IX IV V
| |||||
а
Детермениэм - концепция мира, основывающаяся на принципах причинности и закономерности.
б) Долгое время существовал механический детерминизм. Его
основа — понимание причинной связи как однозначной и
постоянной:
- для него характерно; жесткое понимание причинных связей; законы
классической механики; исключение случайности, статистической формы детерминизма; — детерминация рассматривалась как вызываемая внешними
причинами;
- еще она рассматривалась как однозначная, а значит и точно предсказуемая в области состояний материальных систем;
в) Лапласовский детерминизм (основатель французский ученый Лаплас)
— если известно число параметров в любой данный момент и их производные по времени, то
возможно вычисление этих параметров в предыдущее и последующее время;
—но дальнейшие исследования XIX — XX вв. показали
ограниченность такого понимания;
|
|
г) Диалектизация принципа причинности шла в различныхнаправлениях;
- уточнялась простая схема причинности и осознавалась роль условий: при одинаковых условиях выделяемая причина всегда производит одно и тоже следствие;
-но одинаковых причин не бывает, поэтому вводились уточнения: подобные причины при подобных условиях производят подобные следствия;
-понятие детерминизма приобрело гибкость и четкость, достаточную для исключения представления индетерминизма;
-по диалектика — материалистической концепции связь между причиной и следствием может носить статистический, вероятностный характер (статистическая форма);
-статистическая детерминированность — результат взаимодействий большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации;
— статистическая детерминация рассматривает ситуации с несколькими альтернативами.
— диалектика — материалистический детерминизм включает в себя случайность;
— универсальная закономерность (коллективная регулярность) совместима с индивидуальными исключениями, нерегулярностью, это расширение детерминизма, но не его отрицание.
3. Детерминизм и проблема свободы воли личности.
— Опыт показывает, что даже иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами;
- абсолютная свобода воли — это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека;
- внутренниймир человека является отражением внешнего объективного мира и диалектическое отражение событий во внутреннем мире является диалектическим отражением событий во внешнем мире;
|
|
-объективнаядетерминация явлений в мире имеет отражение в сознании в виде логики и психологии, находящей связь человеческих идей, познавательных образов;
-цели, лежащие в основе свободы выбора, определяются
интересами человека, возникшими в результате практики ;
- свободное действие человека определяется выбором, свобода есть там, где есть выбор;
- ситуация выбора имеет объяснение только при налички объективной постоянной обусловленности событий и явлений;
- основанием для ситуации выбора является наличие диапазона возможностей;
- одной из форм проявления свободы является способность
человека к преобразованию мира, самого себя иокружающего социума;
- согласно общей концепции детерминизма, свобода — это высшая форма самрдетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне в ее движении.