В РФ происходят существенные изменения в составе управленческого персонала — все больше женщин появляется на разных уровнях управления организаций. Имеются некоторые особенности в выборе женщинами средств и методов управленческого воздействия, в разработке и реализации УР.
К особенностям женского подхода относятся способность к объединению, открытому общению, к настоящей продуктивной работе в команде и мотивации, а также чувствительность и интуиция в отношениях с персоналом компании. Женский подход в бóльшей мере основан на коллективной работе персонала в слабо меняющихся условиях внешней среды. Женщины-руководители хорошо проявляют себя в подразделениях и филиалах компаний, зависимых и дочерних фирмах и т.п. Начинает складываться так называемый женский стиль управления (мягкое управление). Ему присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничества (конкуренции). Женщинам-руководителям больше важен сам процесс деятельности и меньше — результат. Приоритет процесса выводит компанию, руководимую женщиной, на более высокое качество продукции и самой управленческой деятельности.
Многовековая история женской доли сформировала в женском сознании (возможно, на генном уровне) идею о коллективном выживании. В своей деятельности они вольно или невольно пытаются приобщить большинство персонала к активной управленческой или производственной деятельности, предоставляя им одновременно пространство для реализации их собственных потребностей и интересов. Они часто переносят привычки семейной жизни в свой стиль деятельности компании.
Женский стиль придает меньшее значение иерархии в организации и символам статуса компании — атрибутам внешнего вида компании: представительскому автомобилю, большой охране, сотовому телефону и т.п., — создавая тем самым больший демократизм в отношениях с внешней средой. Женщина лояльно относится к чужим достижениям, если они не касаются ее личности.
Мужчина-руководитель — традиционное явление мирового менеджмента — часто ставит на первое место себя, более заботится об укреплении своих позиций. Это препятствует делегированию власти, в результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функций в компании, пропадая там целыми сутками. Приоритетом для него является результат, а не сам процесс его достижения. Известный девиз «Цель оправдывает средства» очень характерен для мужчин-руководителей.
В результате приведенного обсуждения и данных многочисленных публикаций можно выделить следующие конкретные признаки, характеризующие мужской и женский стили управления:
Женский стиль управления Мужской стиль управления
Предпочитает такие структуры Предпочитает такие структуры
компании, как подразделения, фи- компании, как материнские, хол-
лиалы, виртуальные структуры динговые, самостоятельные
Ориентирован на личность и про- Ориентирован на технологию и ре-
цесс зультат
Основан на взаимоотношениях Основан на борьбе за выживание
Ориентирован на доверие Ориентирован на регламент (дейст-
вия по должностным инструкциям)
Основан на прямом участии в Основан на прямом участии в
формальных и неформальных от- формальных и косвенном — в
ношениях неформальных отношениях
Предусматривает широкий обмен Предусматривает широкий обмен
информацией для поддержания информацией для получения власти
отношений
Предпочитает широкое коллеги- Предпочитает узкое коллегиальное
альное обсуждение для РУР обсуждение для РУР или едино-
личную разработку УР
Основан на методе «пряника» Основан на методе «кнута»
Благосклонен к разделению вла- Благосклонен к концентрации
стных полномочий властных полномочий
Не склонен придавать большого Склонен придавать большое значе-
значения внешней атрибутике ние внешней атрибутике
Основан на ожидании расчетного Основан на обязательном получе-
результата деятельности нии результата деятельности
Допускает эмоции в отношениях Допускает эмоции в
непроизводственных отношениях
Предпочитает в качестве основы Предпочитает в качестве основы
неформальные отношения формальные отношения (дистанцию)
Предполагает работу на низких Предполагает работу на высоких
уровнях противоречий (различие уровнях противоречий (столкновение
или поляризация) или антагонизм)
В психологии управления разработаны психосоциотипы личности, помогающие анализировать конкретные ситуации в компании. Среди них личности типа: Есенин, Достоевский, Гексли, Гамлет, Робеспьер, Бальзак, Дон Кихот, Джек Лондон, Драйзер, Максим Горький, Гюго, Штирлиц, Дюма, Габен, Наполеон, Жуков. В каждой компании всегда можно найти людей, которые поступками напоминают эти известные реальные или вымышленные личности. Руководитель компании имеет возможность предусматривать действия своих посредников, учитывая исторические параллели.
3.4. Этические основы РУР