а) Основная проблема экзистенциональной философии Жана-
Поля Сартра (1905 - 1980) - проблема выбора.
б) Центральным понятием сартровской философии
является «для-себя-бытнс».
- «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира.
Однако полностью осознать себя человек может только
через «для-другого-бытие» -различные взаимоотношения с другими людьми.
- Человек видит И воспринимает себя» через отношение к
нему «другого».
в) Важнейшее условие жизни человека, ее «стержень»,
основание активности - свобода.
- Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти,
экстремальные ситуации, жизненно важные для человека
проблемы).
- Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным
выбором.
- Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.
|
|
- Вся жизнь - цепочка различных «маленьких жизней»,
отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» -
экзистенциональными решениями. Например: выбор
профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение
изменить профессию, решение принять участие в борьбе,
пойти на войну и т. д.
- По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать
из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любих обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).
г) Вместе с проблемой свободы возникает проблема
ответственности.
- Человек ответственен за все, что он совершает, за самого
себя («Все, что со мной происходит, - мое»).
- Единственное, за что человек не может отвечать, - это за
свое собственное рождение.
- Однако во всем остальном он полностью свободен и
должен ответственно распоряжаться свободой, особенно
при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.