б) «Бытие» как предельно общее понятие (терминальная категория) философии и науки:
Nb: В переводе с латинского «граница», «предел», «предельный»
обозначаются категорией «термин» («терминальный»)
Понятие «бытие», являясь исходным, формирует систему философских категорий, т.е. философия - это миропознание (познание физического и духовного мира) бытия. Поэтому в центр исходных понятий философии ставится бытие - физическое и духовное; бытие физическое - это пространство и время, плюс их наполнение, именуемое материей. Пространство, само по себе, - неизменная «пустота» - это статика бытия. Время течет - это динамика бытия.
Nb: Специфика обеих сторон бытия физического: через статику - пространство, через динамику - время (в искусстве, в, частности, выделяются пространственные, или статичные, его виды и временные, или динамичные). Динамика и статика исключают друг друга: Динамика может слиться со. статикой через промежуточную форму (ею является материя, заполняющая пространство и изменяющаяся во времени).
|
|
Nb: Благодаря материи физический мир выступает единым. Современная физика подтверждает внутреннюю нераздельность пространства, времени и материи.
Nb: С выходом на время пространство раздваивается: его тождественность, неизменность во времени проявляются как покой; изменение во времени - как движение.
Бытие нуждается в самоопределении, которое выступает в виде сознания. Соответственно обозначим самоопределяемое бытие как сознание, а определяемое - как материю;
: Взаимопроникновение сознания и материи порождает субъект как сознательное и материальное существо, действующее на основе свойственных ему материальных и духовных потребностей;
Nb: Предмет деятельности субъекта - объект - включает отдельные явления вплоть до мира в целом: Объект существует для объекта в своей собственной основе (или сущности, и значимости для субъекта, его потребностей - ценности); познание происходит во взаимодействии субъекта и объекта.
Специфика философского знания - во всестороннем раскрытии субъектно-объектных отношений, что и подтверждает отправное начало системы философских наук. Это указывает на то, что само бытие есть системное явление.
в) Статус понятия «бытие» в философии: понятно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы.
Однако еще есть и мир символов - продукты деятельности человека (т.е. то, в чем дано иное); человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя не физически зримо, а символически. (Например, в продуктах труда
узнаются их создатели); т.е. мир философии — это три сферы бытия: мир
|
|
человеческого, мир символического и мир природы, связанные друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии - это системная связь: Мир человека - Мир символов - Мир природы.
Каждый из этих миров сложно структурирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений;
мир символов — это труд, язык, культура; мир
природы — физические, химические, биологические явления.
г) Содержание философской категории «бытие»: Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально
существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Nb: Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции -самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Df: Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная,
объективная, венная, бесконечная субстанция, которая включает в себя
все сущее.
2. Бытие - универсальная система связей и отношений:
а) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через отношение: Отношение - это общее выражение системной связи целостного мира. Мир - единый и целостный - существует благодаря всеобщей связи явлений. Явления мира объединены двумя видами связи -непосредственно и опосредованно в рамках целого.
Df: Отношение - это любое взаимное расположение элементов бытия. Оно может быть:
внешним (количественным отношением элементов) - явления независимы друг от друга и лишь сравнимы на какой-то общей основе, позволяющей соотносить, соизмерять элементы и рассматривать их в качестве частей единого;
- внутренним - зависимым, физически связанным, образующим целостность восходящим к единой сущности. (Сущность - внутренняя связь.
Главная сущность - исходная связь);
-внутренне-внешним - это внешняя свіязь «внешняя связь внутренней связи». В зависимости от конкретной внешней связи одна и та же сущность заявляет себя в разном качестве. Качество - это взаимодействующая сущность, итоговая, практическая связь; внутренне-потребностным (не связанным физически), ценностным.
Таким образом, исходные понятия структуры бытия:
- Элемент,
Отношение,
-Связь.
Элемент - единица бытия.
Отношение - взаимоположение элементов.
Связь - внутреннее отношение элементов, реализуемое во взаимодействии. Философы выделяют три положительных и три отрицательных формы возможного взаимодействия. Они являются «симметрией», необходимой равновестностью в отношениях бытия.
Взаимодействие - реализация связи: положительные формы
взаимодействия - взаимодополнение, взаимопроникновение,
взаимослияние; отрицательные формы взаимодействия -
взаимоотталкивание, взаимоисключение, взаимоуничтожение.
Nb: связь, включающая негативные отношения, - противоречие;развитие - это увеличение и обогащение связей между элементами. В этом случае скачек, радикальность перемен зависит не от качества, а от количества.
Сущность - исходная внутренняя связь.
Закон - общая связь (сущность) явлений.
Количество - внешнее отношение (сопоставимых) явлений.
Свойство - отдельное отношение взаимодействующей
сущности.
Качество - взаимодействующая сущность.
Система - единство внутренних связей.
б) Бытие — как интегральная характеристика целостности мира через его существование.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность»,
«существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Однако бытие - это интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие «бытие» отвлекается от всех конкретныхразличий предметов, вещей и процессов, кроме одной их черты - иx существования (что задает миру исходную целостность);
|
|
Существовать - значит быть «связанной переменной»: в этой категории фиксируется убеждения человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием; чувственное восприятие бытия окружающего мира не однозначно (миражи в пустынях); констатация бытия исходная, базовая посылка дальнейших рассуждений о мире;
в) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через становление:
Становление - характерная черта бытия, а бытие — предпосылка становления. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие - иллюзорным (парадокс Парменида «Сущее есть, не-сущего нет»); Гегель понимал бытие как «исчезающее бытие», как переходящее в «небытие», в результате чего все в мире является становлением; у Платона бытие - это трансцендирование, Становление бытия имеет личностно-индивидуальный смысл, конкретно-исторический способ реализации, сталкивается с дилеммой «быть или иметь», является процессом самореализации, долженствования и жизнедеятельности.