.н., доцент В.А. Бондаренко

Ростов-на-Дону

Содержание

I Рабочая программа учебной дисциплины.  
II Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник)  
III Методические указания (рекомендации) - методические указания по изучению дисциплины; - методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; - методические указания по выполнению курсовых работ/проектов и рефератов; - методические указания по самостоятельной работе студентов  
IV Контроль знаний (тесты, образец билета, вопросы для экзамена, зачета) - текущий контроль знаний; - итоговый контроль знаний  
V Сведения о ППС  
VI Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе  
VII Дополнительный материал (словари, глоссарий)  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.ОД.8 Маркетинговый анализ

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

100700 Торговое дело

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

10070002 Маркетинг в торговле

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Торгового дела
КАФЕДРА   Маркетинга и рекламы

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    5 лет 3г 06м (с) 3г06м (в)
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам        
8 сем. 4 курс 4 курс 4 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам        
8 сем. 4 курс 4 курс 4 курс
В интерактивной форме, час        
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам        
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам 8 сем. 4 курс 3 курс 2 курс
- др. виды работы по семестрам        
Зачеты, по семестрам, час        
Экзамены, по семестрам, час 8 сем., 36ч 4 курс, 9ч 3 курс, 9ч 2 курс, 9ч
Всего ЗЕТ по учебному плану    

ОСНОВАНИЕ

Учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 100700 «Торговое дело» профиль 10070002 «Маркетинг в торговле» одобрен Ученым советом вуза 27.02.2013г. протокол №7; Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 100700 «Торговое дело» (квалификация (степень) бакалавр). Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009г. приказ № 787.

АВТОР к.э.н, старший преподаватель   Бондаренко В.А.  
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой Маркетинг и реклама   Осовцев В.А.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления   Костоглодов Д.Д.  
Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А.  

Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)

Целью изучения дисциплины «Маркетинговый анализ» являются изучение теоретических положений и выработка практических подходов к проведению анализа. В процессе преподавания дисциплины «Маркетинговый анализ» решаются задачи получения студентами следующих знаний: - дать студентам знания по теории выявления существующих закономерностей и тенденций на рынках товаров и услуг; - изучить установление взаимосвязей между отдельными процессами и явлениями на рынке для нужд маркетинговой активности фирмы; -ознакомить с современными методиками осмысления, объяснения, оценки и обобщения собранных при проведении анализа данных; - привить практические навыки для проведения качественной оценки рынка и освоения методологии проведения маркетингового анализа; - совершенствование навыков творческой работы с научной и специальной литературой.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать: - основные понятия и содержание экономического анализа в деятельности предприятия; - место и роль маркетингового анализа при работе организации в условиях современного конкурентного рынка; - значение профессиональной оценки информационного обеспечения маркетинговой деятельности и анализа; - основные подходы и методики проведения маркетингового анализа для нужд организации; - алгоритм проведения маркетингового анализа на предприятии. - содержание маркетинговой миссии предприятия, реализации конкурентного анализа отрасли, составляющие товарной и ценовой политики фирмы.
Студент должен уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат в области организации и проведения маркетингового анализа в деятельности фирмы; - ориентироваться в вопросах компьютерного маркетинга и построения информационной маркетинговой системы предприятия; - анализировать информацию (макроэкономическую, отраслевую, региональную, внутрифирменную), используемую в оценке маркетинговой деятельности и диагностике положения фирмы на рынке (анализ макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды фирмы); - определять рыночный и производственный потенциал фирмы и прогнозировать основные рыночные конъюнктуры; - переоценивать правильность выбора целевых сегментов и сегментации рынка на основании статистики рыночной информации; - оценивать конкурентоспособность предприятия и его продукции; - анализировать соотвествие товарной и ценовой политики фирмы ее стратегической цели на рынке; - приобретать новые знания в условиях развития науки, используя современные информационные технологии оценки маркетинговой деятельности; - разбираться в дискуссионных вопросах теории маркетингового анализа, обосновать свою точку зрения; - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, статьи по проблемам реализации маркетингового анализа в деятельности фирмы.
Студент должен: - - владеть системой знаний о проведении аналитической работы по оценке рыночной/маркетинговой информации; - современными методиками расчета активности и эффективности «рыночного присутствия» фирмы; - навыками применения инструментов оценки организационной, плановой, сбытовой, сервисной составляющих организации для решения маркетинговых задач; - современными методами сбора, анализа и обработки информации о маркетинговой активности компании для целей оценки; - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации оценки конкретного объекта приложения маркетингового анализа
У студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК): - экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ПК-1); - способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4). -способностью идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации (ПК-7);

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Маркетинг Экономика организации Коммерческая деятельность Экономика предприятия Маркетинг продаж Управление маркетингом

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма 4 г.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Очная форма обучения    
24-33     Лекции    
24-26     Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 1 «Понятие маркетингового анализа» Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 2 «Оценка информационной структуры маркетинга» Понятие и значение информации. Понятие информационной системы управления. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности и анализа. Компьютерный маркетинг и построение информационной маркетинговой системы. Оценка информатизации и компьютеризации коммерческой и маркетинговой деятельности М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 3 «Анализ маркетинговой среды предприятия» Значение и содержание анализа среды. Анализ макроокружения. Анализ непосредственного окружения. Анализ внутренней среды предприятия. Методы анализа среды. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
27-     Модуль 2. «Прикладные аспекты реализации маркетингового анализа» М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 1 «Анализ состояния предприятия» Оценка миссии предприятия, его целей и стратегий. Анализ организационной и плановой системы предприятия. Оценка производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала. Оценка сбытовых составляющих предприятия. Анализ состояния сервисного обслуживания продукции предприятия. Оценка потенциала предприятия. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 2 «Анализ рынка» Значение и содержание анализа рынка. Необходимость анализа конъюнктуры рынка. Показатели статистики рынка. Оценка условий деятельности на рынке, правильности выбора целевых рынков, сегментации рынка. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 3 «Анализ конкуренции и конкурентов» Конкурентный анализ отрасли. Схема проведения анализа и его содержание. Ключевые факторы успеха. Анализ конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов. Анализ конкурентоспособности предприятия. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 4 «Анализ товарной политики предприятия» Оценка состояния товарной политики. Анализ политики повышения качества и конкурентоспособности товаров. Анализ инновационной политики предприятия. Оценка деятельности по продлению жизненного цикла товаров. Оценка деятельности по позиционированию продукции. Оценка ассортиментной политики. Анализ товаров, их сильных и слабых сторон. Методологии оценки конкурентоспособности товаров. Факторы, параметры, показатели конкурентоспособности товаров. Рыночные, производственные, сбытовые и сервисные факторы конкурентоспособности товаров. Показатели конкурентоспособности потребительских товаров, учитываемые покупателями, значимые для торговых предприятий и предприятий-производителей. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 5 «Анализ ценовой политики» Оценка состояния ценовой политики предприятия. Анализ цен. Информационное обеспечение анализа цен. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
21-33     Лекция 6 «Аудит маркетинга» Понятие аудита маркетинга и его влияние на оценку маркетинговой деятельности. Составляющие маркетингового аудита и их оценка. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
24-33     Практические занятия/семинары    
24-26     Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Понятие маркетингового анализа». Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 2 «Оценка информационной структуры маркетинга» Проанализируйте состояние информационного обеспечения маркетинговой и сбытовой деятельности реально существующего или вымышленного предприятия (базы практики): информационная потребность и фактическое обеспечение, затраты на приобретение информации, каналы и периодичность поступления, выявление подразделений и лиц, осуществляющих сбор, обработку и хранение информации. Дайте оценку компьютеризации маркетинговой и коммерческой деятельности. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 3 «Анализ маркетинговой среды предприятия» 1.Значение и содержание анализа среды. 2.Анализ макроокружения. 3. Анализ непосредственного окружения. 4. Анализ внутренней среды предприятия. 5. Методы анализа среды. 6.Проведите анализ макроокружения и непосредственного окружения конкретного предприятия с использованием методов анализа среды. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
  27-33     Модуль 2. «Практические аспекты реализации маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Анализ состояния предприятия» На примере конкретного предприятия оцените: 1) миссию предприятия, его цели и стратегии развития; 2)организационную и плановую систему; 3)производственный и научно-технический потенциал предприятия; 4)состояние сбытовой деятельности предприятия; 5) сильные и слабые стороны предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 2 «Анализ рынка» На примере конкретного предприятия осуществите анализ рынков сбыта, оцените используемые критерии и факторы сегментации рынка и правильность выбора целевых сегментов. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 3 «Анализ конкуренции и конкурентов» Осуществите на примере конкретного предприятия: 1)конкурентный анализ отрасли; 2)анализ конкурентов данного предприятия; 3)оцените конкурентоспособность данного предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 4 «Анализ товарной политики предприятия» 1.Оценка ассортиментной политики. Анализ товаров, их сильных и слабых сторон. 2. Методологии оценки конкурентоспособности товаров. Факторы, параметры, показатели конкурентоспособности товаров. 3.Рыночные, производственные, сбытовые и сервисные факторы конкурентоспособности товаров. 4. Показатели конкурентоспособности потребительских товаров, учитываемые покупателями, значимые для торговых предприятий и предприятий-производителей. 5.Осуществите анализ товарной политики конкретного предприятия. 6. Оцените конкурентоспособность продукции конкретного предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 5 «Анализ ценовой политики» 1. Оценка состояния ценовой политики предприятия. Цели ценовой политики. 2. Внутренние и внешние факторы воздействия на ценовую политику и ценообразование. Анализ цен. Информационное обеспечение анализа ценовой политики и цен. 3. Оцените состояние ценовой политики конкретного предприятия. 4. Осуществите анализ цен на продукцию конкретного предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
32-33     Практическое занятие 6 «Аудит маркетинга» 1. Понятие аудита маркетинга и его влияние на оценку маркетинговой деятельности. 2.Процесс маркетингового аудита. Составляющие маркетингового аудита и их оценка. 3.Оцените состояние организации и планирования маркетинговых коммуникаций на конкретном предприятии. 4. Оцените эффективность применяемых маркетинговых коммуникаций на примере конкретного предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) заочная форма обучения, 5 лет.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Заочная форма обучения    
      Лекции    
      Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 1 «Понятие маркетингового анализа» Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Модуль 2. «Прикладные аспекты реализации маркетингового анализа» М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 1 «Анализ состояния предприятия» Оценка миссии предприятия, его целей и стратегий. Анализ организационной и плановой системы предприятия. Оценка производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала. Оценка сбытовых составляющих предприятия. Анализ состояния сервисного обслуживания продукции предприятия. Оценка потенциала предприятия. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 2 «Анализ рынка» Значение и содержание анализа рынка. Необходимость анализа конъюнктуры рынка. Показатели статистики рынка. Оценка условий деятельности на рынке, правильности выбора целевых рынков, сегментации рынка. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 3 «Анализ конкуренции и конкурентов» Конкурентный анализ отрасли. Схема проведения анализа и его содержание. Ключевые факторы успеха. Анализ конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов. Анализ конкурентоспособности предприятия. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практические занятия/семинары    
      Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Понятие маркетингового анализа». Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 2 «Оценка информационной структуры маркетинга» Проанализируйте состояние информационного обеспечения маркетинговой и сбытовой деятельности реально существующего или вымышленного предприятия (базы практики): информационная потребность и фактическое обеспечение, затраты на приобретение информации, каналы и периодичность поступления, выявление подразделений и лиц, осуществляющих сбор, обработку и хранение информации. Дайте оценку компьютеризации маркетинговой и коммерческой деятельности. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Модуль 2. «Практические аспекты реализации маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Анализ состояния предприятия» На примере конкретного предприятия оцените: 1) миссию предприятия, его цели и стратегии развития; 2)организационную и плановую систему; 3)производственный и научно-технический потенциал предприятия; 4)состояние сбытовой деятельности предприятия; 5) сильные и слабые стороны предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 2 «Анализ рынка» На примере конкретного предприятия осуществите анализ рынков сбыта, оцените используемые критерии и факторы сегментации рынка и правильность выбора целевых сегментов. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 3 «Анализ конкуренции и конкурентов» Осуществите на примере конкретного предприятия: 1)конкурентный анализ отрасли; 2)анализ конкурентов данного предприятия; 3)оцените конкурентоспособность данного предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) заочная форма обучения, 3г.06м.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Заочная форма обучения    
      Лекции    
      Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 1 «Понятие маркетингового анализа» Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практические занятия/семинары    
      Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Понятие маркетингового анализа». Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Модуль 2. «Практические аспекты реализации маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Анализ состояния предприятия» На примере конкретного предприятия оцените: 1) миссию предприятия, его цели и стратегии развития; 2)организационную и плановую систему; 3)производственный и научно-технический потенциал предприятия; 4)состояние сбытовой деятельности предприятия; 5) сильные и слабые стороны предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 2 «Анализ рынка» На примере конкретного предприятия осуществите анализ рынков сбыта, оцените используемые критерии и факторы сегментации рынка и правильность выбора целевых сегментов. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) заочная форма обучения, 3г.06м.

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Заочная форма обучения    
      Лекции    
      Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Лекция 1 «Понятие маркетингового анализа» Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. М, П, Д ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практические занятия/семинары    
      Модуль 1. «Теоретические основы маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Понятие маркетингового анализа». Предмет и содержание курса. Понятие и содержание маркетингового анализа. Методы маркетингового анализа. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Модуль 2. «Практические аспекты реализации маркетингового анализа» Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 1«Анализ состояния предприятия» На примере конкретного предприятия оцените: 1) миссию предприятия, его цели и стратегии развития; 2)организационную и плановую систему; 3)производственный и научно-технический потенциал предприятия; 4)состояние сбытовой деятельности предприятия; 5) сильные и слабые стороны предприятия. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7
      Практическое занятие 2 «Анализ рынка» На примере конкретного предприятия осуществите анализ рынков сбыта, оцените используемые критерии и факторы сегментации рынка и правильность выбора целевых сегментов. Э, ПБ, И ПК-1 ПК-4, ПК-7

2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения 4 года

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
24-33   Задания для самостоятельной работы: Тема «Понятие маркетингового анализа» 1. Понятие и содержание маркетингового анализа. 2.Цели и задачи маркетингового анализа. 3.Принципы, на которых базируется современный анализ. 4.Предмет и объекты маркетингового анализа. 5.Понятие метода маркетингового анализа. Стадии процесса проведения маркетингового анализа. 6. Методы маркетингового анализа и их характеристика. Тема «Оценка информационной структуры маркетинга» 1.Понятие и значение информации. 2.Параметры, характеристики маркетинговой информации. 3.Классификация маркетинговой информации. 4.Понятие информационной системы управления. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности и анализа. 5. Компьютерный маркетинг и построение информационной маркетинговой системы. 6.Оценка информатизации и компьютеризации коммерческой и маркетинговой деятельности. Тема «Анализ маркетинговой среды предприятия» 1.Значение и содержание анализа среды. 2.Анализ макроокружения. 3.Анализ непосредственного окружения. 4. Анализ внутренней среды предприятия. 5. Методы анализа среды. Тема «Анализ состояния предприятия» 1.Оценка миссии предприятия, его целей и стратегий. 2.Анализ организационной и плановой системы предприятия. 3.Оценка производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала. 4.Оценка сбытовых составляющих предприятия. 5. Анализ состояния сервисного обслуживания продукции предприятия. 6.Оценка потенциала предприятия. Тема «Анализ рынка» 1.Значение и содержание анализа рынка. 2.Необходимость анализ конъюнктуры рынка. 3.Показатели статистики рынка. 4.Оценка условий деятельности на рынке. 5.Правильность выбора целевых рынков, осуществления сегментации рынка. Тема «Анализ конкуренции и конкурентов» 1.Конкурентный анализ отрасли. Схема проведения анализа и ее содержание. 2.Определение главных экономических характеристик отрасли, ее движущих сил развития. 3.Оценка сил конкуренции и конкурентной позиции предприятия в отрасли. 4.Прогноз вероятных действий ближайших конкурентов. 5.Определение ключевых факторов успеха. 6.Оценка перспектив развития отрасли. 7.Схема и элементы анализа конкурентов. 8.Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия. 9.Оценка конкурентоспособности предприятия. Тема «Анализ товарной политики предприятия» 1.Оценка состояния товарной политики. 2.Анализ политики повышения качества и конкурентоспособности товаров. 3.Анализ инновационной политики предприятия. 4.Оценка деятельности по продлению жизненного цикла товаров. Оценка деятельности по позиционированию продукции. 5.Оценка ассортиментной политики. 6.Анализ товаров, их сильных и слабых сторон. 7.Методологии оценки конкурентоспособности товаров. 8.Факторы, параметры, показатели конкурентоспособности товаров. 9.Рыночные, производственные, сбытовые и сервисные факторы конкурентоспособности товаров. 10.Показатели конкурентоспособности потребительских товаров, учитываемые покупателями, значимые для торговых предприятий и предприятий-производителей. Тема «Анализ ценовой политики» 1.Оценка состояния ценовой политики предприятия. Цели ценовой политики. 2.Внутренние и внешние факторы воздействия на ценовую политику и ценообразование. 3.Содержание анализа цен. 4.Информационное обеспечение анализа ценовой политики и цен. Тема «Аудит маркетинга» 1.Понятие аудита маркетинга и его влияние на оценку маркетинговой деятельности. 2.Процесс маркетингового аудита. 3.Составляющие маркетингового аудита и их оценка. ПК-1 ПК-4
24-33     Усвоение текущего учебного материала ПК-1 ПК-4
24-33   Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента ПК-1 ПК-4

Самостоятельная работа студента - заочная форма обучения, 5лет

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Задания для самостоятельной работы: Тема «Понятие маркетингового анализа» 1. Понятие и содержание маркетингового анализа. 2.Цели и задачи маркетингового анализа. 3.Принципы, на которых базируется современный анализ. 4.Предмет и объекты маркетингового анализа. 5.Понятие метода маркетингового анализа. Стадии процесса проведения маркетингового анализа. 6. Методы маркетингового анализа и их характеристика. Тема «Оценка информационной структуры маркетинга» 1.Понятие и значение информации. 2.Параметры, характеристики маркетинговой информации. 3.Классификация маркетинговой информации. 4.Понятие информационной системы управления. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности и анализа. 5. Компьютерный маркетинг и построение информационной маркетинговой системы. 6.Оценка информатизации и компьютеризации коммерческой и маркетинговой деятельности. Тема «Анализ маркетинговой среды предприятия» 1.Значение и содержание анализа среды. 2.Анализ макроокружения. 3.Анализ непосредственного окружения. 4. Анализ внутренней среды предприятия. 5. Методы анализа среды. Тема «Анализ состояния предприятия» 1.Оценка миссии предприятия, его целей и стратегий. 2.Анализ организационной и плановой системы предприятия. 3.Оценка производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала. 4.Оценка сбытовых составляющих предприятия. 5. Анализ состояния сервисного обслуживания продукции предприятия. 6.Оценка потенциала предприятия. Тема «Анализ рынка» 1.Значение и содержание анализа рынка. 2.Необходимость анализ конъюнктуры рынка. 3.Показатели статистики рынка. 4.Оценка условий деятельности на рынке. 5.Правильность выбора целевых рынков, осуществления сегментации рынка. Тема «Анализ конкуренции и конкурентов» 1.Конкурентный анализ отрасли. Схема проведения анализа и ее содержание. 2.Определение главных экономических характеристик отрасли, ее движущих сил развития. 3.Оценка сил конкуренции и конкурентной позиции предприятия в отрасли. 4.Прогноз вероятных действий ближайших конкурентов. 5.Определение ключевых факторов успеха. 6.Оценка перспектив развития отрасли. 7.Схема и элементы анализа конкурентов. 8.Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия. 9.Оценка конкурентоспособности предприятия. Тема «Анализ товарной политики предприятия» 1.Оценка состояния товарной политики. 2.Анализ политики повышения качества и конкурентоспособности товаров. 3.Анализ инновационной политики предприятия. 4.Оценка деятельности по продлению жизненного цикла товаров. Оценка деятельности по позиционированию продукции. 5.Оценка ассортиментной политики. 6.Анализ товаров, их сильных и слабых сторон. 7.Методологии оценки конкурентоспособности товаров. 8.Факторы, параметры, показатели конкурентоспособности товаров. 9.Рыночные, производственные, сбытовые и сервисные факторы конкурентоспособности товаров. 10.Показатели конкурентоспособности потребительских товаров, учитываемые покупателями, значимые для торговых предприятий и предприятий-производителей. Тема «Анализ ценовой политики» 1.Оценка состояния ценовой политики предприятия. Цели ценовой политики. 2.Внутренние и внешние факторы воздействия на ценовую политику и ценообразование. 3.Содержание анализа цен. 4.Информационное обеспечение анализа ценовой политики и цен. Тема «Аудит маркетинга» 1.Понятие аудита маркетинга и его влияние на оценку маркетинговой деятельности. 2.Процесс маркетингового аудита. 3.Составляющие маркетингового аудита и их оценка. ПК-1 ПК-4
      Усвоение текущего учебного материала ПК-1 ПК-4

Самостоятельная работа студента - заочная форма обучения, 3г. 06м.

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Задания для самостоятельной работы: Тема «Понятие маркетингового анализа» 1. Понятие и содержание маркетингового анализа. 2.Цели и задачи маркетингового анализа. 3.Принципы, на которых базируется современный анализ. 4.Предмет и объекты маркетингового анализа. 5.Понятие метода маркетингового анализа. Стадии процесса проведения маркетингового анализа. 6. Методы маркетингового анализа и их характеристика. Тема «Оценка информационной структуры маркетинга» 1.Понятие и значение информации. 2.Параметры, характеристики маркетинговой информации. 3.Классификация маркетинговой информации. 4.Понятие информационной системы управления. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности и анализа. 5. Компьютерный маркетинг и построение информационной маркетинговой системы. 6.Оценка информатизации и компьютеризации коммерческой и маркетинговой деятельности. Тема «Анализ маркетинговой среды предприятия» 1.Значение и содержание анализа среды. 2.Анализ макроокружения. 3.Анализ непосредственного окружения. 4. Анализ внутренней среды предприятия. 5. Методы анализа среды. Тема «Анализ состояния предприятия» 1.Оценка миссии предприятия, его целей и стратегий. 2.Анализ организационной и плановой системы предприятия. 3.Оценка производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала. 4.Оценка сбытовых составляющих предприятия. 5. Анализ состояния сервисного обслуживания продукции предприятия. 6.Оценка потенциала предприятия. Тема «Анализ рынка» 1.Значение и содержание анализа рынка. 2.Необходимость анализ конъюнктуры рынка. 3.Показатели статистики рынка. 4.Оценка условий деятельности на рынке. 5.Правильность выбора целевых рынков, осуществления сегментации рынка. Тема «Анализ конкуренции и конкурентов» 1.Конкурентный анализ отрасли. Схема проведения анализа и ее содержание. 2.Определение главных экономических характеристик отрасли, ее движущих сил развития. 3.Оценка сил конкуренции и конкурентной позиции предприятия в отрасли. 4.Прогноз вероятных действий ближайших конкурентов. 5.Определение ключевых факторов успеха. 6.Оценка перспектив развития отрасли. 7.Схема и элементы анализа конкурентов. 8.Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия. 9.Оценка конкурентоспособности предприятия. Тема «Анализ товарной политики предприятия» 1.Оценка состояния товарной политики. 2.Анализ политики повышения качества и конкурентоспособности товаров. 3.Анализ инновационной политики предприятия. 4.Оценка деятельности по продлению жизненного цикла товаров. Оценка деятельности по позиционированию продукции. 5.Оценка ассортиментной политики. 6.Анализ товаров, их сильных и слабых сторон. 7.Методологии оценки конкурентоспособности товаров. 8.Факторы, параметры, показатели конкурентоспособности товаров. 9.Рыночные, производственные, сбытовые и сервисные факторы конкурентоспособности товаров. 10.Показатели конкурентоспособности потребительских товаров, учитываемые покупателями, значимые для торговых предприятий и предприятий-производителей. Тема «Анализ ценовой политики» 1.Оценка состояния ценовой политики предприятия. Цели ценовой политики. 2.Внутренние и внешние факторы воздействия на ценовую политику и ценообразование. 3.Содержание анализа цен. 4.Информационное обеспечение анализа ценовой политики и цен. Тема «Аудит маркетинга» 1.Понятие аудита маркетинга и его влияние на оценку маркетинговой деятельности. 2.Процесс маркетингового аудита. 3.Составляющие маркетингового аудита и их оценка. ПК-1 ПК-4
      Усвоение текущего учебного материала ПК-1 ПК-4

Самостоятельная работа студента - заочная форма обучения, 3г.06м.

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Задания для самостоятельной работы: Тема «Понятие маркетингового анализа» 1. Понятие и содержание маркетингового анализа. 2.Цели и задачи маркетингового анализа. 3.Принципы, на которых базируется современный анализ. 4.Предмет и объекты маркетингового анализа. 5.Понятие метода маркетингового анализа. Стадии процесса проведения маркетингового анализа. 6. Методы маркетингового анализа и их характеристика. Тема «Оценка информационной структуры маркетинга» 1.Понятие и значение информации. 2.Параметры, характеристики маркетинговой информации. 3.Классификация маркетинговой информации. 4.Понятие информационной системы управления. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности и анализа. 5. Компьютерный маркетинг и построение информационной маркетинговой системы. 6.Оценка информатизации и компьютеризации коммерческой и маркетинговой деятельности. Тема «Анализ маркетинговой среды предприятия» 1.Значение и содержание анализа среды. 2.Анализ макроокружения. 3.Анализ непосредственного окружения. 4. Анализ внутренней среды предприятия. 5. Методы анализа среды. Тема «Анализ состояния предприятия» 1.Оценка миссии предприятия, его целей и стратегий. 2.Анализ организационной и плановой системы предприятия. 3.Оценка производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала. 4.Оценка сбытовых составляющих предприятия. 5. Анализ состояния сервисного обслуживания продукции предприятия. 6.Оценка потенциала предприятия. Тема «Анализ рынка» 1.Значение и содержание анализа рынка. 2.Необходимость анализ конъюнктуры рынка. 3.Показатели статистики рынка. 4.Оценка условий деятельности на рынке. 5.Правильность выбора целевых рынков, осуществления сегментации рынка. Тема «Анализ конкуренции и конкурентов» 1.Конкурентный анализ отрасли. Схема проведения анализа и ее содержание. 2.Определение главных экономических характеристик отрасли, ее движущих сил развития. 3.Оценка сил конкуренции и конкурентной позиции предприятия в отрасли. 4.Прогноз вероятных действий ближайших конкурентов. 5.Определение ключевых факторов успеха. 6.Оценка перспектив развития отрасли. 7.Схема и элементы анализа конкурентов. 8.Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия. 9.Оценка конкурентоспособности предприятия. Тема «Анализ товарной политики предприятия» 1.Оценка состояния товарной политики. 2.Анализ политики повышения качества и конкурентоспособности товаров. 3.Анализ инновационной политики предприятия. 4.Оценка деятельности по продлению жизненного цикла товаров. Оценка деятельности по позиционированию продукции. 5.Оценка ассортиментной политики. 6.Анализ товаров, их сильных и слабых сторон. 7.Методологии оценки конкурентоспособности товаров. 8.Факторы, параметры, показатели конкурентоспособности товаров. 9.Рыночные, производственные, сбытовые и сервисные факторы конкурентоспособности товаров. 10.Показатели конкурентоспособности потребительских товаров, учитываемые покупателями, значимые для торговых предприятий и предприятий-производителей. Тема «Анализ ценовой политики» 1.Оценка состояния ценовой политики предприятия. Цели ценовой политики. 2.Внутренние и внешние факторы воздействия на ценовую политику и ценообразование. 3.Содержание анализа цен. 4.Информационное обеспечение анализа ценовой политики и цен. Тема «Аудит маркетинга» 1.Понятие аудита маркетинга и его влияние на оценку маркетинговой деятельности 2.Процесс маркетингового аудита. 3.Составляющие маркетингового аудита и их оценка. ПК-1 ПК-4
      Усвоение текущего учебного материала ПК-1 ПК-4

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Тема «Анализ товарной политики предприятия» Деловая игра «Разработка маркетинговой программы предприятия сферы общественного питания» Суть игры в разработке целевой маркетинговой программы для кофейни в классическом понимании, кофейни-кафе и кофейни-ресторана, рассматриваемых в качестве новых стратегических бизнес единиц в том числе и в ценовом аспекте). Место проведения- аудитория  
2. Разбор конкретных ситуаций Тема «Анализ состояния предприятия» Студенты решают задачи положения предприятия на рынке, выведении новой продукции на рынок и управлении товарным портфелем. Место проведения- аудитория  
3. Применение электронных мультимедийных учебных пособий Тема «Понятие маркетингового анализа» Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики. Электронный учебник.  
4. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Тема «Анализ конкуренции и конкурентов» Студенты разбиваются на две группы и исследуют независимо друг ситуацию в сфере оптовой торговли в условиях роста конкуренции и трансформации рынка дистрибуции. Далее совместно выявляются общие тенденции и региональные особенности дистрибуции различных видов продукции.  
5. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) Тема «Анализ рынка» Кейс «Россия – новый рынок продаж» Студенты разбиваются на две команды, представляющие разные фирмы и предлагают подходы к выходу на российский рынок. Вопросы: 1. Какие побудительные мотивы освоения нового рынка могут определить положительное решение президента американской компании? 2. Советуете ли вы президенту американской компании принять предложение о бартерной сделке? Положительный и отрицательный от­веты аргументируйте. Какие условия поставки и платежа вы могли бы предложить для этой сделки? 3. Использовала ли российская торговая организация принципы маркетинга в своей деятельности? 4. Обсудите влияние факторов внешней среды маркетинга на сложившуюся ситуацию. Место проведения- аудитория  

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература
1. АакерД. Стратегическое рыночное управление. –СПб.: Питер, 2002.  
2. Аникеев С.М. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Фолиум,1995.  
3. Анурин В., Муромкина Е., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка.- СПб.: Питер, 2004.  
4. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия.-М.: Инфра-М, 2001.  
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. –М.: Экономика, 1999.  
6. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2001. -
7. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. – М.: Эксмо, 2002. -
8. Березин И.С. Практика исследования рынка. – М.: Бератор-Пресс, 2003.  
9. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. – СПб.: Питер, 2001.  
10. Браун К. Практическое пособие по стимулированию сбыта. – М.: ИМИДЖ –Контакт, ИНФРА – М, 2003. -
11. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: Интерэкспорт, Экономика, 1995.  
12. Вествуд Д. Маркетинговый план. – СПб.: Питер, 2001.  
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 1998.  
14. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финпресс, 2000.  
15. Григорьев М.Н. Программные продукты в маркетинге. –М.: Гардарики, 2004.  
16. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. – М.: Вильямс, 2003. -
17. Дибб С, Симкин Л.,Брэдли Дж. Практическое руководство по маркетинговому планированию. –СПб.: Питер, 2001.  
18. Доумен Д. и др. Изучение конъюнктуры рынка – это просто.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.  
19. Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме. – М.: Новое знание, 2002. -
20. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах. – М.: Инфра-М, 2000.  
21. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы. –М.: Эксмо, 2006. -
22. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.  
23. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. – М.: Ось-89, 1997. -
24. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. –СПб.: Наука, 1996.  
25. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 1997.  
26. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001.  
27. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. –М.: Юрайт-Издат, 2004.  
28. Маркетинг. Учебник-практикум. / Под ред. Ващекина Н.П. – М.: Информ-Знание, 1999. -
29. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах. /Под ред. Л.А.Данченок. –М.: Маркет ДС, 2006.  
30. Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля. – СПб.: Питер, 2005.  
Дополнительная литература
1. Березин, Игорь Станиславович. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение [Текст] / И. С. Березин. - 3-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Вершина, 2008. - 480 с.  
2. Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса [Текст]: практика круп. рос. компаний / под ред. А. А. Бравермана. - М.: Экономика, 2006. - 319 с.  
3. Манн, Игорь Борисович. Маркетинг на 100 %: Ремикс: Как стать хорошим менеджером по маркетингу [Текст] / И. Б. Манн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 416 с.  
4. Мхитарян, Сергей Владимирович. Отраслевой маркетинг [Текст]: учеб. пособие / С. В. Мхитарян. - М.: ЭКСМО, 2006. - 368 с.  

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
  ПК, Ноут-буки, TV-экран, плоттер Обучающее и контролирующее назначение. Использование программных продуктов Windows:WinWord, WinExcel, PowerPoint; сеть Интернет.
  ПК, проектор, TV-экран
  Плазменная панель, конференц-система, TV-экраны, DVD-проигрыватель, видеосистема
  Ноут-бук, видеокамера, цифровой фотоаппарат

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: